Тюменская резьба поистине уникальна, это настоящее деревянное кружево! В Тюмени сохранено более 30-ти деревянных домов, и на этой прогулке я увидела и показываю вам наиболее интересные из них. Вы узнаете, какие люди, истории и легенды были связанны с этими домами, откроете для себя символический смысл резного декора и, конечно, поймете, почему тюменская резьба уникальна.
Ул. Семакова, 1
Начинается наша прогулка с улицы Семакова, которая с середины 19 века до 1922 года называлась Подаруевской, в честь известного в Тюмени купца.
Перед вами — образец жилого деревянного дома застройки Тюмени конца XIX — начала XX веков. Деревянная усадьба была построена как дом причта Знаменской церкви. В нем жила семья настоятеля и законоучителя женской гимназии, отца Петра Ребрина.
Мемориальная доска гласит, что в 1897 году в этом здании останавливался русский флотоводец, океанограф, вице-адмирал Степан Осипович Макаров, создатель первого в мире ледокола «Ермак», близкий друг известного в Тюмени политического ссыльного, журналиста Петра Рогозинского.
В 1944 году, когда Тюмень стала областным центром, здесь находилась служебная квартира, в которой жили первые секретари обкома партии, позже размещался детский сад, квартировала строительная фирма.
В архитектурной композиции и декоре дома — черты «русского стиля» и модерна. На центральной части фасада небольшой выступ — ризалит, который венчается башенкой с фигурным куполом.
На башенке — ложные окна и карниз, обрамленные ажуром. В декоративном оформлении дома особенно хороша пропильная резьба под карнизом крыши. Рисунок резного декора дома был не случаен. Во всем скрыт тайный смысл, зашифрованы оберегающие знаки. Так, на этом доме в большом количестве знаки оберегающего креста – символа жизни и огня со времен каменного века, когда необходимый для жизни огонь добывался трением палочек.

Использование архаичных знаков, таких как круг, квадрат, крест, ромб со временем приобрело декоративный характер, и только знающему человеку понятен их смысл.
Наличники оформлены накладными деталями в геометрическом стиле, где все строго, лаконично и красиво. Такой стиль тюменских наличников наиболее простой из встречающихся, но в нем есть все декоративные элементы оформления: очелье – верхняя часть наличника (от устаревшего слова «чело» или «лоб»), пилястры – боковые полуколонны вдоль окна и подоконная доска.
Далее, проходя по маршруту, вы увидите, насколько разнообразными могут быть эти элементы.
Ул. Володарского, 9. Дом купца Чиралова
Типичный для Тюмени особняк был возведен в конце XIX века. В 1915 году здание украсили роскошной резьбой. Для изготовления резного декора в Тюмени использовали хвойные породы деревьев.

Взгляните на орнамент резных наличников этого особняка — другого такого в Тюмени нет. Резьба здесь объемная, барочного стиля. Верхняя часть наличника напоминает кокошник — старинный женский головной убор. Это означало, что в этом доме жили девушки на выданье.

Хозяин дома, Сергей Степанович Чиралов, владел кожевенным производством, известным не только в Тюмени, но и в России.

У Чиралова было две дочери — Виринея и Филанида. Старшая удачно вышла замуж.

А младшей дочери найти семейное счастье так и не удалось. Окончив женскую гимназию, которая располагалась напротив родительского дома, Филанида осталась там преподавать рукоделие.

После смерти отца именно она унаследовала дом. А вот кожевенное дело осталось без продолжателя. Со временем некогда знаменитая фамилия забылась. На память нам остался это прекрасное здание.

В 1920-х годах в доме размещалось управление милиции, позднее в нем жили сотрудники педагогического училища. Сейчас находится в частном владении.

Ул. Володарского, 7. Дом В.С. Поповой
Дом принадлежал Виринее, старшей дочери купца Чиралова. Её мужем стал Константин Васильевич Попов, известный в городе общественный деятель. Имел чин титулярного советника, служил юрисконсультом в Тюменской городской Думе.

Место для своего дома на Знаменской улице Поповы выбрали не случайно. Рядом находился отчий дом Виринеи Сергеевны, где жила сестра Филанида. Напротив — женская гимназия, в которой девочки когда-то учились, дальше — любимый с детства Знаменский собор.

Сегодня это тихое, спокойное место, а тогда из окон нового дома была видна Александровская площадь, где происходили самые важные городские события и праздники.
Начали строительство в 1911 году, а в конце 1912-го праздновали новоселье. В нижнем, кирпичном этаже здания разместилась контора хозяина. Второй этаж был жилым. В усадьбу, кроме каретника, конюшни, сеновала, бани, прачечной, входил ещё и флигель.

Дом был типичным для тюменской деревянной архитектуры начала ХХ века, но также и особенным. Обратите внимание на полукруглый эркер на чугунных колоннах и веранду второго этажа.
В декоративной отделке дома чувствуется веяние модерна.

Наличники оформлены накладными геометрическими деталями. Среди них — солярные знаки: круг и лучи солнца, которые охраняют от болезней и несчастья.
Нарядность дому придают угловые башенки с миниатюрными куполами и фигурный аттик на крыше с накладной резьбой растительного орнамента, где лилии – оберегающий символ чистоты.

Трехрядный ажур пропильной резьбы под карнизом крыши украшает дом по всему периметру. Мы можем видеть здесь множество знаков оберегающего креста.
Пропильная резьба не получила в Тюмени широкого распространения, как в других регионах, но здесь – очень удачное ее применение для украшения фасада.

Общий силуэт дома оставляет ощущение основательности, но в то же время лёгкости и праздничности.
Ул. Тургенева,12. Дом Ларионова
Двухэтажный деревянный жилой флигель был построен в 1852 году. В начале ХХ века дом принадлежал владельцу музыкальной мастерской Ларионову. Здесь продавали гармошки, гусли, гудки, смычковые инструменты, волынки.

В этом доме на три дня останавливался адмирал Колчак, направлявшийся в Омск.
В свое время дом был отреставрирован: разобран и собран вновь, каждое третье бревно старого дома пошло в дело. Два вида наличников и их подоконные доски, а также редкое двойное окно на боковом фасаде восстановлены с максимальным сохранением старой резьбы.

Известен интересный факт, возникший при восстановительных работах. Были обнаружены трех- и четырехгранные гвозди с буквой «М» на шляпке, что означало – сделаны на местном заводе Машарова. Эти гвозди были использованы повторно при монтаже наличников.

С архитектурной точки зрения перед нами — характерный образец деревянной застройки Тюмени ХIX века. Главная роль в украшении фасада принадлежит наличникам с резными подоконными досками-панно. Накладная резьба выполнена в стиле плоского рельефа.

Растительный орнамент резьбы на подоконном щите изображает гибкие, крестообразно сплетенные стебли с завитками и листьями — флористический крест. Крестообразная четырехчастная композиция резного декора имеет древние истоки. С языческих времен такой узор играл роль оберега жизни людей.

Со двора боковой фасад украшен более простым и древним видом резьбы. Это глухая резьба тонкой проработки. Высота рельефа не превышает 1 см. Выполняется такая резьба на доске путем углубления фона, и рисунок здесь имеет свое смысловое значение. Верхняя часть наличника символизирует небесный свод, нижняя — землю, плодородие, все это отражает представление человека об окружающем мире.

Ул. Тургенева,9. Усадьба Козловых
Деревянные жилые дом, флигель и ворота были выстроены в конце XIX века. В усадьбу входили также конюшня, амбар, хранилище и склад.

В 1915 году дом купила тюменская мещанка Козлова.
В начале 2000-х годов, когда строили корпус университета, усадьба подверглась сильной переделке, были утрачены старые ворота XIX века.

Главное украшение дома – это наличники окон обоих этажей, выполненные в технике объемной резьбы барочного стиля, богато украшенные растительным орнаментом.

Мы видим мощные очелья с крутыми завитками волют, окружающих пальметту. По бокам и наверху — точеные вазоны. На больших подоконных досках — тугие свитки, вьющиеся стебли, листья, цветы и ягоды.

Каждый из резных элементов наличника несет свое символичное значение.
Пальметка — деталь в центре верхней части наличника, стилизованное изображение пальмовой ветви или других растений. Это символ возрождения, плодородия, жизненной силы. Пальмовая ветвь — это священный образ, ее приносили паломники со Святой земли.

