Памятники, Первомайский сквер, Новосибирск

Хочу показать и немного рассказать про памятники Первомайский сквер Новосибирск. Сквер небольшой, но на его территории в 2002 году проходил первый симпозиум-фестиваль скульптур. За предоставленный срок в один месяц конкурсанты должны были изваять по готовым эскизам из глыбы мрамора законченную композицию. В мероприятии приняли участие шесть конкурсантов из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы, Киргизии, Австрии. Глыбы мрамора выставили в первомайском сквере. Так сформировались рабочие места, укрытые от солнца и дождя тентами,  под которыми на протяжении месяца трудились мастера. Все это время над Первомайским сквером стоял шум пил, стуки резцов, клубилась пыль. Задача была поставлена сложная и почти нереальная: за такой короткий срок соорудить на виду у всех горожан что-то хорошее. Но, не смотря на такие условия, конкурс состоялся. Из-под резцов, дрелей и циркулярных пил на свет родились каменные творения, которые теперь украшают Первомайский сквер Новосибирска.

памятники первомайский сквер новосибирск камень

Камень в честь Первого симпозиума-фестиваля каменной скульптуры

Итоги того первого и последующих симпозиумов-фестивалей каменной скульптуры с тех пор украшают Первомайский сквер, а также встречаются и в других местах города, доселе небогатого парковой скульптурой.

1. Любовь.

Новосибирский скульптор Санду Бортник назвал свое творение «Любовь». К нему сейчас после привычных мест: Никольской часовни и Оперного театра подходят фотографироваться на память новобрачные. Возлюбленные могут написать имена друг друга в знак долговечности отношений.

Удивительно, но за несколько лет своего существования это «каменное сердце» обросло даже своими легендами и мифами. Например, девушки пролазят сквозь скульптуру, считая, что изменяют свою незамужнюю жизнь и после этого обязательно обретут семейное счастье. А ещё плюсуют имена («Ваня+Маша»), считая что скульптура обладает таинственными приворотными свойствами.

Работа выполнена на I симпозиуме каменных скульптур, прошедшем в Новосибирске в 2002-м г.

2. Король и королева, или Катунь и Бия

Скульптурная композиция «Бия и Катунь» в Первомайском сквере. Новосибирск. Скульптор — Муратбек Джумалиев (Кыргызстан). Работа выполнена на I симпозиуме каменных скульптур, прошедшем в Новосибирске в 2002-м г.

Первоначально скульптура носила название «Король и королева», затем, под впечатлением от поездки на Алтай, автор изменил название на нынешнее. Одна из четырёх скульптур Первомайского сквера, на которых упражняются любители граффити.

памятники первомайский сквер новосибирск

Скульптура «Король и королева», или «Катунь и Бия»

3. Сон

Скульптурная композиция «Сон» в Первомайском сквере. Новосибирск. Скульптор — Николай Полукаров (Москва), который в своей работе обыграл цветовые и фактурные возможности камня. Работа выполнена на I симпозиуме каменных скульптур, прошедшем в Новосибирске в 2002-м г. Одна из четырёх скульптур Первомайского сквера, на которых упражняются любители граффити.

4. Женщина с ребенком

Новосибирский скульптор Николай Мартьянов представил свое видение «Мира». Работа выполнена на I симпозиуме каменных скульптур, прошедшем в Новосибирске в 2002-м г.

памятники первомайский сквер новосибирск мир женщина с ребенком

Скульптура «Мир», или «Женщина с ребенком»

 5. Девушка над ручьём

Скульптурная композиция «Девушка над ручьём» в Первомайском сквере. Новосибирск. Скульптор — Павел Пронин (Санкт-Петербург). Работа выполнена на I симпозиуме каменных скульптур, прошедшем в Новосибирске в 2002-м г.

памятники первомайский сквер новосибирск девушка над ручьем

Скульптура «Девушка над ручьем»

6. Монах

Скульптурная композиция «Монах, или непрочитанная книга» в Первомайском сквере. Новосибирск. Скульптор — Дмитрий Вердияну  (Австрия). Работа выполнена на I симпозиуме каменных скульптур, прошедшем в Новосибирске в 2002-м г. Одна из четырёх скульптур Первомайского сквера, на которых упражняются любители граффити.

7. Быт народов Севера

Скульптурная композиция «Быт народов Севера» в Первомайском сквере. Новосибирск. Скульптор — Александр Клебан (Томск). Установлена в 2009 г. по итогам V симпозиума каменной скульптуры. Материал – кибик-кордонский мрамор (Саяногорск).

Скульптура изображает быт народов Севера: храбрые чукчи поймали и несут рыбу размером с собственный рост.

