Позади осталась пьяцца дель Пополо, идем по виа дель Корсо, и вот перед нами очередная римская базилика. Сан Карло аль Корсо, а полное название: Сант Амброджио э Карло аль Корсо — базилика в Риме, обращенная фасадом к центральной части улицы Виа дель Корсо. Апсида церкви обращена к Мавзолею Августа на Виа ди Рипетта. Церковь посвящена святым Амвросию и Карло Борромео, уроженцам Милана, и является одной из трех в Риме, в названии которых фигурирует имя Борромео (две другие — Сан Карло ай Катинари и Сан Карло алле Кватро Фонтане).
Базилика Сан Карло аль Корсо в Риме
Строительство храма началось после канонизации Карло Борромео в 1610 году. Для возведения церкви было выбрано место, на котором раньше стояла церковь Сан Никола де Тофо. В плане церковь представляет собой форму латинского креста, а купол, напоминающий купол Санти Лука э Мартина, спроектирован Пьетро да Кортона, который также является автором апсиды и богатых внутренних декораций.
Фасад
Фасад спроектировал кардинал Луиджи Алессандро Омодеи, которому не понравился эскиз Карло Райнальди. Построенный одним рядом массивных коринфских колонн, фасад разделен на три части, центральная часть выделяется из-за пары полуколонн, которые располагаются перед колоннами. Все украшения сконцентрированы в наиболее сложном фронтоне, который вписывается в общий план. Два почти симметричных здания, которые как бы образуют крылья, были построены в 1685 году для размещения пациентов больницы церковного братства. Похоже, что фасад изначально был в бледной известняковой и кирпичной расцветке, таким образом, находясь в полной гармонии с соседними строениями.
На внешней стороне, по сторонам апсиды и перед древним Мавзолеем Августа, находятся две гигантские статуи титульных святых, одни из крупнейших в Риме.
Неф
Базилика имеет размеры 75*54 метра и делится на три нефа с боковыми алтарями. Центральный неф, внушительная высота которого усиливается золотом плинтуса и акантозной листвой, которые были встроены Мартино Лонги, обеспечивает тем самым идеальное продолжение сферы апсиды.
На потолке центрального нефа фреска кисти Дж. Джакинта Бранди «Падение Ангелов», выполненная между 1677 и 1679 годами.
Боковые проходы, украшенные часовнями и куполом, построены таким образом, что они соединяются друг с другом в пространстве, которое включает центральный алтарь.
На оси двух боковых часовен слева и справа от трибуны находится трансепт, увенчанный куполом в точке, где он соединяется с центральным нефом.
Украшение золотыми фресками и лепниной в центральном проходе, в трансепте и в самом центральном алтаре, было спроектировано Пьетро да Кортоной и исполнено его лучшими учениками Козимо и Джакомо Фанчелли.
Крылья-пролеты меньших проходов в идеальном созвучии с часовенками и открытым пространством составляют идеальную римскую галерею конца XVI века.
Статуи — это работа скульптора Франческо Каваллини.
Каждая арка аркад увенчана табличкой, содержащей цитату из псалмов, относящуюся к посвящению церкви. Самая крупная на контр-фасаде над входом начинает последовательность с: Domine, dilexi decorem domus tuae («Господи, я любил красоту вашего дома»).
Алтарь
Главный алтарь работы Карло Маратта. Алтарь, изображающий святых Амвросия и Карло Борромео с Девой Марией и Иисусом, был написан около 1685-1690 годов Карло Маратта. Алтарь украшен лепниной работы Джакомо и Козимо Фанчелли. Статуи святых были созданы Франческо Каваллини в 1677-1682 гг. Фрески справедливости и мира были написаны Джироламо Троппо.
Главный алтарь с его бронзовыми украшениями спонсировался кардиналом Скотти и был завершен в 1725 году. Выпуклая апсида украшена ложным гобеленом «Святой Карло среди пораженных чумой». На своде изображен «Святой Карл во славе», выполненный Джачинто Бранди между 1675 и 1677 годами.
Деамбулаторий (заалтарная галерея)
В крытой внутренней галерее, расположенной за церковью, можно найти нишу с ракой, в которой хранится сердце святого Карло Борромео. Рака была передана храму в 1614 году кардиналом Федерико Борромео, кузеном святого.
За главным алтарем в деамбулатории находится символ братства архиконфранства — изображение «Святого Карла в обожании перед Девой и Ребенком» работы школы Мараттеска.
Пять бухт амбулатории украшены фресками разных художников. Все, кроме одной, являются аллегориями добродетелей. «Слава ангелов» (Луиджи Гарзи, 1681)
Здесь также есть шесть лепных статуй разных святых Франческо Каваллини. Это: С. С. Себастьян, Фекла, Иоанн Креститель, Иосиф, Питерэнд Стивен. Они находятся в круглых нишах, которые обрамлены в довольно жуткий светло-серый мрамор. Удобно, что святые помечены под фронтонами.
Церковный орган
Трансепт
Правый и левый трансепты созданы в едином стиле и с первого взгляда как будто бы не отличаются друг от друга.
Правый трансепт
Украшение часовни справа, посвященное Непорочному Зачатию, было завещано кардиналом Паравичини. Его герб — лебедь — можно увидеть на бронзовом щите алтаря. Алтарь был завершен в 1769 году, используя дизайн Паоло Поси, который был составлен десятью годами ранее. Алтарь — это мозаичная копия «Непорочного зачатия среди посланников Церкви», написанная Карло Мараттой для часовни Чибо в церкви Санта-Мария-дель-Пополо.
Статуя слева царя Давида, предка Мадонны, — это произведение французского скульптора А. Ле Бруна. Статуя справа, изображающая Юдифь, была вырезана тосканцем Пьетро Пачилли.
Левый трансепт
Великолепное украшение из редкого мрамора и позолоченной бронзы использовалось в качестве образца для часовни Святого таинства слева от центрального алтаря, построенного архитектором Баззани в 1929 году по случаю священнического юбилея папы Пия XI. Картина над алтарем, изображающая «Вечного Отца с Ангелами Апостола», была написана между 1627 и 1632 годами Томмасо Луини, учеником А. Сакки. Скульптуры принадлежат резцу Эухенио Макканьяни и Гвидо Галли.
В самой церкви также можно осмотреть часовни с различными фресками, картинами, монументами и т.д. Покажу пару из них.
Часовня Мадонны «Помощь христиан»
Часовня Мадонны «Помощь христиан» Вторая часовня справа от входа.
В этой часовне почитается картина «Мадонна с младенцем», которая была передана в базилику св. Винсентом Паллотти, который часто проповедовал и служил мессы в базилике.
На левой стене картина неизвестного художника, изображающая «Св. Риту из Кашии».
Часовня распятия
Часовня распятия (первая справа) с деревянным алтарем, украшенным золотом, сохранившимся с конца XV века. Алтарь был спасен в тридцатые годы XX века при сносе Оратория Благословенного Таинства в Перудже. На левой стороне картина «Святой Карло и Святой Амвросий во славе» неизвестного ученика школы Маратти. С правой стороны — картина «Святой Генрих Английский», произведение Франческо Розы.
Покидаем базилику и идем дальше, к Пантеону, который не смогли посмотреть на обзорной экскурсии в наш второй день.
Базилика Сан Карло аль Корсо на карте.