Дом королевы в Гринвиче (Queen’s house или Квинс-хаус) — двухэтажный особняк XVII века, входящий в состав Королевского музейного комплекса. Туда еще включены Национальный морской музей, обсерватория и парусник XIX века «Катти Сарк».
Квинс-хаус — важный исторический, архитектурный и культурный памятник. Его включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, он находится под особой охраной.
История Queen’s house в Гринвиче
Дом возвели в 1614–1617 годах по проекту архитектора Иниго Джонса для супруги короля Якова I Анны Датской. После её смерти в 1635 г. Иниго Джонс перестроил дворец для новой королевы Генриетты-Марии, супруги Карла I. В 1642 году во время Гражданской войны королева вынуждена была уехать во Францию. Квинс-хаус разграбили, вынеся оттуда все ценные вещи.
Первоначально Гринвичский дворец закрывал вид на реку из дома Королевы. Однако во время Гражданской войны старый дворец Тюдоров пришел в упадок. Планы Карла II построить на его месте грандиозный новый дворец так и не были реализованы. Вместо этого в 1690-х годах на этом месте разместился Королевский госпиталь для моряков, благотворительное учреждение для ветеранов Королевского флота.
Королева Мария II поручила архитектору сэру Кристоферу Рену, чтобы новое здание не загораживало вид из Дома Королевы. Решение Рена, состоящее из расположения куполов и колоннад по обе стороны от центрального открытого двора, поместило Дом Королевы прямо в центр вида с реки. Двойные купола зданий, ныне известных как Старый Королевский военно-морской колледж, идеально обрамляют Дом Королевы, а вдалеке — Королевскую обсерваторию на холме.
Сама Мэри не проводила время в Доме Королевы. Однако ее решение определило этот участок Гринвича, создав один из самых красивых видов Лондона. Сам берег реки мало изменился с 18 века. Но вид на Темзу радикально поменялся со строительством и развитием Кэнэри-Уорф.
В XVIII—XIX веках Квинс-хаус использовался для нужд Адмиралтейства, в частности, здесь размещался военно-морской колледж. В 1807 г. дворец был соединён с фланкирующими его постройками Рена низкими колоннадами. Колоннады, простирающиеся по обе стороны от Дома Королевы, обозначают то, что изначально было главной дорогой из Лондона через Гринвич.
Последняя реставрация здания прошла в 1986–1989 годах.
Архитектура Queen’s house
Что касается архитектуры особняка, то она действительно уникальная. Квинс-хаус считается образчиком палладианского стиля (одной из форм классицизма). Это одно из первых зданий в Великобритании, построенное из белого кирпича. Четкое следование симметрии, нет излишеств и лепнины — в этом и заключается особенность палладианского стиля.
Благодаря своей симметричной форме и белому фасаду королевская резиденция резко контрастировала с дворцами из красного кирпича того времени.
Главной «изюминкой» особняка стала витая белоснежная Тюльпановая лестница, у которой нет центрального столба. Построили ее в 1635 году.
Балюстраду лестницы украшают цветы. Некоторые считают, что это не тюльпаны, а лилии — геральдический символ династии Бурбонов.
Сегодня большая часть оригинального декора и интерьера Квинс Хауса утрачена. Когда-то интерьер Дома Королевы украшали росписи Орацио Джентлески, но их перенесли в Мальборо-Хаус. Осталась только изящная винтовая лестница и некоторые элементы настенной живописи.
Галерея Квинс-хауса
Сейчас в Квинс-хаусе находится картинная галерея Морского музея, где хранятся уникальные произведения искусства.
Коллекция насчитывает более 450 картин,
в том числе произведения из студий Гольбейна, Ван Дейка и Ван де Вельдеса, а также современные произведения Кехинде Уайли, Кристи Симингтон и многих других.
Здесь вы можете увидеть такие полотна: «Вид электростанции Дептфорда из Гринвича» Лоури, «Прощальные возгласы» Генри О’Нила, портрет Елизаветы I — «Непобедимая армада», «Трафальгарское сражение» кисти Джозефа Уильяма Тёрнера и другие.
Основная тема всех полотен — море и история Англии.
Кстати, море вы сможете увидеть почти на каждом произведении.
Сожжение «Ройял Джеймса» в битве при Солебее, 28 мая 1672 г.
На этом монументальном гобелене изображена кульминация битвы при Солебе в мае 1672 года — безрезультатного морского конфликта между голландским флотом и объединенными силами английских и французских кораблей.
Гобелен Солебей, обрамленный сложной рамкой, изначально был частью серии гигантских гобеленов, заказанных королем Карлом II для записи битвы. Чтобы объединить серию, Чарльз задействовал талант художника-мариниста Виллема ван де Вельде Старшего, присутствовавшего при конфликте. Работая в своей мастерской на первом этаже Королевского дома, Ван де Вельде использовал свои рисунки для создания «мультфильмов» – крупномасштабных бумажных рисунков – которые служили руководством для ткачей, создающих гобелены.
«Армадный портрет» Елизаветы I.
Королева Елизавета I в инкрустированном жемчугом платье и с рукой, опирающейся на земной шар, изображается как зрелище женской силы и величия. Хотя личность художника неизвестна, картину написали в память о разгроме испанской армады в 1588 году — самом известном конфликте правления Елизаветы. Слева от Елизаветы виден английский флот и приближающаяся испанская армада. Справа от нее во время шторма терпит крушение Армада.
