После недели жизни на яхте, мы остановились на побережье в городе Трогир Хорватия. Каждый вечер мы ходили гулять по старому городу или отдыхали на набережной. Давайте пройдемся по старому городу вместе.
Трогир Хорватия
Трогир Хорватия – город-порт на берегу Каштеланского залива в 27 километрах от Сплита. Исторический старый город лежит на небольшом островке между островом Чиово и континентом. С ним город связан мостом.
Основная часть населения Трогира живет в материковой части города и на Чиово.
Первое поселение на этом месте было основано греками еще в IV веке до нашей эры. Трогир так хорошо сохранился и так красив, что кажется ненастоящим на фоне современного порта, больших кораблей и кипящей жизнью солнечной набережной.
Старый город Трогира со множеством башен и колоколен является сегодня одним из красивейших городов Хорватского побережья. Территория его включили в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Большую лепту в развитие туризма внесли знаменитости: наследник английской короны принц Эдуард VIII и его возлюбленная американка Уоллес Симпсон, а также Бернард Шоу, отзывавшийся о городе как «Венеции в миниатюре».
Романская архитектура здесь органично сочетается с архитектурой ренессанса и барокко, оставшейся от венецианцев. Улочки старого города, сплетающиеся в причудливый лабиринт и пересекающие друг друга под невероятными углами, делают Трогир непохожим ни на один другой город хорватского побережья.
Набережная Трогира особенно красива вечером, когда она освещена фонарями, яхты швартуются к набережной прямо в черте города, а многочисленные ресторанчики предлагают прогуливающимся туристам блюда из свежей рыбы и даров моря.
Длина старого города Трогира, вытянутого в широтном направлении, немногим более 500 м, а ширина — примерно 250 м. Старый город настолько миниатюрен, что все его основные достопримечательности можно осмотреть буквально за час.
Северные городские ворота (7)
Северные городские ворота – точка, с которой обычно начинается обзор исторического центра Трогира. Эти ворота являются главными и открывают путь в Старый город. К воротам подведен короткий мост через небольшой канал, который отделяет остров от материка.
На воротах установлена скульптура покровителя города — блаженного Иоанна Трогирского (Урсини). Скульптура датируется XV веком, ее автор – известный зодчий из Милана Бонино.
Ворота возводились во времена венецианского владычества, когда были построены и городские стены. А в XVII веке ворота были отделаны в стиле ренессанса. Над аркой был расположен рельеф льва Св. Марка, который является символом Венеции.
Сразу за воротами располагается городской музей Трогира.
Площадь папы Иоанна Павла II (Trg Ivana Pavla II)
Пройдя сквозь ворота и повернув налево, вы сразу же попадаете в исторический центр Трогира, миниатюрный и прекрасный. Первое, что откроется вашим глазам – центральная площадь Трогира, названная в честь Папы Иоанна Павла II.
Когда-то здесь располагался римский форум, о чем свидетельствуют сохранившиеся стелы, надписи и изображения. На площади расположен кафедральный собор Святого Ловро (Лаврентия), муниципальное палаццо, церковь Святого Себастьяна (городская башня с курантами), Городская Лоджия, большое и малое палаццо семьи Чипико.
Собор Св. Лаврентия (1)
Кафедральный собор Святого Лаврентия – одна из ярчайших достопримечательностей города Трогир. Колокольню собора видно абсолютно из всех районов города, т.к. здание является самым крупным и высоким в Трогире.
Собор строился на протяжении нескольких столетий (с XIII по XVI вв.), не удивительно, что здание вобрало черты различных архитектурных стилей. Основу составляет смешение романского и готического стилей. Как стало известно из проведенных здесь археологических исследований, собор был возведен на основе базилики более ранней постройки (разрушенной примерно в XII веке).
Собор строился, как базилика с тремя апсидами полукруглой формы, затем деревянная кровля была заменена на каменную. В данном строении сочетаются романская монументальность с изяществом и строгостью венецианской готики. Свод центрального нефа собора имеет перекрытия, датируемые XV веком, в это же время был достроен просторный вестибюль храма.
