Падуя город в Италии в тени Венеции. Выхода к морю он не имеет. Этот минус перекрывает наличие уникальных достопримечательностей, которые создавала его длинная история. Ведь на протяжении многих веков Падуя является центром культуры Италии.
Падую называют «городом святого без имени, луга без травы и кафе без дверей». «Святой без имени» — это, конечно, Сан-Антонио, которого здесь зовут просто «святой» (что отразилось в названиях площади и улицы). «Луг без травы» — это, разумеется, Прато делла Валле. Ну, а «кафе без дверей» — это старое городское кафе Педрокки.
Раз такая жемчужина оказалась совсем недалеко от нашего места отдыха в Лидо ди Езоло, решено было непременно ее посетить.
Как добраться из Лидо ди Езоло до Падуи
Добраться до автовокзала. Автобус до Венеция Местре отправляется от стойки 3А. Билеты можно купить в кассе, можно в автомате тут же на этой стойке. Выбрать направление и тип билета: в одну сторону, туда и обратно или с багажом, нажать букву. Выбрать количество билетов. И внести оплату монетами, купюрами по 5, 10 или 20 евро или оплатить картой. Не забыть прокомпостировать билет. Лучше тут же на остановке, чтобы не задерживаться и не задерживать других при посадке. Я поехала на автобусе на 9.20
Через 55 минут выхожу на вокзале Местре. На остановке автобуса — автобусные кассы, нам они не нужны. Надо пройти против хода автобуса метров 200 до железнодорожного вокзала. По указателям найти кассы. Там либо воспользоваться автоматами по продаже билетов. Либо взять электронную очередь (сразу выбираешь региональные либо скоростные поезда) и купить билет у кассира. В переходе на платформы билет надо прокомпостировать в зеленых валидаторах.
Падуя город в Италии
От жд станции в Падуе по Corso del Popolo я пошла на юг. На своем пути эта городская артерия принимает разные названия: Корсо дель Пополо, Джузеппе Гарибальди, виа Кавур, виа 8 Февраля, виа Рома, Умберто I-го. Доехать до исторического центра можно, кстати, и на трамвае. Но первые достопримечательности встречаются уже очень близко. так что решила пройти весь путь пешком.
Ораторий пресвятой Богородицы
Ораторий Пресвятой Богородицы построен в 1723 году у Конка делле Порте Контарине. Он посвящен Мадонне де Баркари. Ораторий Пресвятой Богородицы почти не виден с проезжей части виа Джотто.
Канал Пьовего
По обеим сторонам моста Понте дель Пополо виднеются свежие зеленые берега Пьовего. Канал Пьовего вырыт падуанцами в 1209 году, чтобы соединить город с рекой Брента, а затем с Венецианской лагуной. Длина канала — 10,17 км.
Церковь Санта Мария дель Кармине
Проходя по мосту нельзя не замереть, завороженным величественной гармонией купола церкви Кармине. Прекрасный пример архитектуры раннего альбертианского Возрождения.
Мемориал Память и свет
А сразу у моста внимание привлекает странная конструкция. Это мемориал «Память и свет» известного архитектора Даниэля Либескинда. Он построен в 2005 году в Порте Контарине в память о Башнях-близнецах. Он стал символом современности города. Тем не менее, он стал предметом многочисленных критических замечаний, как за его полезность, так и за его местоположение и его стоимость.
Сразу за мостом слева начинается парк.
Отшельничьи сады (Eremitani Giardini dell’Arena)
От памятника Гарибальди, который является непременной принадлежностью каждого итальянского города, начинается историческая часть.
За спиной Гарибальди — Отшельничьи сады (Eremitani Giardini dell’Arena). Это территория Римской арены с остатками амфитеатра, преобразованного в крепость в средние века. С 1902 года она является главным общественным садом Падуи.
Прогуливаясь в этом тихом ухоженном парке, можно увидеть развалины арены, где на рубеже старой и новой эры проходили сражения гладиаторов.
Пройдя через могучие ворота, попадаешь в ландшафтный оазис. Труд дизайнеров очевиден: подбор растений, цветовых гамм, стрижка газонов, живописные береговые линии водоёмов, мостики, украшающий декор. Настроение туристам гарантируется.
