Оставив позади театр Марцела, идем к странной колокольне, прикрепленной к зданию неподалеку. Выходим к маленькой площади Кампителли. Площадь названа так по находящемуся рядом Капитолию. Наша цель — церковь Санта Мария ин Кампителли.
Фонтан
В центре площади – фонтан, составленный из двух чаш – небольшой круглой наверху и нижней, имеющей форму сложного многогранника. Нижнюю чашу украшают изображения гербов – это напоминание о том, что фонтан был создан знаменитым архитектором Джакомо-делла-Порта в 1589 г. на средства, пожертвованные жившей по соседству знатью.
Все римские фонтаны служили для снабжения города питьевой водой. Из нижней чаши этого фонтана окрестным извозчикам было удобно поить лошадей. Поэтому вокруг была постоянная толкотня, шум и перебранки. В результате фонтан был перенесён от входа церковь на это место.
Церковь Санта Мария ин Кампителли (Santa Maria in Campitelli)
Церковь Санта Мария ин Кампителли (S. Maria in Campitelli) с её великолепным барочным фасадом, без сомнения, главное здание площади Кампителли. Церковь также известна как Санта-Мария в Портико (Santa Maria in Portico), а официальное название, используемое епархией, теперь — Санта-Мария в Портико в Кампителли (Santa Maria in Portico in Campitelli). Барочная церковь Санта Мария ин Кампителли возведённая в 1662-1667 гг, считается одним из лучших творений ученика Бернини, архитектора Карло Райнальди. Церковь построена на месте более древнего храма в память об избавлении от чумы. В ней продемонстрирована скорее северо-итальянская, чем римская манера.
Фасад
Двухъярусный фасад церкви напоминает церковь Иль-Джезу. Высокая, впечатляющая фасадная стена, «прикрывающая» основной объем сооружения, тектонически построена на многообразном использовании двух колонных портиков, то выступающих вперед, то отходящих назад, подчеркивающих вертикальный план. Эффектно и красиво задумано завершение, в виде сочетания вкомпонованных друг в друга лучковых и треугольных фронтонов. Многоярусное использование колонн позволило архитектору создать иллюзию движения, стремящегося вверх.
У церкви нет обычной колокольни, но над первой часовней слева расположена высокая конструкция. Она состоит из трех высоких кирпичных столбов, соединенных арками наверху. Четыре колокола висят в промежутках между колоннами.
Неф
В интерьере церкви, имеющей форму равноконечного греческого креста, зодчий также использует подобные приёмы, создавая перспективы, похожие на театральные кулисы. Множество колонн в зале ассоциируются с прочностью веры, создающей опору церкви. Особенно хороши пропорции купола, словно парящего над церковным залом.
Необычный план церкви создает замысловатые и приятные перспективы. Неф прохладно украшен бледно-серым, что позволяет привлечь внимание к великолепию святыни над алтарем.
В основном прямоугольный неф — сводчатый и имеет три часовенки с каждой стороны, средние две из которых очень большие.
Над входом находится органная галерея, сам орган, датируемый 1909 годом, с прекрасным нео-барочным футляром. Контрафаза ниже него облицована мрамором с серыми прожилками.
Справа от главного входа находится нео-барочный мемориал Франческо Нарди, 1877 год. Один ангелок играет с мраморной драпировкой, окружающей бронзовой портрет-камею.
Алтарь
Неф завершается триумфальной аркой. Купол над алтарем освещен окнами-люнетами.
Слева — картина, изображающая рождение Иоанна Крестителя Иль Бачиччиа, 1698 год. Раньше это был алтарь большой лесной неформенной часовни перед святым Джованни Леонардием и был перенесен сюда в 1861 году.
Ниже мемориальная плита кардиналу Массимо Массими, который умер в 1954 году. Он был не только кардиналом церкви, но и крестился здесь во младенчестве. Работа представляет собой барельеф святого Михаила, убивающего дракона, и был выполнен в 1976 году Гвидо Вероем. Стоит обратить внимание на довольно странную голубую расписную деревянную кафедру.
Справа — впечатляющий мемориал кардиналу Бартоломео Пакке (скончался в 1844 году), который был вылеплен Фердинандом Петричем в 1863 году.
Этот храм был построен на месте старого по желанию горожан. Те хотели создать более достойное сооружение для хранения чтимой иконы Божьей Матери, считающейся чудотворной. Икона называется Санта-Мария-ин-Портико (Святой Марии в портике), датируется 11 в. и выполнена в редкой для Рима технике эмали. Этой иконе римляне молились о спасении от чумы. Когда в 1656 г. особенно страшная эпидемия чумы, поразившая Рим, пошла на убыль, благодарные горожане решили построить для иконы новую церковь. Чудотворная икона помещена над главным алтарем церкви, и окружена пышным золочёным обрамлением с витыми колонками, выполненным Джованни Антонио де Росси и Эрколе Феррата.
Икона Мадонны маленькая, только около 25 см в высоту. Поскольку исходная икона недоступна для почитания, воспроизведение происходит во второй часовне справа.
Алтарь внизу с его скинией — 1737 г., Майклэнгело Спекки.
В раковине апсиды позади находится фреска Джована Баттиста Конти, в которой показан папа Александр VII, предлагающий церковь Богоматери. Она была написана в 1925 году.
Боковые капеллы расписывали известные художники эпохи барокко. Боковые часовенки описаны в порядке против часовой стрелки, начиная справа от входа
Часовня Святого Михаила
Первая часовня справа была посвящена Распятию. Но в 1729 году переосвящена святому Михаилу Архангелу. Алтарь представляет собой картину Михаила, победившего дьявола, Себастиано Конка.
