Новосибирский государственный художественный музей формируется с 1958 года как традиционное собрание классического и современного русского искусства, дополненное небольшим разделом зарубежного искусства и позволяющее на своих материалах создать представление о стилистическом развитии, жанровом и личностном многообразии живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVI – ХХI веков.
В 2003 году в Новосибирской картинной галерее открывается новый раздел постоянной экспозиции декоративно-прикладного искусства «Народное искусство и художественные промыслы России».
Впервые так полно и разнообразно (360 экспонатов!) представлено прикладное искусство из собрания галереи. Показана та часть, которая собиралась в научных экспедициях 60-70-х годов в Новосибирской области; в ней представлены вещи, бытовавшие в народной среде, но по своим художественным качествам ставшие настоящими произведениями искусства. Это народный костюм, образцы вышивки и ткачества, предметы игры и труда конца XIX и начала XX века.
Экспозиция знакомит с современными традиционными видами прикладного искусства, представленными сегодня в особых формах художественных промыслов. Из нескольких сотен существующих в России промыслов экспонируются самые старинные и наиболее значительные.
Это резьба и роспись Хохломы, уникальная роспись подносов Жостова и миниатюр Палеха, уникальная по пластической и цветовой выразительности керамика Скопина и Гжели. Наряду со знаменитыми дымковской и филимоновской глиняными игрушками можно увидеть также игрушки Абашевские, Калужские, Орловские, Липецкие. Лучшие произведения коллекции созданы известными народными умельцами, признанными мастерами России.
Давайте прогуляемся по двум залам музея.
Каргопольская игрушка
Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области.
Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц.
В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.
Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали.
Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.
Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи.
Дымковская игрушка
Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире.
Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров).
Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка.
Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком.
Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку.
Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину.
Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Филимоновская игрушка
Родина — деревня Филимоново Тульской области. Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур.
Свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый. Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый, и геометрический орнамент. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали.
Орловская (Плешковская) игрушка
О плешковской игрушке известно было уже в 17 веке. Промысел появился в селе Плешково Орловской области. Плешковская глина после обжига приобретает светло-розовый или бежевый оттенок с блестящими крапинками, благодаря слюде, входящей в ее состав. Глина обладает пористостью, из-за этого краска для росписи игрушек, впитываясь, оставляет на поверхности блеклые нежные тона, которые замечательно сочетаются с природным цветом глины.
Абашевская игрушка
Самобытный русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области. Впервые абашевские игрушки начали изготавливать в середине XIX века для детских игр. Но уже через некоторое время им придали сатирического характера, чтобы высмеять тех, кто обманывает и наживается на других людях.
Главная особенность таких игрушек — удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри и бороды. Большой популярностью пользовались бараны, олени, козочки. Часто они напоминали экзотических жирафов, волшебных кентавров, которым всегда была присуща некоторая сатиричность.
Сюжеты абашевской игрушки — сатиричные, направленные на высмеивание пороков общества и людей, которые пытаются стать богаче за счёт других. Именно поэтому вместе с необычными фигурками зверей можно увидеть нарядную барыню, лихого всадника и монарха в образе барана с человеческим лицом.
Богородская игрушка
Это скульптура или фигурка, вырезанная при помощи специального ножа из пластичных пород дерева (вяз, бук, дуб, ясень). Промысел зародился в XVI-XVII веках в поселке Богородское, который на тот момент принадлежал Троице-Сергиеву монастырю.
Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка.
Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные и подвижные игрушки.
Для того, чтобы скульптуры двигались, Богородские мастера использовали параллельно расположенные планки, скрепленные между собой гвоздиками. Балансир на веревочках вставляли в отдельные части спиральной пружинки.
Хохлома
Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора.
Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.
Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций.
Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».
Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, поставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, от чего все они становятся похожими на глиняные.
Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.
Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото».
Жостовская роспись
Жостовская роспись — это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области.
Основным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет. По краю поднос обычно украшают ажурным растительным орнаментом. Традиционно роспись выполняют на черном фоне, но возможны и другие варианты, например, красный, синий и зеленый.
Палех
Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Палехская роспись берет свое начало в иконописи. Самым важным отличием палехской росписи от иных исконно русских живописных промыслов является прорисовка миниатюрных композиций — изображений, которые рассказывают определенный сюжет.
В качестве основы выбираются сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки. Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.
Матрешка
Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке.
Считается, что русская деревянная расписная кукла появилась в 1890-х годах, когда бурное экономическое и культурное развитие страны сопровождалось подъёмом национального самосознания и интереса к русской культуре. В этот период в Российской империи возникло художественное направление, известное как «русский стиль».
Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Самую маленькую куклу делают первой.
Когда матрёшка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части.
Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется. Количество кукол может быть различным.
Гжель
Один из двух залов экспозиции художественных народных промыслов отведен под гжель.
Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.
Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.
Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки.
Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько — «гжельский куст», который объединил около тридцати населенных пунктов.
Бело-голубая роспись появилась на гжельских предприятиях в начале XIX века. Раньше местные изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах технология изменилась.
На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига.
Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры. Сначала рисунок выглядит однотонно-серым. Но стоит поместить изделие в раскаленную печь, как кобальтовый узор оживает, наполняясь васильковой синевой. Появляются оттенки и полутона сине-голубой гаммы.
В это время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд».
Еще в Гжели создавали скульптуры, предметы интерьера, рукомойники и подсвечники. Все предметы лепили и расписывали только вручную. Настоящий гжельский мастер различает больше 20 оттенков синего!
Изделия мастера обычно украшали растительными орнаментами и рисунками цветов, существует и сюжетная роспись.
Характерный прием гжельской росписи — мазок с тенями. Нужно набрать краску на одну сторону кисти, а при мазке кисть поворачивается по кругу. В самом начале краска погуще, к середине мазок высветлен, а на кончике получается совсем светлым и тонким.