Капелла дельи Скровеньи
В зелени Городского парка скрыты три первых (для прибывающих на поезде) достопримечательности Падуи. Небольшая по размерам и с простым архитектурным замыслом капелла Энрикео Скровеньи благодаря теплому тону кирпичных стен прекрасно гармонирует с окружающей зеленью. Маленькая церковь известна во всем мире благодаря фрескам Джотто. Поэтому попасть в нее непросто и не быстро, и так как время у меня ограничено, то я, увы!, пролетаю мимо.
Церковь дельи Эремитани
Величественный и строгий силуэт церкви Санти Филиппо э Джакомо (святых Филиппа и Иакова) возвышается над зеленью деревьев Джардини дель Арена и площадью Эремитани. Здание было разрушено более, чем наполовину, а потом восстановлено. Это храм, типичный для эпохи треченто. В облике наружных стен преобладает «закрытость», типичная для романско-ломбардского стиля, а фасад с ложным каменным портиком вполне типичен для падуанской архитектуры того времени (конец XIII — начало XIVвв.).
В нескольких помещениях, расположенных вокруг двух внутренних двориков старинного монастыря Эремитани, находится музей (археологический и музей средневекового и современного искусства).
Палаццо Цукерманн
Напротив Городского сада находится Palazzo Zuckermann, где располагается музей прикладного искусства.
Колонна Мадонны ди Ноли на пьяцца Гарибальди
В 1756 году прихожанами церкви Сан-Маттео на этом месте была установлена статуя Непорочной «Мадонны дей Ноли». В начале XX века площадь переименовали в Пьяцца Гарибальди и здесь установили памятник Гарибальди.
Затем после Первой мировой войны Пьяцца Гарибальди претерпела изменения. Она была расширена, на ней возведены новые здания в эклектичном и монументальном стиле. И памятник Гарибальди был перенесён в сад Джардини-дель-Арена, а на его месте в центре площади возведена в 1954 году высокая колонна римской эпохи (всё, что осталось от античного форума), на которой установили статую Мадонны деи Ноли, несколько десятилетий хранившейся в церкви Сант-Андреа.
Кафе Педрокки: кафе без дверей
«Кафе без дверей» открылось в 1831 году. В течение 85 лет оно работало круглосуточно, открытое на манер галереи. Отсюда и его народное название.
В итоге долгих достроек кафе “Педрокки” предстало в виде трехэтажного здания в неоклассическом стиле, с двумя симметрично вынесенными вперед портиками северного фасада, с дорическими колоннами, и коринфской колоннадой во втором уровне, обращенной к одноименной площади.
Чтобы закрыть открывавшийся с южной лоджии некрасивый вид на старые дома виа дель Сале, архитектор Яппелли построил в начале галереи «каприз в стиле цветочной готики», белое кружево которого сочетается с чисто классической линией кафе несмотря на разницу архитектурных стилей.
Само же кафе включало в себя множество залов. Каждый из них был оформлен в своем стиле, дававшем залу название. Длинный фасад вдоль улицы вместил три больших зала, которые после объединения Италии в 1861 году получили названия Белого, Красного и Зеленого – по цветам национального флага.
Второй благородный этаж в девяти богато декорированных залах пересказывал всю историю Средиземноморья и Италии. Например, «Греческий зал» был украшен фресками, «Римский» — картинами с изображениями города, а «Египетский» — статуями и урнами А еще были «Этрусский», «Бальный» и «Зал Эпохи Возрождения». Впрочем, почему «были»? Они и сейчас ждут вас в кафе Педрокки.
А во втором этаже кафе, с историческими Залами, сегодня разместился Музей Рисорджименто.
Сюда же, на улицу 8 Февраля выходят фасадами еще два известных здания.
Университет, или палаццо Бо
Сердцем университета является палаццо дель Бо. Название его произошло от гостиницы «Под знаком вола» ( L’hospitium bovis), основанной еще до 1362 года. В 1493 году гостиницу арендовало, а затем выкупило Управление образования Падуи, чтобы предоставить учебным заведениям Падуи постоянное место.
В новом здании, торжественно открытом в 1501 году, разместились институты права, медицины, философии и др. Вскоре после этого перед Управлением образования встала проблема расширения институтов и необходимости приобретения близлежащих зданий, а затем реставрации и переоборудования нового комплекса.