Западный портал имеет богатый скульптурный декор, созданный скульптором Радованом в 1240 году.
Колонны украшают стилизованные изображения месяцев года с реалистичными картинами из повседневной жизни (например, декабрь – это охотник, который сражается с кабаном, а февраль – девушка с рыбой), а также изображения различных святых.
На западном портале также изображены библейские сюжеты (наибольшую художественную ценность представляет барельеф с Адамом и Евой в окружении львов) и орнамент из цветов.
Скульптор сумел отобразить и исторические моменты – хорошо сохранились изображения сарацинов, нападавших на Трогир.
Интерьер собора привлекает внимание множества туристов благодаря уникальной романской кафедре XIII века, деревянным резным скамьям (1449 г.), романскому киворию в алтаре (первая половина XIV в.), алтарным картинам Пальмы Младшего и Падованино, а также Распятию (1440 г., работа мастера Блаза Юрия Трогирянина).
Первый уровень колокольни был создан в готическом стиле, но в 1420 году ее разрушили венецианцы, позднее она была восстановлена известным архитектором Матеем Гойковичем. Второй уровень строился в стиле поздней готики и скорее всего его авторами были венецианские мастера, т.к. его окна напоминают форму окон дворца Ка д’Оро.
Колокольня собора поражает своей высотой (около 47 метров), а также смешением стилей, здесь сочетаются романский, готический и ренессансный стили. Интересно, что изначальный проект собора содержал две башни, зеркально отражающие друг друга, но в итоге была построена только одна. С колокольни собора Святого Лаврентия открывается великолепный вид на город.
Городская лоджия (3)
Лоджия — ещё один неизменный атрибут старого венецианского города. Городская лоджия начинала строиться в 1311 году, но свой нынешний облик она обрела в XV веке, во времена Ренессанса. Она выполняла сразу несколько функций: место общественных собраний, жилье, суд и т.д.
Несущие конструкции (колонны) были привезены с мест древних руин одного из крупных городов Далмации. Над входом в лоджию располагалось несколько рельефов и скульптур, а также надписи на латыни на темы справедливости, равенства и права. Над зданием возвышается башня с установленными на ней часами, а перед лоджией расположена небольшая площадь, которая раньше заполнялась людьми во время общественных сходов.
Внутри на стенах расположены работы Николая Флорентийского «Аллегория Правды», в том числе изображение блаженного Иоанна Трогирского, держащего город на ладони, и Святого Лоренса с весами в руке (аллегория правосудия). Центр композиции пуст: когда-то в нем находилось великолепное изображение крылатого льва, который символизирует святого Марка, покровителя Венеции, сбитое в 1932 году.
На южной стене лоджии изображен житель Трогира — Петр Бериславич (погиб в 1520 г.), хорват, герой венгерских и хорватских народных песен, противник венецианцев и борец против турок. Данный рельеф выполнен мастером Иваном Местровичем.
Церковь Св. Себастьяна (4)
Рядом с лоджией расположена церковь Св. Себастьяна, которую легко узнать по башне с курантами.
Эта церковь построена в 1476 году в благодарность за избавление города от чумы.
Фасад храма декорирован в стиле эпохи Возрождения.
Сейчас внутри церкви расположена экспозиция, посвященная трогирцам, погибшим в войне 1991-1995 годов.
Святой Себастьян (в православии – Севастиан Медиоланский) – еще один персонаж, пострадавший за веру от рук императора Диоклетиана вместе с мучениками из Салоны, епископ Дуйе из Сплита и христианами из монастыря Дайбабе.
