Музей агроэкологии и охраны окружающей среды имени В.С. Гребенникова. Пусть слегка скучное название учреждения вас не отпугивает. Ведь столь необычный музей, среди экспонатов которого слепок ноги снежного человека, установка для телекинеза и огромная картина-панорама, еще поискать.
Располагается музей под Новосибирском, в поселке Краснообск. А конкретнее — в Сибирском НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства. Экскурсия проводится бесплатно по предварительной записи для групп 1-10 человек. При себе иметь бахилы.
Музей основал в 1976 году Виктор Степанович Гребенников, художник-анималист, энтомолог, агроном. Кстати, до переезда в Краснообск, Виктор Степанович работал директором детской художественной школы в Исилькуле. А сейчас хранитель и гид музея — Фисечко Римма Николаевна, старший научный сотрудник.
Основная экспозиция
В музее представлены все стороны научного и художественного творчества Гребенникова.
Это был талантливый художник-самоучка, выдающийся энтомолог, разработки которого позволили реально повысить урожайность сельхозкультур, автор семи научно-популярных книг и иллюстратор еще нескольких, заслуженный эколог России.
Иллюстрации он делал и к своим книгам, и к книгам о насекомых других авторов. В частности, к книгам известного советского писателя, популяризатора энтомологии Иосифа Халифмана и доктора биологических наук, профессора зоологии Павла Мариковского. Кстати, поняла, что в детстве изучала мир букашек по книге Гребенникова «Тайны мира насекомых».
Виктор Степанович любил и изучал мир насекомых. Рассматривая под микроскопом, он рисовал их в мельчайших подробностях.
На стенах музея размещены макропортреты шмелей, гусениц, божьих коровок, стрекоз в естественных позах.
Они поражают точностью изображения анатомических подробностей, но в то же время яркие и привлекательные.
Насекомые были главной страстью Гребенникова. А потому нарисовать их точнее и естественнее, чем этот энтомолог, вряд ли кто-то смог бы.
Все эти насекомые — обитатели микрозаказников, которые Гребенников создавал по Сибири в годы освоения целины, дабы сохранить микрофауну, ведь среда ее обитания уничтожалась.
Гребенников изображал насекомых не только на бумаге или холсте, но и в виде объемных фигур. Перед вами – муляж насекомого под названием «наездник», изготовленный из глиняно-ватной массы и пластика (масштаб 14:1). Возможно, наездники этого вида в Сибири уже вымерли.
В витринах — знаменитые стереоблоки
. В.С. Гребенников еще в 70-е годы прошлого века придумал способ создания 3D-изображений. Рассматривая объект в бинокуляр, он наносил слой за слоем «срезы» на стеклянные пластинки. Глядя сверху на стопку из 5-12 стёкол, можно увидеть объёмные изображения пчёл, коллембол, одноклеточных водорослей, тычинок с пыльцой. цветка ивы, мухи-журчалки, личинок наездников (увеличенных в 200 раз).
Также здесь есть так называемый «вечный гербарий». Это гипсовые слепки различных растений, сделанные Гребенниковым специально для музея. Они очень реалистичные и позволяют не губить для коллекции живых тварей.
Не секрет, что пчёлы, осы, шмели — опылители ценных сельскохозяйственных растений. Многие растения просто не могут дать хороший урожай без них. Для сохранения численности шмелей Виктор Степанович создавал микрозаповедники, изготавливал для шмелей специальные домики. Эти домики расставлялись вдоль полей. Ведь шмели ещё большие труженики, чем пчёлы: они могут летать и опылять растения и в дождь, и в холод.
Один из экспонатов музея — макет цветка люцерны, это ценная кормовая культура. Опыляют люцерну пчёлы — листорезы. Соответственно, чем больше пчел-листорезов, тем выше будет урожайность люцерны. Свои гнезда они устраивают в полых стеблях растений. Разработка Гребенникова заключалась в том, чтобы самостоятельно изготавливать множество гнездовых трубочек для этих пчел и помещать их в блоки (по 1200 трубок в каждом).
Также в музее представлены и биологические методы борьбы с насекомыми-вредителями.
Бионика и биофизика
Наиболее известная часть деятельности Виктора Степановича была связана с квазинаучными изысканиями в таких областях, как антигравитация, невидимость, телепатия, НЛО и т.д. Официальной наукой эти наработки Гребенникова, конечно же, не признаны.