памятники первомайский сквер новосибирскБыт народов Севера

Скульптура «Быт народов Севера»

8. Встреча

Скульптурная композиция «Встреча» в Первомайском сквере. Новосибирск. Скульптор — Алексей Дьяков. Материал – гранит. 1998 г.

Алексей Дьяков — дипломант Всероссийского конкурса скульптуры, г. Ханты-Мансийск 2002 г.; — лауреат премии «Золотая палитра», за лучшую работу 2005 года. Среди других работ А. Дьякова — барельеф на улице Каменской начальнику «Главновосибирскстроя» Павлу Начарову, мемориальная доска основателю театра «На левом берегу», заслуженному деятелю искусств России Семену Иониди (на здании ДК им. Клары Цеткин), стела памяти В. Шукшина (аллея Шукшина) и др.

памятники первомайский сквер новосибирск встреча

Скульптура «Встреча»

9. Лесник

Скульптурная композиция «Лесник» в Первомайском сквере. Новосибирск. Скульптор — Семён Крылов (Новосибирск). Установлена в 2009 г. Скульптура про покорение Сибири и дружбу человека с собакой.

Крылов — неоднократный участник фестивалей городской скульптуры и снежной скульптуры. Вместе со Станиславом Вишняковым получил Первый приз 2007 г. за снежную скульптуру «Сова» , Приз мэра 2008 г.  — за снежную скульптуру «Соколиная охота», Приз мэра 2010 г. -за снежную скульптуру «Калинов мост». Они же — авторы знаменитой снежной скульптуры «Сергий Радонежский»

памятники первомайский сквертновосибирск лесник

Скульптура «Лесник»

10. Пастушок

Скульптурная композиция «Пастушок», она же «Мальчик с дудкой» в Первомайском сквере. Новосибирск. Скульптор — Николай Порубов (Бийск). Установлена в 2007 г. по итогам III симпозиума каменной скульптуры.

Лицо мальчика вырубалось дважды: первый раз его испортил «шрам» в результате микротрещины, и скульптору пришлось делать лицо ещё раз.

памятники первомайский сквер новосибирск пастушок

Скульптура «Пастушок»

11. Девушка с веером

Скульптурная композиция «Девушка с веером», она же «Кармен». Первомайский сквер. Новосибирск. Скульптор — Станислав Вишняков (Новосибирск). 2007 г., по итогам III симпозиума каменной скульптуры. Материал: мягкий полоцкий мрамор.

Помимо небольших каменных скульптур в Первомайском сквере стоит хачкар (крест-камень)

12. Крест-хачкар в Первомайском сквере

В Первомайском сквере г. Новосибирска стоит высеченный в камне крест с живописным орнаментом, в котором гармонично сочетаются традиционные армянские и русские узоры. Это хачкар (с армянского означает «крест-камень»), установленный в 2000 г. на средства 30-тысячной армянской общины в честь 2000-летия Рождества Христова. Инициаторами установки хачкара, в нашем городе стали председатель армянской общины Новосибирской области Фрунзик Хачатрян и председатель Новосибирского отделения Союза художников Арам Григорян. По проекту Григоряна и был изготовлен в Ереване этот крест, высотой 2,3 метра и весом в 1,3 тонны, материал — розовый туф.. А установить его в Первомайском сквере помогли сотрудники службы «СПАС-001». Интересно, что рядом с хачкаром будет установлен фонтанчик с питьевой водой, очищенной с помощью фильтра. Такие фонтанчики можно увидеть во дворах многих домов в Армении.

Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Мало кому известно, что Армения — первое государство, где христианство было признано государственной религией. Произошло это в 301 году, за 11 лет до того, как Константин Великий объявил христианство государственной религией в Римской империи.

В том, что армянская нация довольно органично восприняла новую религию, свою роль сыграл и хачкар — крест-камень. Специфическое искусство обработки камня в виде креста зародилось в Армении задолго до Рождества Христова. Правда, крест считался символом четырех элементов, обуславливающих источник жизни материального мира: огня, воды, воздуха и земли. Когда в первом веке христианство стало распространяться в Римской империи и за ее пределами, новый культ вызвал некоторую настороженность помимо всего и потому, что христиане почитали крест — орудие казни, причем казни, считающейся позорной. Для армян же крест стал воплощением нового значения источника жизни на земле: распятого и воскресшего Христа. В сознании армянской нации крест из языческого символа гармонично перерос в символ христианства.

Каждый год 24 апреля армяне Новосибирска собираются в Первомайском сквере у хачкара почтить память жертв геноцида армян 1915г.

памятники первомайский сквер новосибирск крест хачкар

Крест-хачкар в Первомайском сквере

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *