Музей погребальной культуры, или как его в народе именуют Музей Смерти, является пожалуй самым необычным местом в Новосибирске. За свой десятилетний срок существования музей успел стать настоящей сенсацией и обзавёлся статусом одной из лучших достопримечательностей Сибири. До того, как музей стал доступен для посетителей, он был занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
С культурой погребения Вас будут знакомить множество экспонатов и три тематических выставочных зала. Один из них связан с историей погребальной культуры, другой — с похоронными обрядами, третий посвящен ретроспективе всех массовых мероприятий, которые проводил музей.
Первый зал
В первом зале вы познакомитесь с традициями погребения 19 столетия, узнаете, как к теме смерти относились люди той эпохи, как выражали свою печаль и скорбь. Здесь представлена уникальная коллекция траурных костюмов и аксессуаров, в том числе постижерные украшения эпохи романтизма.
Вас ждут удивительные истории мировой погребальной культуры.
Дамский траур
Одна из комнат первого зала посвящена дамскому трауру.
Внешнее выражение скорби по ушедшему из жизни человеку во все времена диктовало особые правила поведения и ношения траурной одежды.
Траурный костюм несет в себе «скорбную печать», он определяет поведение и внутреннее состояние того, кто его носит.
В основу европейского траурного ритуала, укоренившегося в России во второй половине XVIII века и сохранившегося на протяжении всего XIX столетия, лег французский свод правил ношения траура.
Эти правила предполагали типы траура: глубокий, обыкновенный и полутраур. Срок траура по родственникам определялся степенью близости к покойному. Самый глубокий траур требовался от вдовы, оплакивающей своего мужа. Во время глубокого траура не надевали драгоценностей, но допускалось ношение украшений из черного янтаря (гагата).
Вдовы носили длинные суконные или шерстяные платья, креповые чепцы, черные перчатки, шляпы с креповой вуалью, черные зонтики и веера. Носовые платки, как правило, также несли на себе печать траура в виде черной каймы.
При обыкновенном трауре снималась креповая вуаль и вместо матовых материй допускалось носить шелк и кисею.
В траурных нарядах из коллекции новосибирского Музея Мировой Погребальной Культуры представлены кринолины, спенсеры, платья с треном, турнюром и рукавами – «жиго» или рукавами «пагода». В зале содержится коллекция траурных платьев из порядка 200 экземпляров.
Коллекцию дополняют модные шляпы с вуалями, веера,
сумочки,
перчатки, траурные и мемориальные украшения – все то, благодаря чему женщина и в скорби оставалась женщиной.
Тысячелетиями люди использовали траурные украшения, чтобы обозначить скорбь по ушедшему человеку. Классическим материалом, используемым для этих целей, является черный янтарь, или гагат. Черный янтарь-твердый подобно углю материал. Со временем изобрели эбонит, который служил отличным заменителем гагата. Украшения из эбонита и янтаря вошли в моду на закате Виктарианской эпохи.
Историк моды Александр Васильев, осматривая экспозицию этого зала, отметил, что представленная коллекция моды уникальна и достойна быть отдельным музеем.
Маэстро говорил: «Это красиво», «Это исключительная вещь», «Это редчайший экземпляр», «Это гениальная подача коллекции».
Особое внимание заслуживает подлинная коллекция мемориальных украшений из волос. Подобные украшения вы не увидите ни в одном музее России.
Чем же занимались женщины во время глубокого траура, когда выходить из дома она могла только изредка в церковь? Рукоделием. В музее представлена обширная коллекция инструментов для рукоделия
и результатов кропотливого труда.