Изучая жизнь ос и пчёл, В С. Гребенников обнаружил влияние полостных структур на энергию живых объектов. Он полагал, что именно энергия трубочек помогает пчёлам и осам найти «свой дом» из тысяч похожих. У человека близость трубочек вызывает сбой в работе температурных рецепторов. Поднося ладони к этим стопкам, мы чувствовали кто холод, кто тепло, кто покалывание.
Воздействие этих структур чаще всего неблагоприятное. Но Гребенникоов разработал прибор на основе сот насекомых, который призван утолять головные и другие боли. Для этого достаточно расслабленно посидеть на стуле под прибором 8-15 минут. Он так и называется — «Сотовый болеутолитель В. Гребенникова».
Кости человека тоже содержат полости, которые, по мнению Виктора Степановича, излучают энергию. Мы подносили руки к обожженной палочке, висящей на паутинке в закрытой колбе, со 100%-ной влажностью, исключающей электростатику, и некоторым удалось заставить трубочку вращаться.
Еще один объект исследования Виктора Гребенникова — полеты насекомых. Их тела подчас не сопоставимы по размерам с их крыльями, а значит, полеты майских жуков, шмелей и других букашек, по мнению Виктора Степановича, нарушают все законы аэродинамики. Но дело в том, что тело насекомых покрывают волоски. И, согласно изысканиям Гребенникова, когда насекомое взлетает, вокруг щетинок образуются некие вихри, которые и отрывают насекомое от земли.
На основе этой теории Гребенников в начале 1990-х якобы сконструировал и построил антигравитационную платформу, на которой сам летал со скоростью до 25 км/мин. Однако потом изобретатель разобрал свой революционный летательный аппарат. Он решил, что человечество еще не готово к этому открытию, и изобретение может быть использовано в военных целях. Был аппарат на самом деле или нет, а если и был, летал ли, сегодня никто не может подтвердить или опровергнуть. В музее стоит макет гравилета.
Музей – настоящая находка для любителей паранормальных явлений. Перед вами – не что иное, как слепок следа… снежного человека! Найден он (след, а не йети) запорожской экспедицией в 1986 году в горах Памира у излучины реки Игиз и позже передан в дар музею.
Штормглас — старинный прибор для предсказания погоды. В 1980-х Гребенников проводил эксперименты и с ним.
Сферорама
Помимо основной экспозиции музей располагает уникальной сферорамой под названием «Целинная степь» или «Реликтовая степь». Это уникальная круглая комната, в которой пол, стены и потолок расписаны пейзажами Кулундинской степи.
Виктор Степанович работал над ней вместе со своими детьми Ольгой и Сергеем около десяти лет: с начала 1980-х по 1993. Чтобы собрать материал для создания панорамы, Гребенников объехал всю Кулундинскую степь, сделал две тысячи снимков. Так что участка, изображенного на картине, в реальности не существует, это, как говорится, собирательный образ.
Однако в 1993 году исследователь переключился на другие работы, и часть панорамы так и осталась в эскизном варианте.
На стенах комнаты цветут типичные для Сибири растения, ползают жуки, летают бабочки, охраняемые в Новосибирской области. Под потолком в небе кружит орёл, на склоне спрятался и лёг в спячку суслик, а над травой резвятся бабочки.
Находясь в маленькой комнате, можно увидеть степь, берёзовые колки, озеро, возникшее на месте древнего моря, обрывистый край реки, в котором осы делают свои норки.
Между прочим, задумал он свое произведение как немой укор человечеству, разрушающему первозданную красоту природы. Мы видим, что едва началась распашка целинных земель, а рядом (слева) уже образовалась свалка. «Наступление человека на природу всегда начинается со свалок», – утверждал Виктор Гребенников.
К сожалению, эту панораму мы рассматривали при свете фонариков, так как лампы грозились перегореть, а заменить их нечем.
Главное, что дал нам этот музей – ощущение того, насколько удивителен наш мир! Что в нём много тайн! Что каждый человек может увидеть их, разгадать, нарисовать, придумать что-то новое и полезное, подсмотрев идею в природе. Ощущение единства с природой, нашей ответственности за неё, желание её защищать.