Святой Себастьян ( в православии – Севастиан Медиоланский) – римский легионер, родившийся в Милане и служивший при императорах Диоклетиане и Максимиане начальником преторианской стражи. Он тайно проповедовал христианское учение, и когда двое его друзей были осуждены на смерть за веру, правда открылась. Себастьян не оставил осужденных и пришел поддержать их в верности идеалам. Всем, кто его слышал, явились семь ангелов и Юноша, благословивший Себастьяна словами: «Ты всегда будешь со Мною». Как целитель, Себастьян известен излечением немой жены царского казначея, в момент крестного знамения увидевшей Ангела с книгой, по которой Себастьян читал молитвы. Судьба его самого сложилась трагически. Себастьян по приказу Диоклетиана был арестован и пронзён стрелами. Ночью его, полумертвого, обнаружила одна женщина и выходила его. Себастьяна уговаривали бежать из Рима, но он вновь вернулся к императору, подтверждая непреклонность своей веры. После чего он был до смерти забит камнями по приказу того же Диоклетиана.
Ратуша Трогира (2)
Ратуша Трогира расположена в восточной части центральной площади Старого Трогира. Строительство этого трехэтажного здания продолжалось в течение всего XV века.
Фасад здания украшен великолепными открытыми арками, а также балюстрадой. На верхнем этаже располагается многостворчатое окно.
За время своего существование Ратуша пережила множество реконструкций. Самая значительная пришлась на XIX век. На фасаде здания установлены три двери, обрамленные выступающими камнями. Исследователи полагают, что двери датируются эпохой Возрождения. Над основным строением Ратуши возвышается высокая башня с колокольней.
Также на фасаде расположено большое количество гербов, высеченных из камня, которые служат украшением строения.
Для посетителей открыт небольшой внутренний дворик с портиками. Интерьер двора несколько раз менялся и в разные эпохи выглядел совершенно по-разному.
Сейчас от старых времен на территории дворика практически ничего не осталось, зато желающие могут отдохнуть в одном из уютных летних кафе, расположившихся у входа в Ратушу.
Церковь Св. Иоанна Крестителя (5)
Южнее собора Св. Лаврентия расположена 1 нефная романская церковь церковь Св. Иоанна Крестителя XIII века. Она является пантеоном знатного трогирского семейства Чипико.
В наши дни в церкви размещена художественная галерея, в собрание которой входят: средневековые миниатюры, рукописи, картины, церковная утварь, драгоценные предметы. В коллекции представлена также скульптура «Снятие с креста» Николы Флорентийца, органные панели «Святой Иероним» и «Святой Иоанн Креститель» Джентиле Беллине и другое.
Дворец Чипико (6)
Дворец Чипико был построен семьей Чипико и располагается на главной площади города прямо напротив Кафедрального собора. Семья Чипико и ее потомки правили в этой местности около трехсот лет и внесли значительный вклад в развитие Трогира. Дворец представляет собой комплекс зданий, которые когда-то были соединены общим проходом. В настоящее время он не сохранился.
Большая часть строения была создана в XIII веке. Самое крупное здание комплекса было выстроено Кориоланом Чипико в 1476 году, когда он выиграл серьезное морское сражение. Дворец был возведен как памятник той победе.
Остатки римского стиля сохранились в основном на первом этаже здания, а фасад украшен в стиле венецианской готики. На каждом этаже расположено по три окна, над которыми красуются сохранившиеся рельефы, изображающие головы поэтов и гуманистов.
На втором этаже расположено окно с балюстрадой. Две колонны с капителями в проеме окна поддерживают стрельчатые готические арки, а по краям размещены два пилястра. Сверху между арками находятся изображения четырех ангелов. Две центральные фигуры держат свиток, на котором изображены гербы рода Чипико и надписи с девизом Кориолана Чипико «Познай самого себя» (Николо Флорентиец, 1470 г.)..
Также сохранился рельеф, посвященный известной битве, состоявшейся в 1571 году при Лепанто, и двойной рельеф над центральным входом. Выполнены они были известным мастером Иваном Духовичем. Кроме Духовича над украшением дворца в разное время потрудились мастера Андрий Алещи и Никола Фирентинач.
Малое палаццо расположено напротив лоджии, а большое палаццо — напротив ратуши и кафедрального собора. На большом палаццо сохранились старинные гербы. Два льва, высеченных в камне, придерживают картуш с гербом семейства Чипико.
