В первый день решили прогуляться по маральнику. Владения нашего хозяина занимают 5000 га на склонах Теректинского хребта.
Это горный хребет в центральной части Алтая. По хребту проходит граница Онгудайского и Усть-Коксинского районов. Вместе с Северо-Чуйским хребтом относится к северной цепи Алтайских гор. Его южные предгорья вместе с северными предгорьями Катунского хребта образуют знаменитую Уймонскую долину, видом на которую мы любовались.
Линия хребта сглажена, большинство вершин плавные, куполообразные, с обилием мелких озер и болот.
Асонов ключ
Рядом с нашими домиками из земли бьет ключ, вода из которого течет в кране и из которой готовят на кухне. У него даже есть название — «Асонов ключ».
Проходя сквозь толщу пород, вода обогащается минеральными солями и приобретает уникальные целебные свойства. Вода источника «Асонов ключ» по основному ионно-солевому составу относится к минеральным природным столовым водам гидрокарбонатного класса натриево-магниево-кальциевой подгруппы и содержит ионы кремния, серебра, селена.
Селен – жизненно важный микроэлемент с широким спектром биологического действия его соединений. А серебро обладает антибактериальным действием относительно большого числа патогенных микроорганизмов. Вот такая полезная у нас была водичка. Кстати, выходов воды на поверхность у ключа несколько.
Парки маральника
выгоны для маралов разделены на 8 «парков», каждый из которых огорожен сетчатым забором. Высокие столбы из лиственницы вкопаны в каменистую почву. Как же строился этот забор? Оказывается, тяжелую металлическую сетку поднимал в гору конь породы буденновец! Целостность забора приходится постоянно проверять: погодные условия или медведи могут повалить его.
Нам предстоит подняться туда, на самый верх. А по ту сторону как раз и начинается Антишкин лог — цель нашей прогулки.
Склоны горы заросли лекарственными травами и цветами.
Здесь я познакомилась с новой для себя травкой — зизифорой.
Невероятно ароматная и к тому же лечебная!
Передышка на середине подъема позволяет насладиться видами. Так как в процессе восхождения только внимательно смотришь под ноги, а красотой насладиться не успеваешь.
Кстати, разделение территории на отдельные части не случайно. Отдельно живут взрослые маралы самцы, отдельно подростки. А в следующем на нашем пути «парке» пасутся коровы и маралихи.
Одна из коров ручная, даже без бирки. Она будет давать молоко, остальные пойдут на мясо. Кстати, коровы здесь круглый год живут на вольном выпасе, хотя зимой морозы бывают весьма суровы.
Разведение маралов
Разведение маралов — это вполне безотходное производство. Применение находится абсолютно всему: кровь идет на изготовление лекарств (пантогематогена); мясо, также обладающее лечебными свойствами, вполне пригодно к употреблению, хотя и немного жестковато; из шкур можно делать одежду и обувь.
Однако наибольшую ценность, конечно же, имеют рога или панты. На их основе делается множество медицинских препаратов, использующихся в восточной медицине. В основном, это средства, способствующие повышению иммунитета, улучшению кровообращения, нормализации давления, оздоровлению половой системы.
Хотя в ход идут даже те рога, которые олени сбросили самостоятельно, наиболее ценятся молодые и еще не затвердевшие. Именно их-то и называют пантами. Срезают их с живого животного, затем варят и сушат. Примечательно, что такое принудительное лишение рогов самому оленю никак не вредит, хотя и доставляет достаточно сильный дискомфорт во время срезки. Зато после того, как олень лишается этой тяжести на голове, он чувствует невероятное облегчение.
Ручей
Множество ледников и снежников хребта питают ручьи и реки, стекающие с него в различных направлениях. Один из них бежит и по Акимушкиному логу. Вдоль него мы и отправились дальше.
По дороге в траве нам несколько раз встречались чьи-то кости, хищники не дремлют. Заборы устанавливают в том числе и от них.
Этот «парк» площадью 36 га мы обошли по периметру. Сначала путь идет вниз по живописной тропинке вдоль ручья среди зарослей черной смородины. Вообще же за два дня пребывания здесь трав для чая набрала на всю зиму.
Скоро ручей перегораживает очередной забор. И мы снова начинаем подниматься вверх по склону лога.
Черневая тайга
По пути любовались открывающимися нереальными видами
и шикарной природой
Густые пихтово-еловые леса с примесью осины и березы в Сибири называют чернью или черневой тайгой.
Для нее характерно присутствие растений, которые не встречаются нигде в Сибири. Порядка тридцати видов растений сохранились только тут.
Черневая тайга отличается высокотравьем (до 2 м высотой), что обусловлено высоким уровнем осадков зимой и летом.
Правда, начало этого лета выдалось засушливым, так что травы было значительно меньше, чем в обычные годы.
Интересно, не раз встречали, как из старого пня выросли молодые деревья.
Лишайники
В лесу нам встречались деревья, увешанные весьма своеобразными «бородами», свисающими с веток.
Это один из полезнейших лишайников нашего леса – лишайник уснея. Кстати лишайник — вовсе не вредитель. Дерево для него – всего лишь место прикрепления. Как и многие лишайники, представители рода Usnea очень чувствительны к загрязнению воздуха. Растут они только в экологически чистом лесу.
Все уснеи – одни из самых полезных лишайников нашего леса. Причина этого – прежде всего, высокое содержание в них своеобразного лишайникового вещества, усниновой кислоты. Вещество это обладает свойствами сильного природного антибиотика, оказывает также антивирусное действие.
Табун
Помимо маралов и коров (а также баранов) тут еще и лошадей разводят. По дороге встретили небольшой табун.
На некоторых ездят верхом сами хозяева, а также туристы (верховые лошади пасутся рядом с домом). Другие пойдут на мясо.
Спа в лесу
На окрестных турбазах проводят процедуры, в том числе, и с местной глиной. Ведь лечение глиной известно с древнейших времен и широко используется в народной медицине. Глинолечение оказывает противовоспалительный, обезболивающий и имунномоделирующий эффекты. Глина тонкодисперсна, влагоемка, пластична и содержит растворимые в воде витамины В6, Р, С, обладает ферментативной активностью. И один наш спутник не упустил возможности принять спа-процедуры прямо на свежем воздухе.
Нам оставалось только завидовать.
Кедр
Склоны и окрестности Теректинского хребта покрыты хвойным лесом — кедром, лиственницей и пихтой. Поэтому то тут, то там под ногами встречались остатки трапезы бурундуков.
Начало июля, а уже шелушат кедровые шишки. Рано начались они в этом году. Но судя по всему, их завязалось мало.
Хороший урожай кедр дает не каждый год. Между прочим, весь цикл формирования кедрового ореха занимает аж 26 месяцев!
Незаметно мы вернулись обратно к стаду коров, обошли один из парков по периметру. Что ж, пора обратно.
Небольшой подъем, немного полюбовались Уймонской долиной с высшей точки нашего сегодняшнего путешествия, и начали спуск.
Он оказался ничуть не легче подъема, но хотя бы быстрее. А в самом конце наш ждало еще одно маленькое приключение.
Чтобы сократить дорогу, пошли напрямик по склону, без тропы. Там, где ходят только маралы. Как оказалось, это была тренировка к завтрашнему спуску по склонам Красной горы.
И небольшие видео-зарисовки нашей прогулки по территории маральника на склонах Теректинского хребта.