Часовня Святой Анны
Вторая часовня справа посвящена святой Анне, матери Богоматери. Алтарь показывает Богоматери с святыми Иоакимом и Анной, Ее Родителями, а также Лукой Джордано. Богоматерь — маленькая девочка с матерью, и у двух родителей есть видение ангелов, предсказывающих будущее их дочери. Фреска в склепе святой Анны в Славе — Микеланджело Риччиолино.
Лепнина этого алтаря являются Мишель Майкл, Франческо Баратта и Франческо Каваллини, а ангелочки — Лоренцо Оттони.
Часовня Святого Николая
Третья часовня справа, Капелла Мута Буси, посвящена святому Николаю Бари. Она была оборудована в 1727 году, но восстановлена примерно в 1800 году.
Алтарь святого анонимен. Св. Николая показывают поклонение Мадонне с младенцем, при участии Иоанна Крестителя.
Маленький купол имеет привлекательную фреску ангелочка того же периода, держащего в руках баннер с надписью «Euge serve bone» («Молодец, хороший слуга»).
Здесь хранится гипсовая копия древнего алтаря Аполлона, оригинал которого использовался как алтарь в церкви Санта-Мария в Портико.
Часовня святой Зиты
Из четырех маленьких часовни в углах святилища только эта по-прежнему функционирует как таковая. Она была посвящена святой Зите, потому что она приехала из Лукки, как и святой Джованни Леонарди, основатель Регулярных клерков (см. ниже). Она является покровителем женских домашних слуг.
Часовня богато облицована полихромным мрамором, подарком семьи Васелли. Некоторые памятники к ним находятся на стенах. Оригинальный анонимный алтарь XVIII века святого был заменен иконой Пьета в византийском стиле, подарком художника Эльзы Фратини. Сам алтарь находится над стеклянной коробкой с изображением Христа в Гробнице 19 века.
Часовня Капизуччи
Третья часовня слева — Капелла Капикуччи (Capizucchi), посвященная апостолу Павлу, и является ранней работой Маттиа де Росси. Она была заказана кардиналом Раймондо Капикуччи, монахом-доминиканцем, который умер в 1691 году, и чей мемориал находится здесь.
Алтарь изображает Преображение Святого Павла Людовико Джиминьяни 1683 года, а на раме над ним — фреска Мадонны с младенцем 16-го века, спасенная от старой приходской церкви, разрушенной, чтобы освободить место для нынешнего здания.
Фрагмент алтаря — «Апофеоз Святого Павла» Микеланджело Риччиолино.
Часовня Святого Джованни Леонарди
Вторая часовня слева теперь посвящена святому Джованни Леонарди, основателю Регулярных клириков (орден, члены которого занимаются пастырской деятельностью, а также образованием и делами милосердия), который запечатлен перед алтарем. Тем не менее, она была первоначально посвящена святому Иоанну Крестителю, и это очевидно из его украшения.
Эдикула впечатляющая, с парой массивных красных мраморных коринфских колонн и великолепной лепниной. Художниками были Джузеппе Маццуоли, Лоренцо Оттони и Джакомо Антонио Лаваджи. Фрагмент святилища Иоанна Крестителя в Славе — Джачинто Каландруччи, 1683.
Настоящий алтарь — это Апофеоз Сан-Джованни Леонарди Марчелло Соцци, 1860. Тем не менее, ленточный эпиграф выше по-прежнему провозглашает Non surrexit major Ioanne Baptista.
Капелла Альтьери
Первая часовня слева — часовня семьи Альтьери, оборудованная в 1708 году Себастиано Чиприано. Она посвящена святому Иосифу и благословенному Людовике Альбертони, а мраморный рельефный алтарь Лоренцо Оттони показывает, что Святое Семейство появляется ей в видении.
Фреска потолка, изображающая Успение, — Джузеппе Пассери.
Боковые стены имеют пару одинаковых барочных мемориалов в полихромных мраморах. Один из них — Анджело Альтьери, 1709 года Джузеппе Маццюоли, с бюстом Микеля Майлла, который умер в 1703 году. Противоположным является Виттория Парабиакки, 1710 год, и здесь работа была завершена Антонио Лавагги после смерти Майлла.
Покидаем церковь с необычной алтарной иконой и идем бродить дальше по кварталу еврейского гетто.
Церковь Санта Мария ин Кампителли на карте
Кстати, на противоположной стороне площади, там, где от неё отходит улица Виа-деи Фунари, стоит церковь Святой Екатерины. Виа-деи-Фунари переводится как «улица канатчиков» – здесь селились ремесленники, занимавшиеся изготовлением канатов. В античности на окрестной территории находился театр Бальбо, возведённый при императоре Августе. В средневековье на руинах античного театра располагались различные мастерские и монастырь Санта-Мария-Домини-Розе.
Противоположную сторону улицы Виа-деи-Фунари занимает боковой фасад дворца одного из богатейших семейств Рима – дворца Маттеи. На одноименной площади мы и продолжим прогулку.
2 комментария
Очень жалею, что ваш замечательный и подробный рассказ об этом храме попался так поздно. Когда были в Риме, жили от него в ста метрах, и ходили туда на службу и на концерт органной музыки. И никакой информации об этом храме у нас тогда, к сожалению, не было. Очень надеюсь , что снова сможем попасть в Рим и уж тогда то обязательно пройдемся по этой церкви с вашим экскурсионные рассказом.
Рада, что вам понравился рассказ! Надеюсь, что вы снова прогуляетесь по улицам Вечного города