Стилизованные резные свитки — прообраз царской грамоты. Они несут информацию о владельце дома как об образованном человеке или государственном служащем.

Все растительные элементы резного декора, включая розетки, символизируют нарождающуюся жизнь и плодородие. Таким образом, резной декор домов старой Тюмени был не только украшением дома и города, а создавал настрой на процветание и благополучие.

Именно такая объемно-рельефная резьба в стиле русского барокко и является отличительной особенностью Тюмени. Каждая деталь вырезалась отдельно, а потом крепилась на основу наличника. Разная высота рельефа — от 1 до 15 см — создает интересную игру света и тени. Такую дорогую объемную резьбу могли позволить себе только очень состоятельные заказчики.

Ул. Республики, 18. Дом усадьбы Колокольникова
Изначально усадьба принадлежала тюменскому купцу, городскому голове Ивану Васильевичу Иконникову.

А радикальные перемены в облике усадьбы произошли в начале XX века, когда ею владел представитель другой известной купеческой династии – Степан Иванович Колокольников, предприниматель, меценат, известный также благодаря своему вкладу в развитие народного образования в Тюмени. Именно при Колокольникове особняк приобрел существующий ныне облик. За проект, выполненный в Санкт-Петербурге, было заплачено 20 тысяч золотом.

Фасад здания, украшенный в стилях барокко и неоклассицизма с элементами традиционной тюменской резьбы, кажется каменным, настолько деревянная резьба приближена к образцам декора каменного домостроения.

Со стороны улицы Республики обратите внимание на колонны с великолепными капителями. Они окружают неглубокую нишу с резной раковиной в верхней части. Выше – полукруглый фронтон с гирляндой из фруктов, листьев и завивающихся лент. Над фронтоном – аттик, элементы которого напоминают царский герб с короной и двуглавым орлом. В нише когда-то стояла деревянная скульптура ангела в память об Александре II. Он был в этом доме в 1837 году, будучи цесаревичем, во время путешествия по городам России. Его сопровождал наставник, известный поэт Василий Жуковский.

На западном фасаде можно полюбоваться резными колоннами, обвитыми вьющимися стеблями. Верх колонны украшают капители коринфского ордера. На крыше – аттик барочного стиля. У окон дома наличники трех видов. На них – разнообразные свитки, пальметки, вазоны, волюты с мотивом рога изобилия, растительные орнаменты, капители тончайшей работы, медальоны и многое другое. Все эти резные элементы заряжены символами благополучия и процветания.

Вазоны по периметру крыши были в свое время утрачены и восстановлены по фотографии. По углам – вазоны, украшенные резьбой, изображающей рог изобилия, по периметру – вазоны с растительным орнаментом, напоминающие греческие амфоры.

Многое повидал этот дом. После реконструкции здесь проходили купеческие собрания. В 1918-1919 годах в доме размещался Комитет помощи раненым воинам Белой армии, а в августе-сентябре 1919 года располагалась штаб-квартира командующего стрелковой дивизией Красной армии Василия Блюхера.

В настоящее время в доме находится музей с постоянной экспозицией, посвященной истории купеческих семей Иконниковых и Колокольниковых.

Улица Дзержинского
Далее наша экскурсия продолжится на улице Дзержинского, где сохранилось большое количество памятников истории, культуры и зодчества на сравнительно небольшой территории. Сейчас это пешеходная улица.

До 1926 года эта улица называлась Садовой. Она появилась на плане города еще в XVIII веке. Улица никогда не была центральной, но именно здесь строили свои усадьбы самые богатые и известные тюменские купцы и мещане. Здесь они жили, здесь же вели торговлю. Почти каждый приусадебный участок украшал сад — яблоневый, вишневый, черемуховый…

Эта улица сегодня является одной из немногих, сохранивших свой исторический облик. Во многом — благодаря реставрационной мастерской Почетного гражданина города Тюмени Вадима Макаровича Шитова. Большинство объектов этого маршрута восстановлены его руками.

