От Форумов, не доходя до памятника Виктору Эммануилу II, сворачиваем налево и поднимаемся на холм. Капитолий — самый значимый и прославленный из семи римских холмов. Несмотря на всю его важность, холм этот – самый низкий из римских возвышенностей.
Поднимаемся на холм по via di San Pietro in Carcere. Внизу хорошо просматриваются Форумы.
На Капитолийском холме находится самая древняя тюрьма Рима — Мамертинская (или Тулианская — Tullianum). Тюрьма Tullianum была построена в VII вв. до н.э. В VIII в. тюрьма стала называться Мамертинской. В тюрьме было два уровня: надземный и подземный грот. В XVI в. над тюрьмой была возведена церковь Сан-Джузеппе-деи-Фаленьями. Узниками Мамертинской тюрьмы являлись многие известные личности. По преданию, в этой тюрьме томился в заключении святой Петр, отсюда пошло еще одно название — Сан-Пьетро-ин-Карчере.
Наверху холма нас встречает символ Рима — Капитолийская волчица (Lupa Capitolina) c младенцами Ромулом и Ремом.
Младенцев, правда, в 65 году спалило молнией, так что папе Сиксту IV, который даровал коммуне статую, пришлось заплатить 10 золотых флоринов флорентийскому скульптору Антонио дель Поллайоло, чтобы сделал для волчицы новых близнецов. В прошлом веке заменили и всю статую: оригинал поместили внутрь Палаццо Консерватори, а снаружи поставили современную копию.
Выходим на Капитолийскую площадь.
Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio)
Капитолийскую площадь целиком и полностью придумал Микеланджело — от рисунка на мостовой (уникальное звездообразное мощение) до дизайна и расположения фасадов.
Ему же принадлежит идея поставить в центре статую Марка Аврелия, чудом пережившую средневековые гонения на языческих идолов. Долгое время считалось, что бородатый всадник — не кто иной, как император Константин, поэтому памятник спасли и долгое время держали во дворе папского дворца в Латеране. А когда истина вскрылась, уничтожать бронзового императора никто уже не решился. Микеланджело поставил его на постамент, сделанный из колонны храма Кастора и Поллукса; и вот он едет на коне, прототип всех бронзовых всадников, которые с того времени пришпоривают своих коней на улицах и площадях мира. Правда, теперь сейчас стоит не позеленевший от времени оригинал, а копия (оригинал переехал в Палаццо Нуово).
Дворцы
Микеланджело еще сочинил расходящиеся в стороны лестничные пролеты для замыкающего площадь палаццо Сенатори (Palazzo Senatori). Палаццо Сенатори возник на этом месте еще в XII веке, когда римлянам впервые пришла в голову идея городского самоуправления. Изначально там заседал совет из 56 человек, по старой памяти названных сенаторами, но пару веков спустя сенатор остался только один: он был чем-то вроде городского главы, в чьи обязанности входило помогать папам управлять горожанами. Реконструкция дворца была закончена в 1605 г. Нижний ярус дворца выполнен из рустикального камня; верхний — разделён пилястрами с классическими коринфскими капителями. Венчает здание ренессансная Капитолийская башня с фигурой Минервы. Она была построена в 1579 году — автором проекта стал Мартино Лонги-старший. В звоннице башни находится колокол, созданный в XVIII веке.
Монументальная двойная лестница, выполняет несколько функций: доступ в помещения дворца, образование ниши под лестницей и архитектурный фон для двух статуй.
По обе стороны лестницы расположены статуи, которые символизируют две великие реки Нил
и Тибр (с младенцами Ромулом и Ремом).
В нише на постаменте находится скульптура «Ликующий Рим», которая изображает богиню Минерву, держащую символ господства Рима — шар.
Одинаковые фасады стоящих по бокам площади дворцов — снова дело рук Микеланджело. Тот, что справа, зовется палаццо Консерватори (Palazzo dei Conservatori). Это здание обычно именуют Дворцом Консерваторов, однако в буквальном переводе его название означает «Дворец Хранителей». Дворец был основан в середине XV столетия. В средние века он носил имя «Conservatori dell’Urbe» – в нём заседали судебные органы, а позднее – сенат. В XVI веке здание реконструировали по проекту Микеланджело, под руководством Джакомо делла Порта – с того времени оно приобрело ренессансный облик. В истории мирового зодчества это было первое здание, в оформлении которого использовался гигантский ордер – коринфские пилястры, проходящие через всю высоту фасада. Впоследствии этот приём повторялся в архитектуре многих классических зданий.