У главного входа стоит деревянная резная статуя петушка. Она снята с носа турецкого судна в середине 1400-х годов, после решающего морского сражения, в котором Турция потерпела поражение. Один из членов семьи Чипико, капитан из Трогира, был участником этого сражения.
Загляните также во двор, где находится старинная лестница с галереей,
куда можно беспрепятственно забраться и лучше понять, как подобные дворцы были устроены изнутри.
Церковь Св. Варвары
Церковь Святой Варвары была построена в Трогире в IX-XI вв., это одна из немногих дороманских церквей, сохранивших свой изначальный облик. Церковь имеет необычное архитектурное решение – одна из колонн выходит за территорию крыльца церкви на улицу Градарску.
Церковь Св. Варвары – миниатюрная базилика, над входом в которую сохранились средневековые украшения и надпись на латинском, которая гласит: “Во имя Господа, для спасения души построен этот храм”. В интерьере церкви сохранилась надпись, находящаяся в каменной алтарной, благодаря которой мы знаем, что мастера, занимавшегося реконструкцией церкви, звали Петр.
Когда-то церковь была украшена фресками, от которых в настоящее время остались только фрагменты. По некоторым особенностям внутреннего убранства, а также орнаментам, сохранившимся на входной двери и изображениям животных, можно сделать вывод, что церковь серьезно перестраивалась в XI веке.
Колонны, резьба, фрагменты распятий, сохранившиеся в алтаре, указывают на то, что изначально церковь была возведена в честь святого Мартина, культ которого распространился в Далмации в VI веке, в эпоху императора Юстиниана. Только потом церковь была перестроена с соблюдением форм и размеров изначальной, а затем переосвящена.
Южные городские ворота (11)
Городские ворота, выходящие на южную сторону Старого города, то есть на набережную напротив острова Чиово, являлись частью крепостных стен, окружавших город. Сейчас к воротам примыкает лишь небольшой фрагмент укреплений. Большая часть южных стен, построенных между двумя башнями XII и XIII веков, была уничтожена наполеоновскими солдатами, которые верили в то, что если уберут препятствие на пути морских ветров, то смогут избавить город Трогир от эпидемии малярии.
Южные ворота представляли собой проход, сделанный в крепостной стене. Они появились в 1593 году. О времени постройки ворот сообщает латинская надпись, размещенная над ними. Там же упоминается князь Дельфин Дельфино, выделивший средства на возведение ворот. До нашего времени уцелели старинные деревянные двери, украшенные элементами в стиле ренессанса и острыми металлическими шипами, вмонтированными в доски. Считается, что эти двери создал знаменитый мастер из Брача Трифун Боконица. Двери ворот обрамляют две каменные колонны. Трудно определить, в какой цвет первоначально были выкрашены эти ворота. Историки обнаружили остатки сине-серой и коричневой краски.
Южные ворота назывались также Портовыми, потому что они связывали Трогир с портом. Через них в город поступали те товары, которые купцы привозили по морю. Какое-то время около ворот находился таможенный пункт.
С восточной стороны двери к крепостной стене примыкает Малая лоджия, в прошлом служившая для ночевки путников, прибывающих в Трогир после захода солнца. Двери Южных ворот к этому времени были уже закрыты, стучать в них было бесполезно. Оставалось лишь дожидаться утра, чтобы беспрепятственно попасть в город.
Малая лоджия
Малая лоджия – это колоннада под черепичной крышей, построенная в ренессансном стиле в XVI столетии. Трогирские Южные, или Портовые, ворота, как и врата многих других средневековых городов, закрывались на ночь. Путники, которые не успевали попасть на территорию города до наступления ночи, были вынуждены ночевать под открытым небом прямо у крепостных стен. Чтобы хотя бы немного защитить их от дождя и ветра, и была возведена Малая лоджия. Днем под ее крышей можно было укрыться от палящего солнца, пообедать или подождать спутников.