Основные работы были проведены в 1542-1601 гг.
Портал Бо отличается классической монументальностью. Внимания заслуживает надпись на фасаде «Сюда входят, чтобы с каждым днем становиться все более учеными; отсюда выходят, чтобы с каждым днем быть все более полезным отечеству и христианскому обществу».
Лучше всего сохранившейся частью первоначального архитектурного облика университетского комплекса XVI века является внутренний двор Палаццо дель Бо (1546-87гг). Это яркий пример падуанской архитектуры эпохи Возрождения.
Спокойным, даже торжественным является ритм расположенных в два яруса тосканских и ионических колонн, отмеченных узкими интерколюмниями.
Атрий, двор, лестницы, лоджии и залы, в особенности Большой актовый зал, украшены многочисленными рельефными изображениями гербов дворянских родов, ректоров, их ассесоров и советников.
Они устанавливались здесь с 1542 по 1688 год до тех пор, пока больше не осталось свободного места. Для любителей геральдики такое собрание является настоящей находкой.
Дворец дель Подеста
Палаццо Подеста (Palazzo del Podesta) находится напротив дворца Бо и известен под разными названиями. Дворец Подеста, так как в нем находился венецианский магистрат, дворец Морони по имени архитектора, перестроившего его в середине XIV в., и Муниципалитет (Муничипио), поскольку был и остается местопребыванием городской администрации.
Дворец эпохи Морони — величественное здание в два этажа. Первый — строг, с широкими портиками, напоминающими триумфальные арки, и маленькими квадратными окнами. В верхнем этаже — балюстрада с дорическими пилястрами. В центре возвышается башня с главным входом, ведущим во внутренний парадный двор. На вершине его возвышается статуя Победы.
Нижний этаж оформлен скромно.
На южной стороне виа Дж. Обердан стоят части комплекса дворца Подеста дворец и башня Старейшин (Torre degli Anziani) (1285) и дворец городского совета (Palazzo del Consiglio) (1285). Кстати, сначала башню Старейшин построили без окон, современный вид башня приобрела в 15 вeкe.
Мимо них выходим на площадь дель Фрутта.
Дворец Раджоне
Дворец Раджоне можно сравнить с опрокинутым кораблем, опирающимся на четыре ряда пилонов. Его нижний этаж построили еще в 1166 г. на месте ранее стоявшего здесь здания, о чем говорят остатки романской архитектуры в подвале. Свой нынешний облик он приобрел в 1306-1309 гг. благодаря фра Джованни из ордена Отшельников (Эремитани): он соорудил арочную галерею лоджии и большой круглый свод с двумя куполами, покрыл крышу деревянными стропильными фермами со свинцовыми пластинами. В 1757 г. крышу снес ураган, и ее восстановление было поручено строителю Феррачине, прославившемуся установкой часов на площади Сан-Марко.
В 1797 г. дворец перестал быть резиденцией суда, здесь начали устраивать праздники и общественные мероприятия. Дворец знаменит громадным залом длиной 80 м. и шириной 27 с деревянным потолком в виде стрельчатого свода на высоте в 40 м. Зал украшают около 500 фресок, в создании которых, вероятно, принимал участие Джотто. В 1306 г., возможно, именно он украсил своды религиозными и астрологическими изображениями.
Рынок
Дворец стоит между двух площадей: площади Трав (делле Эрбе) и Плодов (делла Фрутта). На пьяцца делла Фрутто до сих пор работает рынок, основанный еще в 1191 году.
И сегодня, несмотря на обилие супермаркетов, домохозяйки, как и прежде,покупают здесь овощи и фрукты.
Множество торговых прилавков, ассортимент товара разнообразный. Национальные блюда, закуски, сувениры, модные модели обуви и одежды. Цены доступные, толпы желающих приобрести что-нибудь на память. Жаль только, что торговые палатки скрывают красоту площади и дворца Раджоне.
Две площади разделены, так называемым, Volto della Corda, крытым переходом. Он назван так потому, что здесь наказывали воров, мошенников и должников бичеванием веревкой. Веревки всегда оставались на виду у населения в каменных кольцах, вбитых в стену, в качестве предупреждения.
Возвращаемся на на улицу 8 Февраля.
