Хочу показать и немного рассказать вам про некоторые памятники в Новосибирске, расположенные в Центральном районе, а именно в районе Дома Ленина. Как-то так получилось, что в этом месте, наверное, самая высокая концентрация памятников в городе. Итак, начнем нашу небольшую, но насыщенную прогулку.
Счастье строится
На углу Красного проспекта и улицы Октябрьской, возле часовни во имя Святителя Николая Чудотворца установлена скульптурная композиция «Счастье строится».
Скульптура установлена 8 августа 2006 года, в Год Семьи. Инициатор — группа компаний «Белый аист», реализация — архитектор Александр Булавин.
Главной задумкой авторов является «позвать» счастье в гости. Так как его всегда ассоциировали с аистами, считалось, что счастливое то место там, где водится эта благородная птица. Именно поэтому ключевыми фигурами композиции выступают аисты: композиция выполнена в виде пары птиц, вьющих гнездо. Рядом с композицией расположена плита с оттисками мужской и женской ладони. Скульптура стала быстро популярна у молодоженов, которые обходят её по кругу, загадывая желания, а затем кладут руки в специальные углубления в виде ладоней. В городе также родилась легенда, что если подброшенная монетка задержится в гнезде, то в семье в скором времени родится ребенок.
Композиция «Сибирские просторы»
Архитектурно-художественная композиция «Сибирские просторы» расположена на пересечении Красного проспекта и Октябрьской магистрали в центральном районе Новосибирска. Авторы проекта: художник Юрий Бурика, архитекторы — Алексей Коваленко, Евгений Боярищев. Четыре соболя (символ как Новосибирска, так и Сибири в целом) держат стилизованный купол Новосибирского театра оперы и балета (еще один символ Новосибирска) и фрагмент первого моста через реку Обь. На фундаменте сооружения расположены указатели со сторонами света и названиями сибирских городов, которые там находятся.
Высота центральных фигур композиции — соболей — 3,5 метра — выполнены они из углепластика. Высота всего объекта — 5 метров. Торжественное открытие композиции приурочено к 115-летию Новосибирска (28 июня 2008 года )
Архитектурно-художественная композиция «Сибирские просторы» — объект монументально-декоративного искусства города, символизирующий единство исторического прошлого, настоящего и будущего Новосибирска — столицы Сибири, Сибирского федерального округа. Она отражает историю присоединения Сибири к России, подчеркивает принадлежность города, области к одной из самых богатых земель в мире.
Единство эпох воплощается в геральдических фигурах четырех соболей, напоминающих об историческом гербе Сибири и о нынешних гербах города Новосибирска и Новосибирской области. «Сибирские просторы» — это и дань памяти всем созидателям, исследователям и первопроходцам Сибири.
Вокруг этого монументального сооружения расположен приятный скверик с лавочками и клумбами.
А в начале XX века на месте этого памятника стоял самый большой дом терпимости в тогдашнем Новониколаевске.
КапиталЪ
Над входом в книжный магазин оп адресу Максима Горького, 78 висит огромный муляж знаменитого произведения Карла Маркса «Капитал». Раскрытая бронзовая книга выглядит очень эффектно и необычно на фоне серой стены дома. На страницах книги приведены известные фразы на латыни.
Железный скульптурный фолиант – это, прежде всего, вывеска и фирменный знак магазина, но он уже успел полюбиться новосибирцам и неоднократно «засветиться» в списках достопримечательностей и памятников города.
Каменные скульптуры
Около Дома Ленина можно увидеть две каменные скульптуры
Девочка с котёнком
и пара, утопающая в объятиях
Про них я рассказывала раньше, в посте про каменные скульптуры Новосибирска.
За Домом Ленина находится Сквер Героев Революции (Мемориальный сквер Павших в годы Гражданской войны). Сам сквер небольшой, обнесен металлической оградой, но в нем много памятников и других заслуживающих внимание объектов.
Братская могила 104-х жертв Гражданской войны
22 января 1920 г. в Новониколаевске состоялись похороны борцов за власть Советов. Два года спустя на братской могиле, расположенной в Центральной части города, был сооружен памятник из бетона в виде прорвавшей скалу мускулистой руки, сжимающей горящий факел, — символ бессмертия революционного подвига погибших (авторы — художник В. Н. Сибиряков и инженер А. И. Кудрявцев).
Торжественное открытие памятника состоялось 7 ноября 1922 г., в пятую годовщину Октябрьской революции. Монумент памяти 104 жертв революции является одним из произведений, созданных в плане ленинской монументальной пропаганды в первые годы Советского государства. Несомненна и его художественная значимость в архитектуре города.
Братская могила 104-х жертв Гражданской войны — символ сквера — памятник, связанный с периодом освобождения Новониколаевска (Новосибирска) от войск адмирала Колчака.
В ночь с 13 на 14 декабря 1919 г. 27-я дивизия 5-й Красной армии, действуя совместно с рабочими отрядами города, вступила в Новониколаевск. Во дворе тюрьмы (ул. Трудовая, 60) и в пойме реки Каменка ими были обнаружены изуродованные тела 104-х человек. Позднее смогли опознать лишь 37 человек, среди которых оказались первый председатель Новониколаевского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов В. Р. Романов (1875-1919), участник крестьянского восстания в Новониколаевском уезде В. А. Зайцев, рабочий городской типографии А. П. Яворский, секретарь Совета рабочих депутатов г. Канска А. М. Бидман, командир роты Семипалатинского полка Ф. А. Страхов, новониколаевские рабочие М. Г. Злобинцев, А. И. Бушуев и другие.
