Выставка елочных игрушек «Когда ёлка была большой» открылась 30 ноября в главном здании Краеведческого музея г. Новосибирска.
Выставка елочных игрушек «Когда ёлка была большой»
Среди многообразия вещей, окружающих человека, ёлочные игрушки занимают второстепенную роль. Но сколько счастливых и радостных минут с ними связано. Самые сильные детские воспоминания: нарядная ёлка, любимые игрушки, ожидание праздника – навсегда остаются в памяти. И каждый раз, доставая заветную коробку ёлочных украшений, мы заново переживаем то детское ощущение сказки.
В фондах Новосибирского краеведческого музея сформировалась коллекция ёлочных украшений 1930 – 1980-х годов, большая часть которых принадлежала новосибирцам. Сегодня она насчитывает около 2500 предметов, в числе которых не только стеклянные, но также ценные и редкие украшения из ваты, монтированные из стекляруса, картонажные украшения, а также различные гирлянды и подставочные фигуры.
В этом году, помимо предметов из фондов Краеведческого музея, на выставке также демонстрируются ёлочные украшения из коллекции новосибирца Максима Носкова. С 2018 года ему удалось собрать около 1000 предметов. Наиболее ценными среди них являются украшения из ваты 1930–1940-х годов, подставочная фигура Деда Мороза из ткани 1930-х годов, стеклянные игрушки 1950-х годов по мотивам сказок, шары с советской символикой и изготовленные из лампочек.
Первые ёлочные украшения
Традиция украшать елку на Рождество пришла в Россию из Германии в первой половине XIX века. В качестве елочных украшений использовали свечи, яблоки, конфеты, фигурные пряники, завернутые в фольгу орехи, самодельные игрушки.
Первыми стеклянными украшениями были шары. По преданию, именно шарами с середины XIX века заменили яблоки, неурожай которых выдался в 1847 году в Тюрингии — одном из старейших центров стеклоделия в немецких землях. В городке Лауша находчивым стеклодувом Хансом Грёйнером были созданы стеклянные «яблоки».
Первые елочные игрушки были толстостенными и тяжелыми, покрывались внутри слоем ртути или свинца. В 1870 году Луи Грайнер-Шолотфегер изготовил первое тонкостенное украшение, покрытое слоем нитрата серебра. Вскоре помимо шаров началось изготовление и других форм игрушек. Однако, за всеми этими стеклянными украшениями «первого поколения» закрепилось название «kugel» (на немецком «шар»).
Немецкие стеклянные украшения всегда славились особо тонким стеклом, изяществом и лучшим качеством серебрения. В 1950-1980-е годы в ГДР специально для СССР на знаменитой фабрике Лауша изготавливались разнообразные наборы елочных украшений.
Ёлка с подарками
Новый год — один из самых любимых праздников в России.
Нет, пожалуй, другого такого дня, к которому так долго и тщательно готовятся всей семьей,
в ожидании, когда под бой курантов настоящее чудо, пускай на миг, но станет возможным.
Непременным атрибутом и символом праздника несколько сотен лет назад стала украшенная новогодняя ель.
Украшения из ваты
После Октябрьской революции 1917 года традицию рождественской елки ждали большие перемены.
В рамках проводившейся в стране антирелигиозной пропаганды в 1929 году празднование Рождества и ёлка были официально запрещены.
Но в 1935 году накануне Нового года в газете «Правда» появилось обращение кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева: «Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечение для детей, положить конец». И уже новый 1936 год встретили с наряженными к празднику любимыми деревьями.
В первые годы после возвращения праздника ёлочных украшений катастрофически не хватало. И в стране развернулось широкое производство недорогих и простых в изготовлении ватных игрушек.
Такие украшения появились на рождественских ёлках ещё в конце XIX века, но их звёздным часом в СССР стал конец 1930-х годов.
Ватные игрушки отражали новую советскую тематику: освоение Арктики, спорт, пионерское движение, Красная Армия, счастливое детство.
Их выпуском занимались десятки артелей, прежде всего Москвы и Ленинграда: «Изокульт», «Промигрушка», «Культигрушка», «Всё для ребёнка», «Ёлочная игрушка», артель им. Шаумяна, «Культпром», фабрика «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и др.
Ватные игрушки изготавливались несколькими способами: намоткой на проволочный каркас, прессованием и горячей штамповкой, намоткой на станке-веретене.
Шары
Шар — самое первое из специально изготовленных украшений для рождественской и новогодней елки.
Менялись эпохи, традиции празднования Рождества и Нового года, технологии производства и способы декорирования игрушек, но шар всегда занимал одно из главных мест на елке.
После возвращения празднования Нового года елочных украшений, особенно стеклянных, не хватало.
В конце 1930-х появляются шары из электрических лампочек со срезанным цоколем.
Многие шары этого периода отличаются техникой окрашивания — они зачастую не имеют металлизации.
В 1950-1960-е годы выпускается огромное количество сияющих металлизированных шаров со всевозможным декором и часто рельефными рисунками.
С конца 1960-х годов начинается процесс упрощения елочных украшений, появляются новые материалы и техники окрашивания, активно используется пластик.
Популярностью пользуются наборы шаров из ГДР.
Символы эпохи
По елочным украшениям можно проследить многие знаковые события истории СССР, социальные и культурные веяния десятилетий.
Большое внимание уделялось выпуску елочных игрушек с советской символикой. Елки украшали изделия с изображением серпа и молота, пятиконечной звезды, надписью «СССР».
В 1930-е были популярны темы индустриализации, освоения Арктики.
Массовый интерес к развитию авиации и летательным аппаратам способствовал появлению на елке дирижаблей, стратостатов, самолетов, парашютов.
Одна из трогательных и знаковых игрушек 1940-х гг. — собака-санитар. Это украшение было посвящено героическим собакам, за годы Великой Отечественной войны вынесшим с поля боя тысячи раненых.
В конце 1940-х — 1950-е годы одной из главных тем елочных украшений становится дружба народов. Сотрудниками артели им. К.Е. Ворошилова во Владимире был создан набор елочных украшений «Фигуры национальностей Советского Союза», отмеченный в 1947 году премией конкурса новых образцов игрушек РСФСР.
Изначально в наборе было 16 игрушек, но в 1956 году после возвращения Карело-Финской ССР статуса автономной республики в наборе осталось 15 игрушек.
1960-е годы отмечены в советской елочной игрушке темой освоения космоса — замечательные по своей хрупкости и искусной работе «Спутник-1», ракеты, многочисленные космонавты и просто подвески, напоминающие космические аппараты.
Украшения из картона и бумаги
Первые стеклянные елочные игрушки, появившиеся в России в XIX веке, были очень дороги. И позволить их себе могли немногие. Более доступными были украшения из картона и бумаги.
Картонажные елочные украшения появились в XIX веке в Германии. Особенно славился дрезденский картонаж. В начале XX века это нередко были целые объемные сложные конструкции на самые разные темы. С конца 1930-х гг. картонажи начинают широко выпускаться в СССР. Самыми распространенными знакомыми многим были фольгированные картонные украшения, которые изготавливали на нескольких фабриках и артелях.
Монтированные украшения
Комбинированные с бусами и стеклом украшения появились в конце XIX — начале XX вв. в Богемии — одном из старинных центров стеклоделия. В городе Яблонец-над-Нисоу изготавливались удивительной красоты конструкции из множества стеклянных бус и трубочек в тонкой металлической «паутинке». Такие украшения у нас называли «люстрами».
Советские монтированные украшения, как и все остальные виды игрушек, имели свою специфику. Особенно приметными из них были игрушки на тему крестьянского быта: колодцы, мельницы, прялки. А также в большом количестве изготавливались пятиконечные звезды, подвески, различные летательные аппараты и космические ракеты.
Монтированных украшений в СССР выпускалось меньше других типов елочных игрушек. Они производились несколькими предприятиями, прежде всего в Клину на заводе «Лаборприбор», а также небольшими партиями на других фабриках игрушек. Стеклярус применялся в качестве дополнительного украшения и для других ватных игрушек.
