Возвращаясь из музеев Ватикана вдоль Тибра вышли к еще одному интересному месту. У берегов Тибра находится Бычий форум в Риме (Foro Boario, мясной рынок) — старейший римский форум.
Храм Геркулеса-победителя (Tempio di Ercole Vincitore)
На форуме неплохо сохранились два храма: круглый храм Геркулеса-победителя (Tempio di Ercole Vincitore) (ранее ошибочно называемый храмом Весты из-за своей формы, ок. 120 г. до н.э.), построенный в I веке до н.э. в эпоху правления Тибериана.
Храм цилиндрической формы с просторным входом. Это был первый мраморный храм в Риме, украшенный известными живописцами, среди которых был Скопас Младший. Внутреннее убранство храма не сохранилось.
Храм Портуна (Templum Portuni)
и храм Портуна (Templum Portuni)
Портун — бог охранитель входной двери в дом, входа в море или реку, бог гаваней и портов. Небольшой, обнесенный колоннадой храм, построенный в начале II веке до н.э. Долгое время ошибочно считалось, что это храм Фортуна Вирилис. Храм построен на кирпичном возвышении.
Храмы дошли до наших дней благодаря тому, что их освятили и посвятили в христианские храмы, когда Рим стал христианским городом.
Арка Януса
Там, где к площади Бокка-делла-Верита подходит виа-дель-Велабро, стоит арка Януса – одна из многочисленных арок античного Рима. Она относится к 4 в. – эпохе правления императора Константина. Все фасады, обращенные на разные стороны света, имеют пролет – недаром арку называли «четырехликой». Арка Януса не принадлежит к числу триумфальных. Такие арки, называемые тетрапилами или квадрифонами, строили на перекрестках дорог. Отчасти назначение арки было функциональным – под сводами прятались от солнца торговцы и менялы, заключавшие сделки.
Церковь Санта-Мария-ин-Космедин
На площади Бокка делла Верита (Bocca della Verita) находится церковь Санта-Мария-ин-Космедин.
Она была построена в IV веке на месте двух античных римских храмов. В VIII веке здесь служили греческие монахи, бежавшие от иконоборческих преследований. Церковь реставрировали в VIII веке, потом некоторые части в XI, XII и XIII. А в XVIII церковь был основательно обновлена.
Cлово «космедин» означает «великолепно изукрашенный». В храме заслуживает внимания готический алтарь, епископский престол, пасхальный канделябр и великолепный пол в технике косматеско.
В одну из боковых капелл левого нефа, среди цветов от благодарных поклонников выставлена глава св.Валентина (покровитель влюбленных). О Валентине из относительно ранних источников не известно почти ничего, кроме того, что он был епископом Интерамны (ныне этот город на юге Умбрии в Италии назвается Терни), претерпел мученичество в Риме (вероятно,ок.197 г.) и был погребен у Фламиниевой дороги. Позже его мощи были перенесены в Терни, где по сей день покоятся под алтарем посвященной ему базилики, хотя отдельные их частицы имеются во многих других городах.
В сакристии хранится фрагмент мозаики, перенесенной сюда из старого собора Св. Петра.
Когда мы зашли в церковь, там как раз проходил бесплатный концерт оперных певцов. Великолепное исполнение в достойном обрамлении!
Уста Истины
После перестройки церкви в VIII в. появилась крытая галерея и портик, в стене которого находятся знаменитые Уста истины — Бокка-делла-Верита — большой (1.75м в диаметре) круглый камень с изображением божества, открывшего уста. От куда появилась гигантская маска диаметром почти 2 метра точно не известно. По одной из версий на мраморе изображён герой романских мифов Эрколь Победитель; по другим предположениям – это маска Тритона, образ бога всех рек Океануса, а то и лицо самого Зевса. При детальном исследовании стёртых поверхностей мраморного рельефа на нём были обнаружены изображения дельфинов, обрамляющие лицо божества.
Происхождение этого артефакта считается весьма прозаичным. По всей видимости, он служил крышкой стока Cloaca Maxima – Большой клоаки, заброшенной в период раннего средневековья, то есть был всего лишь канализационным люком. Украшение такого предмета образом речного божества в Древнем Риме было обычной практикой.
Существует легенда и о более благородном происхождении медальона-крышки, подтверждается она стихами Овидия и Гомера. Каменная маска закрывала священный колодец в храме Меркурия, где древние римские коммерсанты клялись в своей честности во время купли-продажи.
Древней легенде вторит и легенда средневековая: страшная маска откусит руку тому, кто солгал. Обвиняемого во лжи подводили к Устам Истины, заставляли вложить в отверстие руку и повторить свои показания. Уходил испытуемый с рукой или без — зависело от его правдивости. Позднее были обнаружены документы, в которых утверждалось, что за стеной сидел палач, отрубавший подозреваемым руки.
Но любая легенда имеет исключение, так существуют случаи, когда Уста Истины не работают. Все знали, что одна молодая женщина изменяет своему мужу, и, когда это достигло ушей ее супруга, он решил испытать жену на Устах Истины. Когда женщина вместе со своим мужем шла через толпу зевак к огромной маске, которая должна была свершить правосудие, ее любовник притворился сумасшедшим, набросился на молодую женщину и стал ее обнимать и целовать. Засунув руку в Уста Истины женщина произнесла:
«Ни один мужчина не целовал меня, кроме мужа и этого сумасшедшего бедняги».
Женщина сказала правду, и народ знал об этом. Рука осталась на месте. Это первый случай, когда маску запутали. А римляне тут же стали говорить, что для того, чтобы прижать женщину к стенке, магии не достаточно.
Рядом с каменным изваянием с двух сторон прохода установлены ящички для пожертвований. Фотосессия с древним оракулом платная. К маске стремится много людей, за порядком наблюдает специальный служитель.
Фонтан тритонов (Fontana dei tritini)
На площади перед церковью можно увидеть фонтан тритонов (Fontana dei tritini), который был построен Францеско Моратти в 1717 году, по указу папы Клемента XI.
Вазу в форме восьмиугольной звезды (эмблема папы) держут два тритона. Моратти вдохновил тритон Бернини.
Бычий форум на карте Рима