Статус пляжного курорта Лидо-ди-Езоло регулярно поддерживает различными фестивалями, среди которых самый известный – Фестиваль Песчаных Скульптур. Он проходит на курорте ежегодно уже с 1998 года, начиная с конца мая и на протяжении всего летнего сезона. Десятки мастеров соревнуются – у кого лучше получится слепить из мокрого песка настоящий шедевр.
Тематика фестивалей очень разная: Древний Рим, Древний Египет, Голливуд, Дикий Запад, Китай и Олимпийские Игры, Мир сказок, Пиноккио, Ад Данте, Великолепная Венеция, Итальянское Возрождение.
Погода в начале июня отдыхающих не баловала, и мы решили пройтись пешком до площади Брешия, где проводится фестиваль: посмотреть городок и приобщиться к одному из крупнейших местных событий.
Площадь Брешиа — одна из центральных площадей Лидо ди Езоло. Здесь и создаются, а после демонстрируются песчаные творения скульпторов. Стоит отметить, что вообще песок, хотя и выглядит одинаково, может быть очень разным. Так, по происхождению он может быть органическим (разрушенные кораллы или раковины) или минеральным (разрушенные горные породы). Песок в Лидо ди Езоло состоит из доломитов, и форма его песчинок делает его особенно трудным для работы скульпторов. Поэтому авторы работ фестиваля в Езоло особенно талантливы!
В 2016 году темой Фестиваля песчаных скульптур стали Европейские столицы. Как и любые столичные города, девять столиц Европы, представленных на ежегодном фестивале этим летом, это не только место правительственной бюрократии. Они полны историей, искусством и культурой, интересными и талантливыми людьми, географическими и топографическими элементами. Все это делает их великолепными и уникальными.
Первой нас встретила Вена. Говоря о Вене, первым приходит на ум знаменитый венский вальс и колесо обозрения Пратер в одном из старейших парков развлечений.
На заднем плане скульптуры воспроизведен знаменитый Castle of Schonbrunn, поместье Габсбургов со времен Максимилиана II и до конца монархии в 1918 году. На переднем плане самые важные Венские и Австрийские символы: Иоганн Штраус и венский вальс. Автор — японский скульптор Katsuhikoi Chaen.
Рядом стоит Берлин. Его скульптура символизирует подземку как место встречи и плавильный котел культур каждого крупного столичного города. Люди различных культур встречаются там друг с другом случайно, на короткое время, но становятся ближе. Метро можно рассматривать не только как средство для транспортировки людей, но и как средство распространения идей.
Честно говоря, глядя на то, как скульптор(Johanna Landscheidt, самая молодая участница этого фестиваля) изобразил берлинцев, начинаешь думать, что итальянцы не очень-то жалуют немцев.
Поворачиваем во второй ряд. Амстердам. Столица Нидерландов является объектом всемирного наследия с ее кольцевым каналом, пересекающим город тысячью бликов. Также это скопище множества культур, а его здания построены во множестве архитектурных стилей.
Песчаная скульптура показывает нам типичные здания Амстердама, а также одну из наиболее важных художественных работ — картину Яна Вермеера «Доярка». Не забыто и одно важное для города событие — Фестиваль тюльпанов, когда в апреле весь город покрывается мириадами цветущих тюльпанов. Автор — скульптор из Нидерландов Susanne Ruseler.
Дальше нас встречает Прага. Скульптор Radovan Zivney представил Чешскую столицу, свой родной город, напряженным женским лицом. Бюст на переднем плане олицетворяет Мать Прагу, иногда храбрую и сильную, иногда угнетенную и разрушенную, как случалось в ее недавней истории. От нацистской оккупации и Советского контроля до засилия западной массовой культуры.
Лицо Матери-Праги полно гордости за славное прошлое и с тревогой смотрит в будущее, полное неопределенности. На заднем плане Пражский замок, историческое ядро города.
Дальше, по центральной аллее, вдоль которой стоят стенды с информацией о предыдущих фестивалях, подходим к центральной скульптуре. Конечно, это столица Италии — Рим.
Рим возникает во всем своем величии, находясь в поиске баланса между наследием славного прошлого и современностью настоящего.
Скульптор (David Ducharme из Канады) представил Вечный город тремя элементами: Колизей — нерушимость; его внушительная конструкция напоминает нам о пышности и мощи античного города. Статуя выражает красоту Рима и его художественных сокровищ. Утонченные скульптуры украшали царские дворцы и богатые дома. Третий элемент — фонтаны как художественное и культурное наследие. Фонтанов в Риме больше, чем где бы то ни было, и они делают Вечный город таким уникальным, что он был прозван Королевским аквариумом.
С Римом соседствует Париж. На его скульптуре доминирует внушительная конструкция Эйфелевой башни. Она была построена за два года: с 1887 к проводимой в 1889 году Всемирной выставке, проводимой к столетию Великой французской революции.
Парочка, обрамленная символом подземки, указывает на романтичность французской столицы, пока Сена течет «счастливая и беззаботная» к далекому контуру Монмартра, как говорится в стихах Превера.
Продолжаем прогулку. Слева встречает нас Копенгаген. Автор — российский скульптор Павел Мыльников. Скульптура рассказывает нам об очаровании и легендах старой датской столицы. В наши дни она считается лучшим местом для жизни. Столица, дружественная к окружающей среде и полная достопримечательностей.
В скульптуре отмечены Нюхавн — старый порт 17 века с особыми маленькими и разноцветными домиками; военный форт Кастеллет в виде звезды в пригороде
и знаменитая Русалочка Ганса Христиана Андерсена.
Напротив расположился Лондон. Скульптор (голландец Baldrick Richard Buckle) смотрит на город через «рыбий глаз» — фотографический фильтр, искажающий изображение как в выпуклом зеркале.
Оттуда появляется водоворот телефонной будки, двухэтажного автобуса, Тауэрского моста и очереди лондонцев, ожидающих автобус в дождливый день.
Завершает череду европейских столиц на фестивале Мадрид. Скульптор (голландец Joris Kivits) представляет испанскую столицу в виде спектакля, а на занавесе изображена знаменитая картина Пикассо «Герника».
Справа Филипп II Испанский играет с медвежонком, одним из геральдических символов Мадрида. Статуя медведя и одно из земляничных деревьев изображены на гербе столицы и есть на Пуэрта дель Соль, старом центре иберийской столицы.
На фестивале также представлены две небольшие работы студента Венецианской высшей художественной школы Гугенхайма, впервые работавшего с песком.