Игрушки из проволоки
В годы Великой Отечественной войны для детей всё же, как могли, устраивали ёлки, а украшения часто изготавливали из самых неожиданных и совсем не праздничных подручных материалов, даже из погон и медицинских ампул.
Украшения военного периода часто были самодельными и недолговечными.
А те, что продолжали поступать в продажу, изготавливались из отходов производства на различных предприятиях.
Так, на заводе «Москабель» изготавливали игрушки из проволоки.
Они в настоящее время являются довольно редкими.
Открытки
Настоящей звездой отечественной дореволюционной открытки была художница Елизавета Бём. Она нащупала уникальный формат: немного от иллюстрации, немного от лубочной картинки, немного от слащавых немецких фотооткрыток, но всё это переработанное в актуальном на тот момент русском стиле. На ее открытках были прелестные румяные крестьянские детишки и подходящие к случаю народные поговорки и пословицы. «На новый годок несу здоровья кузовок, тому-сему кусочек, а вам весь кузовочек!», «К праздничку Христову не конь везёт, а Бог несёт!»
Дед Мороз и Снегурочка становятся героями первых советских новогодних открыток.
Вернулись они в наш быт в разгар Великой Отечественной войны. Открытки были соответствующие, больше похожие на агитплакаты: Дед Мороз шел в атаку с пулемётом, а в качестве новогодних подарков предлагал бойцам снаряды. С возвращением мирных времён открытки никуда не исчезли, более того, они стали очень качественными: из хорошего картона, с отличной полиграфией.
В 50-е это были реалистичные картинки с изображением накрытого стола, нарядных танцующих пар, кремлевских курантов ‒ все тщательно детализировано.
В 60-е в открыточную индустрию приходят художники-мультипликаторы. Во всем господствует минимализм, так что появляются невероятно стильные открытки с минимум цветов, геометричностью орнаментов и тематикой, привязанной к актуальной повестке: лыжники, ракеты, силуэты многоэтажных новостроек. Например, открытки Лидии Модель.
Затем наступают 70-е и эра двух титанов: Владимира Зарубина и Владимира Четверикова. Первопроходцем стал Зарубин, между прочим один из авторов «Маугли», «Ну, погоди!», «По следам бременских музыкантов» и «Тайны третьей планеты». В начале 60-х он вверг в ступор членов художественной комиссии, предложив открытки с прелестными зайчиками и ёжиками. Сейчас это кажется странным, но тогда всерьёз обсуждали, а не буржуазное ли мещанство вся эта милота, годится ли она для поздравления советских людей? Советские люди в итоге проголосовали рублём за мультяшных милашек с тщательно прорисованными пушистыми мордочками.
Он рисовал их до самой смерти, до 90-х годов. И сегодня в филокартии есть отдельное направление ‒ коллекционирование открыток Владимира Зарубина. Несмотря на многомиллионные тиражи, среди них есть довольно редкие экземпляры!
Открытки Владимира Четверикова ‒ это тоже пушистые мордочки, но совсем другие! Другая прорисовка, а главное ‒ другие сюжеты, юмористические. Если картинки Зарубина ‒ милые, то Четверикова ‒забавные.
Разумеется, этими двумя именами открытки на исчерпывались. Работал над открытками, к примеру, прекрасный художник-анималист, профессиональный биолог Алексей Исаков. Или, к примеру, новогодние сказочные открытки-иллюстрации Татьяны Жебелевой.
В 80-е невероятной популярностью начинают пользоваться фотооткрытки с новогодними натюрмортами и пейзажами. Свечи, хрустальные бокалы, еловые веточки с игрушками. Или, как вариант, заснеженные пейзажи с живописными ёлочками. Немного позже их начинают делать рельефными, украшать блёстками.
Сказочные персонажи
Елочные украшения на сказочные темы часто составляли наборы по любимым сказкам А.С.Пушкина, П. Бажова, К. Чуковского, басен И.А.Крылова, русских народных сказок.
