На северо-западной стороне площади Форум (Forum) стоит собор Святой Анастасии XII-XIII веков (Katedrala svete Stosije; месса ежедневно в 19:00).
Собор Святой Анастасии — один из многих католических храмов в Задаре. Кроме того, это самый крупный храм в Далмации. Также это один из семи соборов в Хорватии, носящих почетный титул “малой базилики”.
Свое название Хорватский Кафедральный собор получил в честь святой Анастасии Узорешительницы. Ее мощи в виде лобной кости от головы святой местный епископ получил в дар от византийского императора Никифора I в 9 веке.
Собор Святой Анастасии возвели на месте раннехристианской базилики 4 века. В 12-13 веках здание начали строить в романском стиле. Но, еще недостроенное, оно пострадало во время нападения на Задар крестоносцев. Произошло это в 1202 году. Таким образом, начатая в конце 12-го столетия реконструкция растянулась на весь 13 век. Колокольню собора Святой Анастасии возвели позднее: в 15-18 веках.
Между прочим, епископский комплекс в Задаре вместе с собором Святой Анастасии предложили для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кстати, вход в церковь бесплатен. При этом одежда должна быть соответствующей: плечи и колени закрыты.
Фасад собора
Интересно, что западный фасад с колоннами напоминает церкви в Пизе и Тоскане.
Фасад, завершенный в 1324 году, имеет два ордена. Верхний завершается треугольным фронтоном и украшен четырьмя орденами ломбардных полос. К ним относятся большое окно-роза в романском стиле и меньший окулус в готическом стиле. Левый край фасада украшает статуя льва, а правый — статуя быка. Это символы евангелистов Марка и Луки, соответственно.
Нижний орден, более массивный, имеет три портала. Центральный из них увенчан барельефом Мадонны с младенцем и св. Хрисогон и Анастасия. Вокруг дверного проёма протянулся фриз, украшенный затейливой резьбой: среди вьющегося аканта видны разные звери. По сторонам от входа висят четыре фигуры апостолов. Эти каменные скульптуры сделаны с замечательной древней простотой. Вероятно, перенесены с фасада предыдущей церкви, которая стояла на том же месте.
Люнет левого портала украшен статуей ягненка, а на консолях возле хранилища находятся статуи ангела Гавриила и Девы Марии, которые старше портала.
Интерьер собора
Несмотря на внешнюю аскетичность, внутри собора встречают хорошо сохранившиеся росписи и резные хоровые лавки.
Внутреннее пространство собора высокое и просторное. Центральный неф выглядит непропорционально большим по сравнению с узкими боковыми нефами. Высокая аркада из мрамора довольно красива, но смотрится какой-то потерянной на фоне больших пространств плоских серых стен.
В дальнем конце центрального нефа находится готический балдахин 1332 года, опирающийся на резные колонны.
Удивительно, что все колонны разные – на каждой свой собственный геометрический рисунок. За ними располагается алтарь IX века, покрытый широкими крестами и пальмами.
Также в пресвитерии находятся хоровые лавки, выполненные в готическом стиле мастером XV века Матей Морозаном.
В конце левого нефа в апсиде находится мраморный саркофаг с мощами святой Анастасии с надписью епископа Доната (9 век). Надпись на раке гласит, что это священное вместилище было сделано ещё при епископе Бишопе.
Святая Анастасия
Святая, христианская великомученица Рима IV века. Приняла мученическую кончину в 304 году в Сирмиуме (ныне Сремска-Митровица в Сербии) в период гонений на христиан императора Диоклетиана. В русской традиции, она известна как Анастасия Узорешительница, за то, что облегчала, или «разрешала», страдания узников-христиан . Также св. Анастасию иногда называют Анастасией Младшей, чтобы не смешивать её со святой Анастасией Римляныней (или Старшей). В латинской традиции известна также как Анастасия Сирмийская, Анастасия Иллирийская, Анастасия из Далмации.
В католическом мире святая Анастасия покровительствует вдовам и ткачам, в Греции она известна как покровительница медиков, а в России её считают покровительницей беременных женщин (с молитвами к этой святой женщины вышивали специальное полотенце, которое должно было помочь им благополучно разрешиться от бремени ) и заключённых в тюрьмы.
Также здесь можно увидеть частично сохранившуюся напольную мозаику V века.
Боковые алтари
Первый алтарь в левом нефе посвящен св. Доминику. Создан в 1776 г. и перемещен из одноименной церкви.
Следом идет алтарь Души в Чистилище. Создали его в неоклассическом стиле в 1806 г. Картина св. Урсулы в алтаре написана Дж. Палма младшим в 17 в. На ней изображены св. Францис, св. Иосиф и св. Иоаким вместе со святой.
Следующий алтарь Священного сердца. Изначально в нем была икона Девы Марии, но потом ее заменили керамической фигурой Священного сердца.
В южном проходе первым находится мраморный алтарь, в котором хранятся реликвии. Его построили в 19 веке как часть алтаря в церкви св. Марцелла.
Рядом с ним находится алтарь Святого Причастия, работа скульптора А. Вивиани 1718 года. У алтаря богатые украшения с колоннами и статуями. Над скинией находится статуя Мадонны с мертвым Христом, лежащим на коленях, со статуями Моисея и Илии по бокам. На верхних крыльях находятся большие статуи четырех евангелистов, а под ними — фигуры добродетелей и статуэтка Агнца Божьего.
Церковь имеет шестиугольный баптистерий, который датируется 12-м веком. Располагается он на южной стороне собора. Первоначальный баптистерий был разрушен при бомбардировке Задара 16 декабря 1943 года и восстановлен в 1989 году.
Южный проход заканчивается апсидой, где хранятся остатки фресок 13 века.
Над входом располагаются хоры с новым органом 2010 года. К сожалению, старый орган полностью разрушили бомбардировки в 1991 г.
Колокольня
Как и во многих далматинских церквях, колокольня стоит отдельно. Высота ее 56 м.
Колокольню строили в два этапа. Первый и второй этажи построили в 1452 году во времена правления архиепископа Валларессо. А верхние этажи датируются 1890-1894 годами. Кстати, достроена она по проекту английского архитектора и историка искусства Томаса Грэма Джексона.
Ее возвели по образцу колокольни кафедрального собора в Рабе. Три верхних этажа с четырех сторон украшают двойные окна. Плоская поверхность стены стилизована с помощью цветочной мозаики. Венцы, которые разделяют этажи, выделяются с помощью лепнины. На вершине восьмиугольная пирамида с медной статуей ангела, которая вращается в соответствии с направлением ветра.
Колокольня посылает свою мелодию в небесную высь колоколами с надписями чести и славы небесных покровителей.
Самый большой колокол — До — посвящен святой Анастасии, тон Ре — святому Донату, тон Ми — святому Хризогону. Четвертый колокол, тон Фа, посылает свою молитву святому Симону, а пятый — Соль — святому Иерониму.
Звонница открыта для посетителей с апреля по октябрь ежедневно с 9 и до 22 (15 кун).
Кстати, сверху открывается замечательный вид на крыши Задара и на острова в отдалении.
Конечно, особенно впечатляют виды на закате.
Поэтому в темноте туристов на смотровой площадке собирается очень много.
И небольшая видео прогулка по собору св. Анастасии в Задаре: