Вторым пунктом нашей экскурсионной программы по Северному Кипру стала Кирения и Киренийский замок. Город находится на берегах маленькой бухты, которая огорожена горами Киренийской гряды. Старая гавань с севера защищена искусственным молом, перед ее входом возвышается Киренийская крепость.
Купив нам билеты (12 турецких лир), гид отправила нас изучать крепость, и осталась ждать нас в машине. Хорошая сохранность этой так много перенесшей крепости делает ее особенно интересным памятником кипрской истории и архитектуры. У самой воды, близ киренийского порта, поднимаются ее зубчатые стены с массивными приземистыми башнями.
По мосту, перекинутому через ров, окружающий крепость с юга и запада, заходим в крепость, около северо-западной башни.
В середине XVI века в европейском военном деле произошла революция: был изобретен порох, и главной действующей силой на поле боя стала артиллерия. Именно в эту эпоху был возведен последний Киренийский замок с высокими толстыми стенами и круглыми башнями по периметру. Круглые башни пришли на смену массивным квадратным башням, которые легко можно было разрушить артиллерийским огнем. Венецианские военные архитекторы сделали множество амбразур в стенах замка на разных уровнях. Через эти отверстия артиллеристы открывали огонь по неприятелю, наступающему с суши. Таким образом, крепость строилась с расчетом на то, что придется воевать не только с внешними врагами, приплывающими с моря, но и с киприотами.
Внутри крепости сохранились каменные скаты, по которым пушки закатывали на стены к амбразурам. Все было готово к отражению массовой атаки с суши. По иронии судьбы, крепость так и не приняла участия ни в одном крупном военном столкновении.
Венецианский замок представляет собой правильный прямоугольник, вытянутый с севера на юг, по углам которого находятся разного размера башни. Внутри самого позднего Венецианского замка есть руины более раннего Замка крестоносцев, по всей видимости, построенного в 1200-1350-х годах. В ту эпоху замки атаковали с копьями, стрелами, саблями и камнеметными установками. Чтобы найти руины Замка крестоносцев, а вернее части крепости, вросшие в Венецианский замок, ищите участки в стенах, в которых сделаны узкие щели для лучников, вмятины от камней на стенах и прежде всего квадратные башни — такие как юго-западная башня крепости. Очень характерны для того времени и дозорные башни, построенные в форме подковы.
Вход в замок крестоносцев — это каменные ворота, над которыми выбиты средневековые рыцарские гербы. Раньше эти ворота запирались чугунной решеткой, над ними есть помещение, где находилась стража и стоял механизм управления этой решеткой; сюда ведет лестница с внутреннего двора крепости.
Венецианская стена обрамляет проход, соединяющий новые, устроенные венецианцами ворота со старыми воротами, находящимися в центре западной стены лузиньянской крепости.
Здесь можно увидеть гробницу турецкого адмирала Садык-паши, того самого, который отобрал крепость у венецианцев в 1570 году.
Третий, самый древний замок — Византийский. Он построен в 330-1190 г. Найти что-либо от него очень трудно, но самая красивая его часть сохранилась до наших дней. Это византийская церковь Св. Георгия XI века.
Много веков она стояла отдельно до тех пор, пока венецианцы не спрятали ее внутри огромной северо-западной башни Замка крестоносцев. Внутри северо-западной башни на разных уровнях расположены казематы с узкими бойницами, прорезающими толстые стены башни; по лестнице можно спуститься вниз, до рва, куда выходит маленькая потайная дверца.
Перед тем, как зайти внутрь крепости, поднялись на северо-западную башню осмотреть крепость и окрестности сверху. Осторожно — очень сильный ветер просто сбивает с ног, а некоторые провалы не огорожены.
Рядом с замком располагается порт, который правильнее было бы назвать небольшой бухтой, с севера огороженной искусственным молом. В древности туда могли одновременно войти не больше двух-трех маленьких кораблей. Прочие суда, приплывающие с этой же части острова (в основном – чтобы получить груз плодов рожкового дерева), бросали якорь примерно в трех милях от берега. Берег там нехорош и они не рисковали приближаться к нему, разве что — в летние месяцы.
В порту есть поразительная конструкция — каменная башня, увенчанная каменным пиларом. Башня стоит в воде. Кажется, что это маяк, но это не так. На пьедестале стоял высокий столб, от вершины которого была протянута массивная железная цепь. Цепь перекрывала вход в порт. Когда вражеские корабли подходили к порту, цепь опускалась и не давала кораблям подойти к берегу.
Сейчас в старом порту швартуются маленькие катера и прогулочные кораблики.
До наших дней лучше всего сохранилась северная крепостная стена.