Ул. Дзержинского, 40. Дом мещанина Бровцына
Дом был построен на рубеже XIX-XX веков для тюменского мещанина, городского оценщика Сергея Степановича Бровцына.
Есть красивая легенда о том, как богатый и образованный Сергей Бровцын влюбился в девушку из низшего сословия и предложил ей руку и сердце. Но избранница отказала, понимая, что она ему не ровня. Тогда Бровцын нашел невесту из своего круга. Заезжая перед свадьбой за невестой, которая примеряла венчальное платье у портнихи, он узнал в мастерице свою прежнюю любовь. К этому времени девушка обрела хорошие манеры, освоила грамоту, стала финансово независимой и… дождалась своего счастья — Бровцын расторг предстоящую свадьбу и женился на возлюбленной. Для нее он и построил этот дом.

В 40-60-е годы 20-го столетия здесь жила любимая тюменцами артистка театра драмы Нина Яковлевна Кардонская.
В конце 1990-х годов фасадная резьба памятника была отреставрирована. Тогда же был сделан двухэтажный пристрой с парадным входом с улицы и двойным окном наверху.

Основной декор фасадов — наличники с накладной рельефно-объемной резьбой, именно такая резьба отличала дома богатых купцов города.

Декор наличников на центральном фасаде и во дворе — различен.

В центре уличной подоконной доски — крупная розетка, от которой в обе стороны расходятся побеги листьев и стеблей с цветами. На подоконной доске во дворе — остролистные симметричные стебли. Здесь нет выпуклых свитков, как на многих купеческих домах, но есть богатый растительный, цветочно-ягодный орнамент.

Исключение составляет только двойное окно над бывшим парадным входом, здесь без свитка не обошлось.

Обратите внимание на резной декор ворот и калиток – это единственный сохранившийся в Тюмени старинный образец. Здесь и пальметки в виде павлиньего хвоста, и изящные свитки, и пышная резная растительность.

Использование растительного орнамента в декоре имеет символичное значение: все растительные мотивы — это символ нарождающейся жизни и плодородия. И выбор именно такого декора для дома объясним, если вспомнить историю его создания.

Ул. Дзержинского, 36. Дом усадьбы крестьянина Горбунова
Жилой дом расположен на пересечении улиц Дзержинского и Володарского (в прошлом – улиц Садовой и Знаменской), и был выстроен в начале ХХ века в составе усадьбы, принадлежавшей Маковецкому, о котором история не сохранила данных.

Позднее усадьба стала собственностью Горбунова. Дмитрий Тарасович Горбунов – трудолюбивый крестьянин Камышловского уезда, занимался торговлей рогожами и ломовым извозом, разбогатев, перешел в купеческое сословие. Именно он и обустроил двухэтажный дом заново.

Основное украшение дома – наличники второго этажа. Декор наличников сдержанный, не такой обильный деталями, как декор других купеческих домов, но нарядный. Центральная часть очелья наличника напоминает орден, но, скорее всего, это образ путеводной Полярной звезды, служившей компасом в Белом море. По бокам пилястр тоже имеются маленькие звездочки.

В 2002 году дом горел и был восстановлен, резной декор дома воссоздан по старым образцам. Украшение подоконной доски напоминает движение морской волны. Вероятнее всего, такие мотивы были созданы резчиками-поморами, которые украшали резьбой свои корабли и постепенно перешли на украшение резьбой своих домов. Такая резьба стала называться домовой.

Рядом – второй жилой дом усадьбы (ул. Володарского, 27), построенный в 1909 году. Оформление наличника строгое, с высоким очельем, боковыми пилястрами, подоконной доской и объёмными накладными деталями геометрического рисунка.

Широкое распространение в тюменской домовой резьбе получили архаичные знаки, важные для людей со времен каменного века. Круглый элемент в очелье означает солнце, вертикальные линии вдоль окна – дождь, а ромб, квадрат или прямоугольник – землю. Именно эти знаки мы находим в наличнике дома по улице Володарского, 27.

Так в наличнике отражается окружающая человека природа: сверху – очелье – небесный свод с солнцем, по бокам – пилястры – струи дождя, падающие на землю, подоконную доску. Поэтому окно с наличником – это и глаза дома, отрытые в мир, и сам окружающий нас мир.

Ул. Дзержинского, 34. Дом мещанки Рубцовой
Дом построен в конце XIX века. Это характерный для Тюмени тип дома жителя среднего достатка. Владелица дома, мещанка Рубцова из Екатеринбурга, сдавала его в аренду.

