Судоверфь Терсане – очень любопытное место в старом городе Аланьи. Расположена оно рядом с морем и башней Кызыл-Куле. Кстати, судоверфь до сих пор служит местным жителям — сюда причаливают небольшие кораблики и лодки. Между прочим, верфь называют Терсане, что в переводе с турецкого, собственно, и означает «верфь».
На самом деле, верфь – не самое сложное строение в Алании, но размеры его впечатляют и сейчас. Терсане отличается солидными размерами — 56 на 44 м, длина пяти секций верфи составляет около 8 метров. Кроме того, есть галереи, обращенные в сторону моря. Их глубина — 40 м. Это яркий пример архитектуры эпохи Сельджуков. Терсане использовалась по назначению до 1961 г.
Корабельная верфь построили в 1228 г. Султан Аладдин Кейкубат мечтал быть полноправным хозяином моря на этой территории, и поэтому приказал возвести Терсане. Здесь строили новые судна и ремонтировали старые, чтобы флотилия Кейкубата ни в чем не нуждалась. На возведение судоверфи Терсане ушел всего лишь один год.
Судоверфь Терсане стала вторым судостроительным сооружением, возведенным в период правления султана — спустя 7 лет после завоевания города Калонорос (прежнее название Аланьи). Первое построили в городе Синопе в черноморском порту. После появления Терсане Кей-Кубад стал по праву именоваться «султаном двух морей» (Черного и Средиземного).
Здание судоверфи
Над узкой дверью верфи в глаза бросается тиснённая надпись из 5 строк. В первой строке надписи, которая слагает оду султану земли и двух морей , между двумя значками занимает своё место герб Алааддина I-го.
Терсане — это средневековое сооружение из щебня и кирпича, состоящее из 5 доков (камер) с высокими сводами и стрельчатыми арками. Между собой камеры соединены сквозным проходом. В сводах сделаны отверстия, предназначенные для освещения и выхода дыма. Глубина каждого дока составляет 42,3 метра, высота — 7,7 метров. Камеры возведены на разных уровнях, поскольку только таким образом можно было предотвратить постепенное обрушение прилегающего среза скалы. Длина сооружения составляет 56 метров, ширина — 44 метра.
Помимо доков к судоверфи относится несколько служебных построек — склады, сторожевая вышка и помещения для работников. Один из складов вырезали прямо в скале. Рядом с судоверфью стоит небольшая мечеть (масджид), в которой располагались офисы клерков.
Сельджукские строители начали возводить судоверфь в этом месте неслучайно. Ее расположили таким образом, чтобы её помещения максимально долго освещались солнцем каждый день. Это давало возможность больше работать при естественном освещении. Кроме того, это было наиболее безопасное место, надежно защищенное с востока Красной башней Кызыл Куле.
Терсане выполняла не только судостроительную, но и оборонительную функцию. Состоящая из двух башен крепостной стены, верфь была удобна при обороне от врагов с моря (с востока).
Музей
Сегодня на территории старой судостроительной верфи организован музей.
Корабли строили «всухую» (то есть на берегу), а когда судно было готово, его спускали на воду. В каждом доке находятся воссозданные механизмы или инструменты, которые дают представление об уровне корабельного мастерства того времени.
Так, в одной из камер можно увидеть средневековый подъемный механизм.
В другой — остов корабля.
А в третьей — высохший колодец. В четвертой — инструменты сельджукских корабелов.
Ну а в пятой — навигационную карту звездного неба. Все объекты имеют непосредственное отношение кораблестроению и мореходству XIII–XIV веков. Важно то, что всё разрешается трогать руками!
Из каждого дока открывается завораживающий вид на Средиземное море и Аланью.
Верфь расположена в 250 м от Красной башни. Тропинка от башни к верфи проходит рядом с оборонительной стеной вдоль берега. Эту стену часто называют «Тропой Стражников».
Вечером Красная башня Кызыл Куле, крепостная стена и доки судоверфи эффектно подсвечиваются.
Вход на территорию Терсане платный. Можно купить комплексный билет на посещение судоверфи и башни или трех объектов: судоверфи, Красной башни и пещеры Дамлаташ. Это выгоднее, чем посещать все места по отдельности.