Не успели мы далеко отойти от церкви Санта Мария дель Анима, как встречаем необычный изогнутый богато украшенный фасад еще одной церкви. Это церковь Санта Мария Маддалена (Chiesa di Santa Maria Maddalena), расположенная на одноименной площади недалеко от Пантеона. Ее фасад выполнен в стиле рококо, а небольшое пространство внутри от пола до купола покрыто росписями, выполненными различными художниками. В этом месте в Риме начиная с 1586 годы была церковь Ордена Saint Camillus de Lellis. В 17 веке началось строительство нынешней церкви, которая была завершена в 1699 году.
Церковь Санта Мария Маддалена
Фасад
У неё необычный для церквей Рима фасад — в стиле рококо, в этом стиле не было принято возводить церкви. Торжественный и помпезный стиль рококо, в котором построена достопримечательность, был не слишком распространён в архитектуре Рима. Его считали мистическим и совершенно не пригодным для религиозных сооружений. Первое время новую постройку воспринимали с негодованием и даже придумали ей прозвище — «сахарная церковь», поскольку своим внешним видом она походила на торт. Несмотря на то, что это прекрасное сооружение не раз подвергалось разносторонней критике, на сегодняшний день оно представляет собой ценнейший образец римского рококо. Шарм и грация, присущие церкви Санта Мария Магдалена, не оставляет её без внимания. Изящный вогнутый фасад, богато декорированный лепниной и статуями, расположенными в полукруглых нишах, прекрасно вписывается в окружающую архитектуру и украшает одноимённую площадь.
В сооружении фасада церкви в течение 70 лет принимали участие самые разные архитекторы: Carlo Fontana (купол и свод), Giovanni Antonio De Rossi и Giuseppe Sardi. Окончательно фасад здания был завершён в 1735 году. Освящение новой церкви произошло 4 мая 1727 года.
На первом этаже фронтона статуи святых Камилла и Филиппа Нери. Надпись над входом гласит: Ave spes unica, piis adauge gratiam. («Радуйся, единственная надежда, добавь больше благодать благочестивым»). Это адресовано Кресту, который является символом камиллян. Над табличкой сидят пара ангелов, почитающих настоящий крест, который находится в тимпане фронтона. На втором этаже фронтона стекло в окне имеет красный латинский крест, который является символом Камиллян. По бокам от окна две скульптуры в украшенных нишах: справа находится Св. Марта, а слева — святая Мария Магдалина с обнаженной выше колена ногой.
Неф
Особого внимания заслуживает интерьер церкви. Здесь гармонично переплетаются элементы барокко, появившиеся на начальном этапе строительства, с добавленными позже роскошными деталями рококо, задающими основной характер и настроение.
Церковь имеет один вытянутый неф с просторными боковыми капеллами, трансепт и глубокую апсиду. Эллиптическая часть имеет четыре боковые часовни, в широких, но неглубоких арочных нишах.
Над каждой часовней есть большое окно с красным крестом, который мы уже видели в окне фасада. Кстати, Красный крест, международно признанный в качестве символа медицинской помощи, возник из большого красного креста, который носят сыновья и дочери святого Камилля.
Каждая из сторон нефа украшена аллегорическими фигурами, представляющими достоинства, установленными в круглых нишах с треугольными фронтонами.
Сводчатый потолок с мелким куполом. Фрески на своде — Микеланджело Серути, изображают сцены из жизни Святой Марии Магдалины. Центральная фреска изображает Восстание Лазаря в молитве Его Сестры Мэри.
Над трансептом внутри купола есть фреска, изображающая небеса, вокруг центрального окуля, в котором находится Голубь Святого Духа.
Над главным входом можно увидеть изящный орган, богато декорированный позолоченными деревянными элементами и скульптурами. Стены украшены лепниной и нишами, с установленными в них статуями-аллегориями, олицетворяющими любовь к искусству. Эта органная галерея считается одной из самых украшенных среди римских церквей.
Обратите внимание на простой, но привлекательный пол церкви, выполненный в желтовато-коричневом, черном, белом и светло-сером цвете.
Алтарь
Главный алтарь находится в глубине церкви напротив центрального входа — в полукруглой апсиде, украшенной крупной фреской с изображением Марии Магдалены в молитве работы Микеле Рокке. Рельефные мраморные скульптуры, примыкающие к алтарю, принадлежат Пьетро Браччи и изображают святую Марию Магдалину, которая прибывает в пустую гробницу с двумя другими Мариями и встречает Христа в саду. На полке над алтарем находятся четыре впечатляющих портрета-бюста в серебристо-позолоченном виде.
Фреска апсидской раковины Аврелиано Милани 1732 года показывает «Проповедование Христа».
Боковые капеллы расположены по обе стороны от нефа.
Часовня Святого Франциска Паолы
Первая часовня справа посвящена святому Франциску Паоле. Он имеет пару позолоченных и ребристых коринфских колонн, поддерживающих треугольный фронтон, в неоклассическом стиле. Алтарь работы Пьетро Гальярди показывает, что святой вызывает чудесное исцеление маленького ребенка. В люнете над алтарем есть фреска святого, поклоняющегося Мадонне с младенцем.
Часовня Богоматери
Вторая часовня справа посвящена Пресвятой Богородице (Мадонна делла Салюте) и была разработана Франческо Клаудио Ферруцци в 1718 году. Пара композитных колонн в эдикуле сделаны из необычного камня: розовато-серый брекчированный мрамор с черными включениями. Икона, объект почитания камильского ордена на протяжении всей ее истории, представляет собой версию 16-го века оригинальной византийской иконы Ходегитрий. Она была завещана одной из ранних камиллианов некоей Сеттимией Де Нобили в 1614 году. Здесь она запечатлена в очень сложной позолоченной рамке из листьев аканта, над которой находится позолоченный рельеф пары ангелочков, держащих корону.
Часовня святого Камилла
Святилище святого Камилла де Леллис находится под большим алтарем на правой стороне трансепта, который ему посвящен. Часовня была переделана Николетти в 1757 году. Мощи находятся в позолоченном бронзовом саркофаге, над которым установлен стеклянный с фигурой святого.
Алтарь, изображающий святого, видящего Мадонну и Распятого Христа, принадлежит Пласидо Костанци, 1749 году в стиле Доменикино.
Часовня Святого Лаврентия Джустиниани
Вторая часовня слева посвящена святому Лоуренсу Джустиниани. В алтаре изображен святой, имеющий видение Рождества, а также Лука Джордано. Традиция утверждает, что он нарисовал полотно всего за одну ночь, и в результате он получил прозвище Лука Фа-Престо.
Часовня Успения Пресвятой Богородицы
Первая часовня слева посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Оформление полихромного мрамора здесь очень богатое, а брикетированные мраморные колонны показывают интересное изменение цвета от бело-красного внизу до бело-зеленого наверху (цвета вызваны медью). Алтарная картина, изображающая Успение, принадлежит Пеше.
Церковь Санта Мария Маддалена на карте. Кстати, церковь закрыта с 12 до 17 часов.