Аркады
Кстати, бросается в глаза, что практически вдоль каждой улицы здесь тянутся аркады. Крытые галереи в Падуе очень распространены — не меньше, чем в Болонье или Генуе.
В дождливую или жаркую погоду можно смело отправляться в эти города. Ведь вам почти не придется доставать зонтик и всегда можно укрыться в тень.
Каза Олциньяни
По пути выделяется прекрасный ажурный фасад Каза Олциньяни. Дом построил в 1466 году Пьетро Ломбардо, одного из самых известных архитекторов венецианского ренессанса.
Стиль здания — венецианская цветочная готика. Этот дворец — «один из грациозных образцов падуанской архитектуры XV века» (Гауденцио).
Незаметно, внутри одной из аркад располагается Церковь деи Серви.
Церковь деи Серви
Церковь Санта Мария деи Серви — однонефная церковь с гармоничными пропорциями. Это здание конца XIV века, построенное по заказу Фины де Буццаккарини, жены Франческо Старшего де Каррара. Название церкви происходит от монашеского ордена «слуг Девы Марии» (Padri Serviti). Она примечательна длинной внешней лоджией (XVI в.).
Также бросается в глаза, что река и каналы, набережные и мосты — неотъемлемая часть городского пейзажа Падуи.
Где-то дома стоят на каналах, как в Венеции.
Церковь Святого Даниила Падуанского
Возведена в 1706 г. (первая церковь на этом месте появилась в 1076 г.) в честь одного из святых покровителей города. Считается, что напротив стоит родной дом Анджело Беолько по прозвищу Рудзанте (1496–1542), выдающегося актера и драматурга, захороненного в этой церкви.
Прато делла Валле
Здесь я выхожу к площади Прато делла Валле — самой большой площади в Италии. Про нее я уже рассказывала ранее.
Базилика святого Антония
И начинаю двигаться обратно в сторону вокзала мимо базилики Святого без имени.
Палаццо Забарелла
Палаццо Забарелла (Palazzo Zabarella), построенный примерно в 12-13 веке. Именно в этот период строились жилые дома-башни, свидетельствовавшие о зажиточности хозяина и служившие крепкой защитой.
Сейчас здесь находится культурный центр Фонда Бано, организующего известнейшие международные художественные выставки. В нескольких помещениях дворца восстановили убранство разных эпох — от 8 до 19 века.
Гробница Антенора
На piazza dell’Antenore в XIII веке установлена гробница Антенора (Tomba di Antenore) — мифического троянца, основателя Падуи. Гробница должна была подчеркнуть связь Падуи с Римом — основатели обоих городов имели троянские корни. Антенор был одним из мудрейших старейшин троянцев. Когда Менелай и Одиссей прибыли в Трою, он оказал им гостеприимство и советовал троянцам возвратить Елену Менелаю, на что, однако, они не согласились. Когда город был взят, греки пощадили жизнь Антенора и разрешили ему удалиться. Вот на Аппенинский полуостров он и удалился и основал Падую.
Сооружение сохранило первоначальный вид: даже Наполеон потребовал, чтобы «гробница Антенора осталась нетронутой и на своем месте». Рядом установлен саркофаг инициатора строительства гробницы, судьи и поэта Ловато де Ловати (умер в 1309 г.).
Палаццо Romanin Jacur
Очаровательный, совершенно в венецианском стиле палаццо Романин Якур, на котором висит табличка, что дом почтил своим присутствием Данте.
Дворец четырнадцатого века в стиле венецианской цветочной готики.
Городские ворота
Падую защищали четыре пояса стен. Первый был древнеримским — от него ничего не сохранилось. Второй был выстроен в XIII в., и от него остались фрагменты. Ворота Альтинате (Porta Altinate) восходят к XIII в.: их название происходит от дороги, ведущей в Альтино. Разрушенную крестоносцами в 1256 г. заставу восстановили в 1286 г. Проходя под ними, ощущаешь дух той суровой и неспокойной эпохи.
Сделав круг, возвращаюсь к вокзалу. Итак, в Падуя — город в Италии, в котором есть, что посмотреть. Надеюсь, что те, кто собирается в Падую, найдут полезные для себя сведения. А те, кто не собирался, возможно, захотят посмотреть этот город. Блеск соседней Венеции оставляет Падую в тени, и, тем не менее, все ее достоинства (весьма значительные) остаются при ней.