В древности у нее было три ряда бойниц. Позднее к ней с внутренней стороны пристроили тюремные камеры. Теперь в них стоят манекены, одетые в средневековые костюмы, которые изображают сцены из жизни обитателей замка.
К восточной части крепости изнутри пристроено большое помещение, имевшее, видимо, хозяйственное назначение, либо здесь находились казармы. В Средние века сводчатые комнаты верхнего этажа смотрели на галерею, которая находилась по всей длине крепостных стен, и была заложена при венецианцах. Эта галерея и северная часть здания соединялись проходами с помещениями, которые находились в северо-восточной угловой башне, имеющей оригинальную подковообразную форму.
В юго-западном углу двора также сохранилась круглая угловая башня первоначальной византийской крепости — после расширения крепости лузиньянами башня оказалась с внутренней стороны крепостных стен.
Через нее сделан проход к большой прямоугольной юго-западной башне, построенной венецианцами.
Здесь, как и в северо-западной башне, были устроены пушечные порты, прорублены бойницы в стенах. Следует отметить высокое качество кладки венецианского времени.
С юга построенная лузиньянами стена отделена узким проходом от византийской; венецианцы, заполнив этот проход землей, устроили здесь галерею; сюда выходили бойницы южной стены.
С юго-востока стена завершается круглой башней, верхняя часть которой в настоящее время не сохранилась; по внутреннему своему устройству эта башня аналогична северо-западной, но не имеет потайного хода.
В юго-восточной башне также установлена инсталляция о жизни солдат, несших службу в крепости.
К западной стене лузиньянами было пристроено длинное здание, в полу которого были сделаны две (высеченные в скале) шахты, очевидно, так называемые «oubliettes», то есть подземные тюрьмы, в которых брошенные туда узники умирали забытыми.
Одна из самых известных узниц — любовница короля Пьера I Джоанна Л’Алеман. Ревнивая жена короля, императрица Элеонора, узнала о тайной связи супруга и бросила Джоанну в темницу, где беременную на 8-м месяце женщину подвергли страшным пыткам.
В бывших казармах на восточной стороне крепости находится Музей кораблекрушения, или, выражаясь точнее, Музей старинного корабля, потерпевшего кораблекрушение в глубокой древности.Восстановленный макет этого корабля мы видели в Музее моря Таласса в Айя Напе.
Главный экспонат музея — деревянный корабль, пролежавший на дне Средиземного моря более 2000 лет. Удивительно, как хорошо сохранился остов корабля, проведший так много лет в соленой морской воде. Обычно морская вода быстро разрушает предметы из дерева и металла, но донная почва у берегов Кирении богата известняковым слоем, который формируется за счет отмирания мириадов рачков, ракушек и кораллов. Их панцири непрерывным дождем льются на дно. Они и покрыли деревянный корабль прочной известняковой броней, которая на 20 столетий предохранила древесину от разложения.
Корабль обнаружили дайверы в 1967 году на глубине 80 м. После того, как его подняли на поверхность, за дело взялись ученые — нужно было сохранить древнее судно таким, каким оно пролежало на дне моря. Дайверы нередко поднимали с морского дна куски древней древесины и вытаскивали их на поверхность. После того, как древесина высыхала, она за несколько месяцев на воздухе превращалась в древесную пудру. Чтобы сохранить корабль, его поместили в большой сосуд с пресной водой, которую все время обновляли. Таким образом корабль отмыли от соленой морской воды. Затем его просушили и ввели в древесину инъекции специальной резины, предохраняющей от распада. Работа заняла два года. Как долго сохранится корабль — никто не знает. Эта находка раскрыла многие секреты древнего кораблестроения: оказывается, раньше для скрепления деревянных частей корабля использовали медные гвозди.После сборки корпус корабля покрывался свинцом. Для балласта на корабле использовались небольшие ручные мельницы, сделанные из вулканического камня. Это было торговое судно, перевозившее миндаль, виноград, вино, оливки из Анатолии в Грецию. На борту найдены кувшины с миндальным маслом. Масло было взято на анализ, который определил возраст корабля.
Двор крепости и сам является музеем под открытым небом
Во дворе крепости выставлены вдоль стен экспонаты: остатки мраморных колонн
и коллекция колоколов снятых турецкими завоевателями крепости
Есть небольшое кафе
Крепость в Кирении, хотя и не содержит значительных по своей художественной ценности архитектурных памятников, интересна тем, что является превосходным образцом крепостных сооружений трех основных периодов средневековой истории Кипра — византийского, лузиньянского и венецианского. Ее удачное положение и хорошая сохранность крепостных укреплений усиливают производимое ею впечатление. Торопясь ознакомится с третьим пунктом нашей программы по Северному Кипру, мы покинули крепость.