Пантеон в Риме – уникальное архитектурное сооружение Древнего Рима и одно из главных достопримечательностей Рима современного. К нему за время пребывания в Вечном городе мы попадали дважды: во второй день во время обзорной экскурсии нам не удалось попасть внутрь, поэтому дошли сюда еще в четвертый.
Фонтан
На площади перед Пантеоном находится фонтан XVI века.
Древнеегипетский обелиск, который его венчает — это один из двух обелисков, изначально стоявших в храме бога Ра в Гелиополисе.
Первоначально он был установлен на площади Piazza di San Macuto в 200 метрах восточнее Пантеона (в 1711 перенесен на сегодняшнее место), а второй так и стоит на площади Минервы.
Работу над фонтаном у Пантеона начал Леонардо Сормани в 1515 году, позже к нему присоединился Джакомо делла Порта и закончил его в 1575 г.
Фонтан украшен забавными масками, дельфинами и гербами.
Пантеон
Пантеон – громадное сооружение, архитектурный шедевр, построенный в античности. Название греческое и происходит от слов “пантес” – все и “теос” – бог. То есть это храм, который был посвящен сразу всем богам.
Пантеон знаменит своей ротондой – основной частью в форме цилиндра, увенчанного громадным куполом. Строительство храма относится ко времени императора Адриана. Он воздвиг Пантеон в 126 году н.э. на месте храма, построенного в 27 веке до н.э. Марком Агриппой. На фронтоне есть сокращенная надпись (перенесенная со старого здания), которая расшифровывается примерно так: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма. Внушительные монолитные колонны диаметром 1,5 метра и высотой 14 метров высечены из египетского гранита, а их капители и базы — из греческого мрамора. Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма.
Войдя внутрь, мы попадаем в ротонду диаметром 43 м.
Сверху ротонда увенчана куполом в форме правильной полусферы. Высота ротонды рассчитана так, что, если бы в купол вписать сферу, то она покоилась бы точно на полу храма. Диаметр купола, соответственно, равен диаметру ротонды – 43 м. Вплоть до XIX века это был самый большой купол в мире и послужил образцом купольной постройки для всех последующих веков.
Огромный купол, вес которого составляет около 19,7 тыс.тонн, является идеальной полусферой из бетона, опирающейся на прочную кирпично — бетонную кольцевую стену. Для облегчения сооружения, толщина несущих стен поэтапно уменьшается от основания до вершины купола с 6,3 м до 1,2 м. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,3 м. Стена ротонды состоит из восьми опор — пилонов, соединенных арками.
Пять рядов кессонов на куполе Пантеона облегчают его вес примерно на 1/6 часть, а их перспективное сокращение создает большой эффект высоты. Следует выделить ряд других особенностей в конструкции купола. Во — первых, это обязательное уменьшение толщины оболочки по направлению от основания к световому окну. Например, при толщине основания купола 6,3 м толщина поперечного сечения у светового окна всего 1,2 м. Второе — это уменьшение плотности бетона в зависимости от высоты купола. Таким образом, четко прослеживаются два вида бетона на крупном заполнителе из туфа и пемзы, которые специально для этой цели доставлялись с Везувия.
В центре купола находится “окулюс” – отверстие диаметром 9 метров, которое является единственным “окном” храма. Под ним в дожди скапливается довольно внушительная лужа. Вода стекает через отверстия в полу в канал, вырытый Агриппой и призванный осушать эту часть Марсова поля.
В зависимости от сезона солнце поднимается на разную высоту, его лучи проникают в отверстие в куполе и рисуют солнечный диск, который смешается в течение дня. В полдень солнечный диск достигает входа и переходит на противоположную сторону. В зависимости от сезона диск поднимается на разную высоту над входом. Это позволяет контролировать время и календарь.
В летнее время солнечный диск опускает ниже, в день летнего равноденствия доходит до пола. Кроме этого в различные дни года происходят удивительные световые эффекты: солнечное пятно может подсвечивать вход изнутри (21 апреля), летом появляется огромный солнечный круг на полу. Но самый впечатляющий световой феномен – солнечная арка над входом. Все это говорит о том, что Пантеон был построен на основании точных астрономических расчетов.
С течением веков многие элементы экстерьера Пантеона были демонтированы и использованы в строительных целях. В потолке портика и на фронтоне было так много бронзы, что Урбану VIII удалось отлить из нее восемьдесят пушек, которые он установил на бастионах замка Святого Ангела, но вот история о том, что ему хватило и на огромный балдахин работы Бернини с витыми колоннами в соборе Святого Петра, не соответствует действительности. Возможно, на него и пошло несколько сотен кг. бронзы Пантеона, но большая часть металла все же поступила из Венеции.
По всему периметру в толще стен сделаны 6 трапецевидных ниш, отделенных от основного пространства двумя колоннами. А напротив входа полукруглая ниша, она наоборот открыта, и служит главным алтарем храма.
Между нишами храм украшают 8 эдикул — это тоже ниши, но на пьедестале с фронтоном и колоннами. В древнеримской архитектуре в них размещали статуи богов.
Ниши украшены скульптурами и картинами 18 века. Как в любом католическом храме, посередине стоят скамьи для молящихся.
Как и многие другие языческие храмы, в средние века Пантеон в Риме стал использоваться как христианская церковь. Император Фока подарил здание Пантеона папе Бонифацию IV, он посвятил ее Деве Марии и всем мученикам в 609 г. Так Пантеон стал храмом молитвы об умерших. Таким образом одно из самых замечательных сооружений Рима своим спасением от разрушения было обязано церкви, обратившей это здание в место своих богослужений.
Не случись этого, нет сомнения, что великолепный памятник древности был бы превращен в Средние века в укрепленный замок какого-нибудь знатного лица, испытал бы бесконечные осады, подвергался бы разрушению и, подобно мавзолею Адриана, уцелел бы разве только в виде развалин.
Сегодня Пантеон не только храм, но и Мавзолей. Вдоль стены расположены алтари и могилы известных людей. Здесь похоронены знаменитые итальянские художники, в том числе Рафаэль. В Пантеоне покоятся представители итальянской королевской династии Виктор Эммануил II, Умберто I и Маргарита Савойская — жена и кузена Умберто I, именем которой названа знаменитая за пределами Италии пицца.
Покидаем Пантеон и направляемся к церкви Санта — Мария — Сопра — Минерва. Пантеон предстает перед нами совсем в другом виде: вместо аккуратного, замыкающего картинную площадь фасада видны мощные, будто корнями уходящие в землю стены, покрытые дырами и шрамами. Можно оценить, насколько глубоко ушел храм под землю с течением времени.
Посещение Пантеона бесплатно. Открыт 8.30-19.30, по воскресеньям 9.00-18.00, в праздничные дни 9.00-13.00. Закрыт для посещений 1 января, 1 мая, 25 декабря, а также на время месс (в праздники 10.30, по субботам 17.00)