Оставив позади Синагогу, выходим к грандиозному сооружению. Театр Марцелла (Teatro di Marcello) – одна из самых значительных достопримечательностей Италии, расположенная в исторической части Рима, на правом берегу реки Тибр, рядом с площадью Венеции (Piazza Venezia). Это известный предшественник Колизея.
Театр Марцелла
От театра сохранилась лишь часть внешнего фасада с двумя ярусами аркад. Это единственный, сохранившийся, хотя и частично, театр 1-го века до н.э. Именно этот амфитеатр послужил образцом для Колизея. Строительство театра началось по приказу Цезаря, а завершилось уже при его приемнике императоре Августе. Время его правления (27 -14 г до н.э.) ознаменовалось расцветом искусства, став «золотым веком» Римского государства. Архитектура достигла истинного великолепия, по словам историка Светония, Август «так отстроил город, что по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным».
Октавиан Август построил театр в память своего племянника и зятя Марцелла Клавдия, несостоявшегося наследника империи, умершего молодым от болезни. Театр Марцелла был построен к 13 г. до н.э., это характерный образец римского стиля. В плане театр представлял подковообразное сооружение, состоял из трех ярусов аркад.
Первый ярус выдержан в дорическом стиле (сужающиеся кверху колонны без декорированного основания, капители в виде полудисков); Второй этаж оформлен колоннами ионического ордера (с колоннами на фигурных основаниях, с характерными завитками капителей, с декором на карнизе яруса); Основным элементом третьего яруса являлась колоннада с капителями коринфского ордера; Дополнительным украшением служили мраморные театральные маски.
Это огромное сооружение имело размеры 111 м в диаметре, трибуны для зрителей были 30 м высотой.
Открытие театра ознаменовалось грандиозными торжествами, которые продолжались целую неделю. Зрительный зал мог вмещать до 20.000 зрителей. Места делились на сектора в соответствии со строгой иерархией, установленной императором. Самый дальний, верхний сектор предназначался для иностранцев и рабов, тогда как ближайший к сцене сектор отводился для римских граждан.
Театр был поврежден пожаром в 64 г. и значительно разрушен в 5 в. Его использовали в качестве крепости, разбирали на камни для строительства других зданий, арки сдавали в аренду под лавки. В 16 в. знатная семья Савелли решила приспособить руины театра под дворец. Архитектор Бальдассаре Перуцци (1481—1536), занимавшийся археологией Рима и с 1520 г. работавший помощником Рафаэля на строительстве собора Святого Петра, искусно встроил новые этажи в руины театра. Позднее дворец перешел к семейству Орсини. В 1926 года по приказу Бенито Муссолини (Benito Mussolini) арки освободили от магазинчиков и квартир, начали реставрацию театра, продлившуюся до 1932 года.
Театр Марцелла – единственный уцелевший театр времен Древнего Рима построенный до нашей эры. Сейчас мы можем наблюдать достаточно хорошо сохранившиеся 16 арок первого яруса, в котором проводятся концерты и праздники, фрагменты второго яруса, а вместо третьего яруса перед глазами зрителей предстают элементы средневековой надстройки XII века и современные жилые дома.
Археологическая зона
Рядом с театром возвышаются три мраморные колонны, некогда они украшали храм Аполлона Созиана, перестроенный в 34 г. до н.э. военачальником Цезаря Созием, отсюда и название храма. Как и многие другие храмы Древнего Рима, он стоит на месте более раннего храма Аполлона Алексикакоса («отгоняющего зло»), или Аполлона Врачевателя. Такое посвящение алтаря храма связано с тем, что он был возведен во время вспышки чумы. Внутри храма хранились многочисленные произведения искусства известных греческих художников, на фронтоне находились скульптуры 5 в. до н. э. из греческого храма, изображавшие сражение Геракла и Тезея с амазонками в присутствии Афины.
Театр окружает археологическая зона, она открыты для осмотра посетителями. В археологическую зону можно спуститься и пройти между развалин, испытывая удивительное чувство соприкосновения с историей. Оставив стену цирка Марцелла слева, вы выйдите к Портику Октавии.
Портик Октавии
В период правления императора Августа портики представляли собой значительную прямоугольную территорию, окруженную крытой колоннадой, обрамляющей сад с аллеями, фонтанами и статуями. Этот портик был создан императором Октавианом Августом в честь своей сестры Октавии в 33–23 годах до н. э. на месте еще более древнего портика.
Портик занимал территорию длиной 135 м и шириной 118 м и был окружен двойной колоннадой. Гранитные колонны, а их насчитывалось более 300, были облицованы мрамором. Главный вход в портик, обращенный к Тибру, был выполнен в виде двойных пропилеев, имевших с внутренней и наружной сторон по четыре коринфских колонны белого мрамора высотой около 9 м, на них покоился треугольный фронтон. Благородные очертания фасада и пять полуразрушенных колонн соединенные по бокам кирпичными стенами (мраморная облицовка утрачена) – вот все, что дошло до нас.
В пространстве портика, за колоннадой в роскошном саду, находилось два храма – храм Юноны и храм Юпитера. Здесь был зал для собраний и библиотека, устроенная Октавией в память ее сына, Марцелла. Здесь же располагались школа и курия – место для заседаний римского Сената. Портик Октавии был настоящим музеем, собравшим шедевры античного искусства. И сейчас здесь находится музей — еврейского гетто.
Октавия, именем которой назван портик, по словам Плутарха «была настоящим чудом среди женщин». Не только красивая, но и добродетельная, она принесла себя в жертву политике, позволив брату распоряжаться своей судьбой. Когда Октавия овдовела, Октавиан поспешно выдал ее замуж за Марка Антония, предполагая таким образом достичь мира со своим противником. «Все хлопотали о браке …в надежде, что эта женщина, сочетавшись с Антонием…принесет государству благоденствие и сплочение» – писал Плутарх.
Сенат особым постановлением сократил для Октавии срок траура по умершему мужу. Пытаясь примирить мужа с братом, Октавия говорила: «Если …дело дойдет до войны, кому из вас двоих суждено победить, а кому остаться побежденным – еще неизвестно, я же буду несчастна в любом случае». Октавия была безупречной женой, в браке родилось две дочери. Но ни ее красота, ни ум не удержали Марка Антония. Он официально развелся с женой, заключив новый брак с египетской царицей Клеопатрой. Октавия жила в Риме и растила детей Антония, причем не только своих, но рожденных как некоей Фульвией, так и Клеопатрой (всего девять человек). Умерла Октавия в 11 г. до н. э., окруженная всеобщим уважением и почетом.
Портик сильно пострадал при пожаре в 80 году, и был восстановлен императором Домицианом. В 10 в. в портике разместились торговые лавки, мастерские и рыбный рынок. На стене справа от входа в портик была помещена мраморная табличка с изображением осетра и подписью: «Головы всех рыб, которые окажутся длиннее этой, надлежит отдавать членам городского совета». Торговля рыбой шла вплоть до 19 в. В честь «пескерия» (то есть рыбного рынка) названа церковь, которая находится за портиком Октавии – церковь Сант-Анджело-ин-пескерия (церковь Святого ангела на рыбном рынке). Церковь обслуживала общину рыбаков. Не удивительно, что в мозаиках, украшающих интерьеры, преобладают изображения морских существ.
Театр Марцелла на карте.
Оставив позади театр Марцела, идем к странной колокольне, прикрепленной к зданию неподалеку. Наша цель — церковь Санта Мария ин Кампителли.