Прошли годы, и необходимость в закрытии ворот пропала. Малая лоджия сохранилась. В прошлом веке она была превращена в рыбный рынок, куда местные хозяюшки приходили не только за приобретением свежайших даров моря, но и для того, чтобы увидеть знакомых, посплетничать или даже перекусить солеными сардинами, подаваемыми с ломтиком хлеба.
После того как рыбный рынок был перенесен в другое место, в Малой лоджии была галерея по продаже изделий народного промысла и сувенирной продукции. В наши дни здесь в летний период работает ресторан, скрывший своими зонтиками достопримечательность.
Восточнее ложи находится внушительная башня Виттури с балконом, выстроенная для нужд бенидиктинского женского монастыря. Западнее — башня св. Николая.
Церковь Св. Николая (12)
Церковь Святого Николая расположена у южной стены города Трогир. Строительство церкви было завершено в 1064 году благодаря усилиям Иоанна Трогирского. С момента основания подвижническая деятельность в церкви и построенном при ней бенедиктинском монастыре никогда не прекращалась. Монастырь всегда оказывал значительное влияние на духовную и культурную жизнь города.
К сожалению, улицы Трогира настолько узкие, что сфотографировать всю церковь целиком невозможно, поэтому будем собирать ее по частям.
В интерьере церкви сохранился деревянный полиптих в готическом стиле и распятие. В настоящее время на территории монастыря открыт музей, среди его экспонатов представлен уникальный рельеф греческого бога Кайроса. Согласно поверью, прикосновение к рельефу приносит исполнение загаданного желания, чем естественно спешат воспользоваться посетители. Нужно отметить, что данный рельеф – один из немногих объектов, сохранившихся в Трогире со времен греческого господства. Помимо него сохранились монеты, жертвенник, посвященный богине Гере, а также рельеф, изображающий женщину за домашней работой. Кроме того, в церкви хранится изображение Мадонны с младенцем, датируемое XIII веком.
Церковь Святого Николая была возведена на фундаменте церкви более ранней постройки у южных ворот Трогира и вобрала в себя черты различных стилей – от романского до барокко
Монастырь и церковь Св. Доминика (13)
Церковный комплекс расположен прямо на набережной Бериславича, в окружении вечнозелёных пальм. Церковь и монастырь Св. Доминика – один из памятников Трогира, охраняемый ЮНЕСКО.
Церковь и монастырь были построены в XIV веке и освящены в честь святого Доминика, основателя монашеского ордена доминиканцев, эмблемой которого является бегущая собака с факелом в пасти. Среди жителей города и туристов монастырь больше известен, как “церковь доминиканцев”.
Доминиканцы приобрели здесь участок в 1304 году, тогда и заложили основу для церкви. Церковь строилась в несколько этапов, сначала были возведены основные здания. Последней была пристроена высокая башня с колокольней.
В настоящее время монастырь закрыт, но его можно осмотреть снаружи Впечатляющая готическая архитектура не оставит никого равнодушным.
Перед входом в монастырь стоит памятник Августину Казотичу — уроженцу Трогира, монаху-доминиканцу, епископу Загреба, причисленному к лику блаженных. Представитель знатного рода, он отказался от наследства и вступил в монашеский орден. Учился в Париже, где в то время преподавал Фома Аквинский. Вернулся на родину и был назначен епископом Загреба. Существуют предания о даре чудесного исцеления, которым он обладал.
Церковь святого Михаила (17)
Колокольня церкви святого Михаила (Zvonik crkve sv. Mihovila) (рядом с крепостью).
Ещё одна венецианская колокольня — последнее, что осталось от средневекового бенедиктинского монастыря, разрушенного в 1944 году бомбардировками союзников
Крепость Камерленго (14)
Крепость Камерленго – крепость, выполнявшая в XIII-XV веках роль военно-морской базы на Адриатическом море.
Сейчас на территории крепости располагается исторический музей под открытым небом, а также мультимедийный центр. Также Камерленго часто используется как площадка для съемок фильмов исторической тематики.