Генрих VIII, 1491–1547 гг.
Этот впечатляющий портрет Генриха VIII, излучающий власть и величие, стал абсолютным подобием знаменитого монарха Тюдоров. Генрих, созданный мастерской Ганса Гольбейна Младшего, изображен в вышитом золотом камзоле, красном пальто с меховой отделкой и черной шляпе, украшенной драгоценностями. На шее он носит кулон с изображением Святого Георгия и Дракона – символа национальной идентичности.
На этой работе Генриху около 40 лет, примерно в то время, когда он женился на своей четвертой жене, Анне Клевской, в Гринвиче. Генрих родился в Гринвичском дворце и за свою жизнь значительно расширил его.
Мария I Английская, 1516–1558 гг., и Филипп II Испанский, 1527–98 гг.
На этом портрете, приписываемом фламандскому художнику Лукасу де Хере, богато одетые в черные одежды королева Англии Мария I и король Испании Филипп II сидят отдельно. В 1553 году Мария I стала королевой Англии и Ирландии. Год спустя она вышла замуж за своего двоюродного брата Филиппа. Ее советники выступили против этого союза.
На этом портрете Филипп носит орден Подвязки, а Мария держит розу, что является отсылкой к геральдическому символу Тюдоров. Через открытое окно можно увидеть собор Святого Павла и Темзу.
Прощальное приветствие
В этой картине XIX века художника Генри Нельсона О’Нила сочетаются скорбь и ликование. Сцена, действие которой происходит на Темзе, изображает отплытие корабля (скорее всего, направляющегося в Северную Америку). Он оставляет позади скорбящих семей и друзей. На протяжении викторианской эпохи миллионы британцев эмигрировали, чтобы начать новую жизнь в таких странах, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.
На набережной собираются группы представителей всех социальных слоев. Молодой уличный продавец фруктов сжимает в руках корзину апельсинов и задумчиво смотрит на корабль, а женщина в фиолетовой шали утешает вдову в черном траурном платье.
Чувство синевы
«Чувство синевы» — это новая работа современного искусства для Дома Королевы. Теперь она теперь висит в Зале Присутствия Королевы напротив Портрета Армады. Он был создан многопрофильной художницей Альбертой Уиттл и Dovecot Studios в Эдинбурге. Гобелен имеет более 150 различных цветовых комбинаций. Он включает такие материалы, как веревка и жемчуг, а также хлопок и лен.
Конвой, 1918 год.
На этой картине с пенящимися волнами и глубоким синим небом художник Джон Эверетт изобразил конвой торговых судов во время Первой мировой войны. Корабли покрыты «ослепительной росписью» — разновидностью камуфляжа, разработанной художником-маринистом Норманом Уилкинсоном. Это включало в себя окраску кораблей в контрастные цвета и геометрические формы, расположенные в виде зебровых узоров, чтобы создать эффект искажения. Это могло бы сбить с толку вражеские суда относительно размера, очертаний, курса и скорости корабля.
После своей смерти в 1949 году Эверетт завещал Национальному морскому музею более 2000 своих морских картин, от морских пейзажей до сцен на палубе.
Рабочие лодки со всего британского побережья
Эта яркая фреска художника Алана Эрнеста Соррелла была создана для бара авианосца HMS Campania. В 1951 году корабль совершил поездку по британским портам в рамках выставки Фестиваля Британии. Эта фреска, состоящая из пяти панелей, прославляет рыболовные сообщества Великобритании. Стая чаек связывает сцены вместе, держась за декоративную веревку.
Вывод из Дюнкерка, июнь 1940 г.
На этой панорамной картине, написанной с точки зрения низколетящего самолета, изображена эвакуация из Дюнкерка во время Второй мировой войны. В период с мая по июнь 1940 года более 338 000 британских и союзных солдат были эвакуированы из Дюнкерка на севере Франции в Англию, спасаясь от вторжения немецких войск.
Для создания этой картины художник Рихард Эрнст Эйрих использовал эскизы и фотографии спасения, а также свидетельства очевидцев. Он ярко изображает разрушения и ужасы войны: клубящиеся столбы дыма возвышаются над горизонтом, а очереди солдат на переднем плане забираются в лодки.
Вице-адмирал сэр Сэмюэл Корниш, капитан Ричард Кемпенфельт и Томас Парри
На этой работе художника Тилли Кеттл запечатлена встреча двух морских офицеров и клерка на британском военном корабле XVIII века. Сидящий справа от работы вице-адмирал сэр Сэмюэл Корниш отдает приказ поднять флаг капитану Ричарду Кемпенфельту, который стоит слева. Между ними сидит секретарь Корниша и заказчик этой картины Томас Парри, держащий в руках перо.
Эта работа, созданная в 1768 году, считалась шедевром Кеттла. После попыток пробиться на лондонскую художественную сцену Кеттл перенес свой бизнес в Индию. Там он стал первым британским художником, который начал прибыльную практику.
Вход в галерею бесплатный, но желательно забронировать билет онлайн, особенно в высокий сезон.
Музей Queen’s house открыт с 10.00 до 17.00 ежедневно, кроме некоторых праздников.