Братская могила расположена у западной стены сквера, граничащей с «Домом Ленина». Монумент установлен в центре квадратной площадки, на которую с запада ведет гранитная лестница в десять ступеней. По оси лестницы находится камень с мемориальной доской: «В январе 1920 г. здесь похоронены 104 политических заключенных, зверски замученных колчаковцами перед отступлением из города. В числе похороненных В. Р. Романов первый председатель Новониколаевского большевистского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Площадка обрамлена низкой металлической оградой по бетонной стенке, укрепленной небольшими контрфорсами. Внешняя металлическая ограда, окружающая откосы с газонами вокруг монумента, имеет высоту 50-60 см, отмечена по углам металлическими тумбами.
Высота монумента 5 м.
Мемориал героев революции
В 1957 г. в сквер перенесены со старого городского кладбища и перезахоронены останки большевиков — членов Новониколаевского исполкома: А. И. Петухова, Ф. П. Серебренникова, Ф. И. Горбаня, Ф. С. Шмурыгина, погибших от рук белочехов в 1918 г.
Тогда же было решено реконструировать сквер с созданием мемориала Героев революции, включающего все памятники сквера: захоронение П. Е. Щетинкина — партизанского полководца, героя гражданской войны (похоронен в 1927 г.),
могилу Адриена Лежена — последнего ветерана Парижской коммуны (1871 год), умершего в Новосибирске в 1942 г. Четыре года спустя перехоронен в сквере; в 1971 г, прах его перенесен на парижское кладбище Пер-Лашез. На могиле Адриена Лежена была плита с соответствующими надписями и беломраморная стела с бронзовым рельефом профиля лица коммунара.
Проект мемориала был составлен архитектором Э. Гороховским и скульптором М. Меньшиковым.
Бюсты революционеров
В 1957 г. установлены на аллее сквера мраморные постаменты и скульптурные бюсты сибирских революционеров П. Е. Щетинкина, В. Р. Романова, А. И. Петухова, Ф. П. Серебренникова
(остальные скульптуры — Ф. И. Горбаня, Ф. С. Шмурыгина, Д. М. Полковникова и Е. Б. Ковальчук — установлены через 20 лет, в октябре 1977 г.).
Через три года (1960 г.) ансамбль мемориала завершен монументальным (40 метров в длину) панно из бетонных плит с высеченной на них многофигурной композицией на тему торжества Революции и скорби по ее погибшим борцам, на котором были слова (автор А. И. Смердов): «Жизнь безымянных — подвиг, факел свободы и правды…», «Мужество ваше и доблесть чтут благодарно потомки…» и др. Автор панно — художник-монументалист А. С. Чернобровцев, при участии Е. Александровой, Д. Обуховского, Н. Навроцкого. Панно смонтировано на стене сарая для театральных декораций, низкокачественной постройки и, кроме того, остались неосуществленными некоторые его элементы, что снижает его эстетическое качество и содержание.
Покидаем Сквер героев революции и прямо перед Домом Ленина (старый зал Филармонии) видим еще один милый объект ландшафтной архитектуры —
Цветочные часы
В центральной части Новосибирска возле здания филармонии недалеко от мэрии расположились необыкновенные часы – цветочные. Открытие зелёного циферблата произошло летом 2009 года и было приурочено ко Дню города, когда мегаполису исполнилось 116 лет. Часовой механизм заказывали в Санкт-Петербурге, разработкой занимался НИИ часовой промышленности. Композиция обошлась мэрии в сумму около 500 тысяч рублей. Цветочные часы появляются в центре города каждый год, на зиму механизм убирают.
Циферблат (восемь на шесть метров) украшают несколько тысяч однолетних растений. Контуры цифр очерчены маленькими электрическими лампочками, что обеспечивает видимость композиции в ночное время.
Вообще, цветочные часы – это комплекс травянистых растений, высаженных на небольшом участке земли. Цветки этих растений открываются и закрываются в определённый промежуток времени. Такие часики впервые были созданы в Упсале ещё в 20-хх годах XVIII века, составил их Карл Линней – шведский учёный естествоиспытатель. Часы “заводились” в 3-5 часов утра раскрытием первых соцветий, время останавливалось в полночь, когда последними раскрывались цветочки кактуса “царица ночи”. Однако, в пасмурную и дождливую погоду раскрывание и закрывание цветов существенно запаздывало, что влияло на точность показываемого времени. В основе современных цветочных часов лежит электронный механизм, не зависящий от времени распускания бутонов.
“Зелёный оазис” в виде хронометра служит чудесным элементом ландшафтного дизайна, украшающим главную площадь Новосибирска, и является весьма полезной конструкцией для горожан.
Это не первые цветочные часы в Новосибирске. В конце 1950-х годов в центре Новосибирска также стояли цветочные часы. Автором их был заслуженный рационализатор РСФСР Борис Петрович Куземо, сотрудник «Сибэнергомонтажа».
Они стояли у также у старого ТЮЗа (Дома Ленина), примерно, в 1958–1961 гг. Цветочные часы радовали новосибирцев три или четыре года. Циферблат был приподнят над землей, под ним и располагался механизм. В часах был встроен календарь, и каждый день на нем вручную меняли число. Стрелки были сделаны из растений с бордовой листвой. Они были достаточно красивыми, сделанными под старину: квадратные, с арабскими цифрами, а стрелки имели форму лодочек.
Напротив Дома Ленина раскинулся старейший в Новосибирске Первомайский сквер (разбит в 1932 году). В нем тоже много интересные и красивых скульптур, о них я тоже уже рассказывала в посте про памятники Первомайского сквера.