Противоположный фасад — это палаццо Нуово (Palazzo Nuovo). Здания похожи, как близнецы: фасадами, открытыми галереями, мощными коринфскими пилястрами верхних этажей. Новый дворец построен в 1571-1654 гг. Здание изначально предназначалось для первого в истории общественного музея. Проект палаццо создал Микеланджело Буонарроти. После смерти гениального архитектора его план воплотили в жизнь Джакомо Делла Порта, Карло и Джироламо Райнальди.
Кордоната
Творение Микеланджело — ведущая на площадь лестница Кордоната (Cordonata).
На самом верху, на балюстраде, стоят Кастор и Поллукс, и не в доспехах, а почти обнаженные, давая понять всю странность своего происхождения причудливой формы маленькими шапочками, представляющими собой половинки лебединого яйца, ведь их матерью была Леда.
Близнецы считались покровителями лошадей и всегда изображаются вместе с ними. Кастор и Поллукс, появились позже — в 1583 году: эти скульптуры были обнаружены при раскопках в театре полководца Помпея.
Справа (при спуске) находится статуя Кола ди Риенцо, итальянского политического деятеля, который при поддержке Церкви возглавил антифеодальное восстание 1347 года (статую часто принимают за Джордано Бруно). На несколько месяцев в Риме вновь была провозглашена республика с ди Риенцо во главе. Однако последовавшее увеличение налогов (чтобы обеспечить содержание наёмной армии, необходимой для борьбы с феодалами), а вместе с тем и тиранические методы правления вызвали восстание городского населения, во время которого Кола ди Риенцо был убит.
С лестницы прекрасно виден так называемый малый Колизей — театр Марцелла.
У основания Кордонаты находятся две мраморные скульптуры древнеегипетских львов, из пастей которых вырываются струи питьевой воды.
Санта-Мария ин Арачели
Спускаемся по Кордонате вниз. Крутая лестница справа ведёт к храму Санта-Мария ин Арачели. Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Basilica di Santa Maria in Aracoeli) находится на Капитолии, на самой вершине холма. Это старейший в Риме базиликальный христианский храм – церковь Святой Марии Жертвенника Небесного.
В IX веке эту базилику построили бенедиктинцы. Храм появился на месте византийского аббатства, существовавшего с VI столетия. Фундаментом строения послужили руины древнеримского храма Юноны. Вначале церковь носила имя Санта Мария ин Капитолио, новое название появилось только в XIV веке.
В конце XIII века храм передали францисканскому ордену. Была проведена реконструкция по проекту архитектора Арнольфо ди Камбьо. С того времени здание приобрело романо-готический облик. Базилика в средние века была центром религиозной и светской жизни Рима: тут происходили собрания, назначались встречи, поднимал народ на бой с баронами Кола ди Риенцо. В 1348 году архитектор Лоренцо Симоне Андреоцци возвёл монументальную лестницу к храму. Постройка высокой лестницы, состоявшей из 124 ступеней, была посвящена освобождению Рима от чумной эпидемии. Главный фасад храма сложен из обожженного кирпича, в стене здания прорезаны окна-розы.
Инсула Арачели (Insula dell’Ara Coeli)
У подножья Арачели, между лестницей к базилике и стеной Витториано, ютятся никем обычно не замечаемые развалины – это остатки древнеримской инсулы, одного из тех многоэтажных домов, какими начала зарастать в I веке столица Империи. Инсула Арачели — развалины многоквартирного многоэтажного жилого дома в Риме. На сегодняшний день эта инсула, датируемая II веком, считается самым хорошо сохранившимся жилым зданием в городе Риме и на территории античной Римской империи.
На первом этаже дома располагались лавки и мастерские, соединённые с антресолями между первым и вторым этажами.
Над ними были по меньшей мере ещё 3 этажа с квартирами, пятый этаж практически не сохранился. Судя по толщине стен и описанию Тацита, инсула имела, возможно, ещё по крайней мере 2 этажа из деревянных конструкций. От фасада, украшенного аркадами, сохранились лишь две арки. На втором этаже располагались 2 большие квартиры по 200 кв. м площадью. Зажиточные слои населения снимали комфортабельные квартиры на первых этажах. Верхние этажи этих домов занимали в основном бедняки. От римских инсул пошла принятая в Европе нумерация этажей, когда нежилой первый этаж считался нулевым, а нумерация начиналась с жилых этажей.
Вот так незаметно мы поднялись и спустились с Капитолийского холма, идём дальше — к площади Венеции и памятнику Виктору Эммануилу II.