Наборы по сказкам А.С. Пушкина, а также набор «Приключения Чипполино» по сказкам Джанни Родари были одними из самых ярких, проработанных в техническом и художественном отношении советских елочных игрушек.
Они являются одними из самых ценных для современных коллекционеров.
Главными производителями советской стеклянной елочной игрушки в период ее расцвета были «Завод стеклянной и оптической игрушки» в Москве, сменивший около 10 названий, и артель «Культ-игрушка» в Ленинграде.
Выпускали елочные украшения также в Украинской ССР, в Волжском регионе и в Сибири.
Однако многие фабрики тиражировали украшения, разработанные НИИИ — Научно-исследовательским институтом игрушки.
Многие авторы елочных игрушек являются ведущими художниками НИИИ, где действовала отдельная лаборатория елочных украшений и разрабатывались образцы игрушек из разных материалов.
Дети
Среди елочных игрушек существовало множество украшений счастливых и занятых чем-то детей.
Они танцуют, катаются на санках, стоят с лыжами или игрушками в руках.
Были среди них и фигурки детей, представляющих разные народы СССР.
Елочные «взрослые» — красноармейцы, матросы, милиционеры, колхозники, космонавты — часто выглядели как переодетые дети.
Они отличались и детским телосложением, и детским выражением лиц, и детскостью одежды.
Деды Морозы
Предметы быта
В 1950-60-е годы на советских елках появляется все больше украшений на тему домашнего быта и мирной жизни.
Это мебель и детские игрушки,
самовары, чайники, кофейники и масса разнообразной посуды,
сумочки, туфельки и зонтики,
футбольные мячи, часы,
лампы и музыкальные инструменты,
домики, колокольчики и фонарики.
Самовары и чайнички можно назвать вершиной достижений советской стеклянной елочной игрушки.
Изящные, с искусно вытянутыми при выдувании форм тончайшими носиками и ручками-петельками, расписанные вручную цветами или ягодами, серебристые или окрашенные матовыми красками без металлизации.
Именно эти украшения особенно сильно сохранились в памяти многих людей.
Малютки и великаны
Одним из памятных явлений советского Нового года стали маленькие настольные елочки и наборы таких же миниатюрных украшений.
Популярность наборов елочек и украшений-малюток прежде всего была обусловлена практическими соображениями — нехваткой места для расположения большой елки.
Оригинальные отдельные наборы елочных украшений для настольных елок стали выпускать уже с 1949 года.
Несмотря на миниатюрность, качество игрушек в таких наборах было достаточно высоким. Большей частью они были стеклянными.
В наборах, кроме шаров и подвесок, присутствовали все важнейшие образы советских елочных украшений — веселые дети, урожай, животные и цветы.
Помимо столичных и ленинградских фабрик наборы «Малютка» выпускали в Украинской ССР и Армянской ССР.
Противоположностью миниатюрным украшениям и миниатюрным елочкам стали игрушки для общественных больших елок. Этих тяжеловесов называли «великанами».
В основном это были фрукты, шары и прочие не самые сложные по форме игрушки.
По воспоминаниям многих людей, их использовали и для домашних елок, украшая ими нижние ветки.
Гирлянды и хлопушки
Растения и животные
Значительную часть советских елочных украшений занимают игрушки на тему сельского хозяйства, животноводства, природы.
Артели и фабрики, используя всевозможные материалы, изготавливали разнообразные овощи и фрукты, урожайные корзинки, зверей и птиц.
Особое место занимает, конечно, «царица полей» кукуруза.
Это одна из самых массовых советских елочных игрушек 1960-х годов.
Интересно, что изначально елочные украшения на эти темы должны были быть не только игрушками, но и в некоторой степени помогать ребенку познавать окружающий мир.
За реалистичность внешнего вида елочных игрушек на тему растений и животных особенно ратовали на заседаниях художественно-технического совета в Институте игрушки.
К концу 1960-х годов советская елочная игрушка становится все более абстрактной.
В большом количестве появляются такие украшения как листья, капельки, сосульки, снежинки.
Они уже не были тематически привязаны к каким-либо социально-экономическим или идеологическим процессам.