Некогда крепость была окружена рвом и соединялась с круглой башней, которая носит имя почитаемого в Хорватии святого Марка.
В эпоху венецианского господства за стенами крепости располагался внушительных размеров дворец консула, наместника Венецианской империи.
Основная часть строения датируется концом четырнадцатого века, а стены получили нынешний вид во времена венецианского правления.
Строительство крепости консультировал архитектор, инженер-строитель Пичине Лоренцо, работы по непосредственному возведению крепости возглавлял мастер Марино Радое.
В 1437 году крепость использовалась для расквартирования военных.
Сейчас сохранились сами стены, соединяющие между собой три башни. С крыши крепости открывается прекрасный вид на море.
Туристы любят фотографировать вид старинного города,
открывающийся со стен крепости, особенно в закатные часы.
В летнее время здесь проводятся различные культурные мероприятия и проходят театрализованные действия. Вход для осмотра — 25 кун.
Памятник маршалу Мармону (16)
Рядом, на набережной, между башней и крепостью расположен выстроенный в стиле классицизма павильон. Он имеет круговую форму и колоннаду. Наполеоновские реформы несмотря на непродолжительный срок пребывания французов в Трогире, дали, однако, некоторые положительные плоды: были осушены близлежащие болота, построены новые дороги и учреждено первое высшее учебное заведение — коллегиум Св. Лазаря. Благодарные горожане воздвигли в 1808 г. в честь французского маршала Мармона (правитель Иллирийской наполеоновской провинции) красивый, в классическом стиле павильон, в народе называемый Мармонов глориет (беседка). Поговаривают, что внутри беседки планировалось установить статую Наполеона, но его свергли раньше, чем нашлись средства на памятник Это единственный из сохранившихся в Далмации памятник наполеоновских времен.
Башня Св. Марка (15)
Башня Святого Марка возвышается на северо-западе остров. Ее построили здесь в 1480 г.
Башня Св. Марка имеет округлую форму. На площадке, расположенной на крыше, раньше была установлена артиллерия. Башня строилась с целью обороны канала, который проходит между островом и материком.
Находящаяся поблизости крепость Камерленго некогда была единым целым с башней Святого Марка.
На крыше башни в настоящее время располагается уютное кафе. Попасть в него можно, поднявшись по узкой лестнице, ведущей к массивной деревянной двери. Открыто только в туристический сезон.
Мы с вами прошлись по самым популярным достопримечательностям Трогира.
Но дух этого города живет в деталях.
В необычных исторических барельефах, которые встречаются почти на каждом шагу.
В церквях, спрятанных на узких улочках города. Например, церковь св. Петра (Crkva sv. Petra) (9). Встроенная в тесные кварталы и узенькие переулки церковь имеет готическую основу (XV век) и барочный интерьер. Не пропустите колоритную скульптуру апостола Петра работы Николо Флорентийца над входом.
Во дворцах, как этот дворец Люцича — дом 14 века был перестроен в 19. Здесь жил хорватский песенник Люцич.
Да и в самих улочках Трогира.
Блестящие камни мостовых натирались веками до блеска ногами путников. В наши дни брусчатка, выложенная еще в средние века, продолжает служить городу.
Мощение улиц, появившееся еще при римлянах с течением времени практически не претерпевало изменений.
Технология была следующей: на подложку из крупнозернистого песка укладывали каменные блоки, иногда скрепляя раствором.
Все что менялось, это размер и толщина плит.
Словно в Италии, город живёт напоказ:
здесь варят обед, тут слушают музыку, там сушат бельё, и повсюду снуют вездесущие кошки.
Хотя фонд ЮНЕСКО едва ли имел в виду этот аспект «наследия», он в Трогире ничуть не менее интересен, чем архитектурный.
Не упустите возможность посетить этот город и прогуляться по 550 метрам многовековой истории.
1 комментарий
Очень интересно, спасибо! С удовольствием почитала, посмотрела!