Контора инженера Будагова — один из филиалов музея Новосибирска по адресу ул. Большевистская, 7.
История Новосибирска началась с железнодорожников, со строительства железнодорожного моста через Обь. И эти люди не только построили мост, но и из маленького рабочего поселка создали Столицу Сибири, город, попавший в Книгу рекордов Гиннесса, и ставшим третьим городом страны.
Архитектура дома
Деревянное здание конторы построили в середине 90-х годов ХIХ века на левом берегу речки Каменки, в квартале № 2 Закаменской части поселка Новониколаевского.
Одноэтажный прямоугольный в плане жилой дом обращен главным юго-западным фасадом на ул. Большевистскую. Стены рубленные, обшиты горизонтальными и вертикальными профилированными досками, торцы врубок зашиты вертикальными досками с профильным завершением. Двускатная крыша сложной формы стропильной конструкции крыта железом.
Декоративные детали окон и крыльца сеней выполнили с применением элементов ордерной пластики. Прямоугольные вертикальные окна обрамлены наличниками с надоконными крашенными симметричным пропильным очельем, подзором с зубчиками, пропильными кронштейнами и ажурным свесом доски с пропилами в виде звезд, ромбов, треугольных профилей.
Вертикальные доски с накладными витыми полуколонками токарной работы, «капителью», образованной плоскостью доски с накладным четырехлистником. Основание полуколонки — профилированная «база», опирающаяся на подоконный карниз, завершенный сложнопрофилированной доской с пропилами (звезды, круги, ромбы).
В нём располагалась администрация строительства железнодорожного моста через реку Обь — одного из первых крупных сооружений Транссибирской магистрали. Земельный участок для возведения конторы арендовал Г.М. Будагов, фактически выполнявший обязанности главного инженера на строительстве железнодорожного моста через Обь в 1893-1895 годах.
В 1930 году дом был поставлен на учёт как жилой. В 2000 году здание было объявлено объектом культурного наследия регионального значения.
В настоящее время в здании размещена экспозиция филиала Музея Новосибирска, посвященная строительству Транссибирской магистрали, железнодорожного моста через реку Обь, Алтайской железной дороги, Г.М. Будагову и другим первостроителям нашего города.
Музей
В «Конторе инженера Будагова» можно прочувствовать настоящую атмосферу конца XIX — начала XX века. Музейная экспозиция рассказывает о сооружении железнодорожного моста, о поселке мостостроителей, об Алтайской железной дороге, о Григории Будагове и его семье. Музей замечательный, в нем так душевно представлен быт технической интеллигенции на стыке 19-20 веков.
Григорий Моисеевич Будагов
Григорий Моисеевич Будагов (02.01.1852 – 24.12.1921), инженер V класса, действительный статский советник.
Родился в Петербурге 2 января 1852 года. В 1874 году завершил обучение в Петербургском институте инженеров путей сообщения Императора Александра I, и получил звание гражданского инженера «с правом производства строительных работ и правом на чин коллежского секретаря при вступлении в государственную службу».
В 1893-1895 годах был доверенным начальника строительства железнодорожного моста через р. Обь. Проработал на строительстве моста через реку Обь до августа 1895 года, когда был переведён в г. Томск помощником строительства Средне-Сибирской дороги. Его место занял другой инженер – Николай Михайлович Тихомиров, который продолжил работу в этом доме.
Будагов организовал первую в Ново-Николаевске первую народную библиотеку, одноклассную бесплатную школу для детей строителей моста.
В 1912-1913 годах осуществлял правительственный надзор за окончательными изысканиями и началом строительства Алтайской железной дороги Семипалатинск — Ново-Николаевск. Одна из первых улиц Ново-Николаевска — Трактовая, была названа Будаговской (ныне ул. Большевистская).
Музыкальная гостиная
Кстати, в зале постоянной экспозиции «Кабинет инженера-путейца» нашлось место и для музыкального искусства. Ведь инженеры, прибывшие на строительство железнодорожного объекта, вместе с рабочими инструментами привозили и различную литературу, и музыкальные инструменты для проведения культурного досуга.
По инициативе и на средства Г. М. Будагова была выстроена народная читальня, с приспособлением для любительских спектаклей. Чуть позже открываются «народные чтения» и школа. А после образовывается кружок любителей сценического искусства, который и поддерживал школу и читальню средствами, полученными от спектаклей.
Этот кружок любителей заслужил горячую признательность жителей посёлка: благодаря кружку интеллигентная часть населения имела возможность получать разумное и приятное развлечение, а для простого народа существовала читальня с прекрасными туманными картинками и конечно же бесплатная школа для детей!
В экспозиции музея есть даже такой малоизвестный проигрыватель, как симфонион. Это заводной музыкальный инструмент второй половины XIX в. Первый симфонион был собран немецким изобретателем Паулем Лохманом.
Симфонион похож на музыкальную шкатулку, но в отличии от неё может играть разные мелодии. Это достигается за счет возможности замены диска. В начале XX в. симфонион был вытеснен с рынка граммофоном, способным проигрывать не только мелодию, но и живой голос.
Чайный уголок
Главный предмет в чайном уголке — самовар фабрики Берты Густавовны Тейле конца XIX века.
Семья Тейле, немцы по происхождению, занимали особое место среди «коронованных фабрикантов», выпускающих самовары в Туле. Тейле, единственный кто производил жидкостные самовары с емкостью для керосина, которые могли приобрести только состоятельные граждане.
Основной особенностью продукции фабрики Тейле было внедрение керосиновой горелки.
Над созданием уникальных самоваров трудилась вся династия Тейле, включая жену промышленника и троих сыновей.
На экскурсии рассказывают, откуда в Сибирь приехал чай и как он до нас добирался, как пьют чай разные народы и в чём особенности русского чаепития.
Сердце узора
Вторая часть экспозиции посвящена деревянным узорам. Музей предлагает выяснить, что таят в себе эти украшения.
На выставке представлены деревянные элементы усадеб Ново-Николаевска и Колывани, которые помогут узнать что такое псевдо-русский стиль и где его найти в Ново-Николаевске, как традиционный деревянный дом объясняет устройство вселенной, что такое фиал и подзор, зачем нужен наличник и как определить статус его владельца, и конечно — что скрывается в самом сердце узора?
Мастер, который вырезал эти узоры, закладывал в них определенный смысл. Деревянный дом — это как макет вселенной, состоящей из трех частей: мира мертвых, мира живых и мира высших сил.
Фиалы и подзоры — это элементы, которые были обязательны в комплекте наличника. Они визуально информировали о статусе хозяина дома. Так, один фиал на наличнике информировал, что дом принадлежит купцу 3 гильдии, два фиала — купцу 2 гильдии, а три фиала говорили, что это дом купца 1 гильдии.
О статусе владельца также говорило само наличие украшений. Естественно, что бедный человек себе их позволить не мог.
На выставке можно увидеть и инструменты, которые использовались при изготовлении деревянных узоров. Есть среди них инструмент с немецким названием шпунтубель, которому 100 лет. С его помощью делалась косая планка. На выставке расскажут разницу между шпунтубелем, шерхебелем и шершеткой.
На выставке также можно увидеть настоящий ткацкий станок. Его, также как и деревянные узоры, изготавливали мужчины, владеющие столярным ремеслом.