В 1913 году в здании располагалось фотоателье Луки Ивановича Родионова, известного в Тюмени фотографа, дело которого продолжил его сын. Выходец из крестьян, Родионов чаще других фотографов снимал представителей крестьянского сословия, бедных горожан и пейзажи Тюмени.

В советское время дом был жилым, располагались в нем различные организации. Тогда же был сделан правый пристрой.

Основное украшение дома — наличники второго этажа. По старой фотографии были восстановлены и наличники первого этажа. Они со ставнями и меньше по размеру.

Декор наличника незамысловат. Здесь мы видим точеные полуколонны-пилястры, которые поддерживают изогнутые волюты очелья. Наверху наличника — пальметка, уже не похожая на пальмовые листья, в сочетании с волютами напоминает образ совы, символ мудрости.

В различных розетках стилизован образ цветка и листьев крина или водяной лилии, символа чистоты, олицетворяющего плодородие и начало жизни, оберегающего хозяев дома.

А на калитках и воротах, которые были воссозданы в наше время,

размещены солярные знаки – розетки в виде солнца.

А во дворе соседнего дома Дзержинского, 34а проводят театрализованную экскурсию «Тюменская купчиха».

Наличники на нем примерно такие, как на старом доме 34. Это может говорить лишь о том, что обе усадьбы когда-то принадлежали одному человеку.

Ул. Дзержинского, 32. Дом мещанина Бровцына
С 1909 по 1917 годы здание принадлежало тюменскому мещанину Сергею Степановичу Бровцыну. На бывшей Садовой улице это был второй дом в его владении, который служил доходным, то есть сдавался под квартиры.

Этот дом характерен для застройки Тюмени на рубеже XIX-XX-го веков. После революции был передан врачу по фамилии Френкель. Позднее красивый двухэтажный деревянный дом был разделен на отдельные квартиры, которые заняли горожане.

С 1993 года это здание принадлежит Центру эстетического воспитания детей «В доме Буркова».
В 2002 году здание серьезно пострадало от пожара, после чего были проведены реставрационные работы.

Несмотря на простую архитектуру, дом кажется нарядным за счет большого количества окон с резными наличниками. Здесь все те же элементы декора, но их рисунок не повторяется. У каждого дома он уникальный.

Обратите внимание на сдвоенное окно над бывшим парадным входом.

Все наличники — с богатым растительным орнаментом накладной рельефно-объёмной резьбы. Здесь пышные, разнообразно закрученные стебли и цветы очелья, на подоконной доске — выступающий свиток, проросший листьями. Всё это символы плодородия и процветания, способствующие благополучию хозяина дома.

Ул. Дзержинского, 30. Дом Буркова
Усадьба Буркова – одна из самых известных в Тюмени, в конце XIX века принадлежала тюменской мещанке Поспеловой, а с 1899 года перешла в собственность одного из богатейших людей Тюмени, купца первой гильдии Василия Петровича Буркова. Усадьба включает в себя не только роскошный дом, но и каменный флигель в глубине двора и торговую лавку, в которой и по сей день работает магазин «Хозтовары» (ул. Дзержинского, 28).

Бурков успешно занимался торговлей зерном и мукой, был владельцем кирпичного завода, типографии, издателем нескольких газет, а также активным общественным деятелем, меценатом, разносторонняя деятельность которого была отмечена золотой медалью на ленте ордена св. Святослава.

Семья Бурковых в Тюмени пользовалась особым уважением. Василий Петрович женился поздно. Евдокия Ивановна была на 20 лет моложе своего мужа. В семье было десять детей.

Это старинный особняк с богатой историей.

В 1905–1906 годах здесь с согласия хозяина дома в цокольном этаже находился легальный Клуб союза рабочих Тюмени. В советское время в доме был устроен детский сад. По иронии судьбы внучка Василия Петровича Буркова в 1920-е годы ходила в этот детский сад — бывший дом своего деда. С 1993 года дом принадлежит Центру эстетического воспитания детей, который так и называется – «В доме Буркова».

Дом имеет великолепный дворцовый внешний вид. Возвышающиеся аттики соединены по периметру крыши резными балясинами. Под карнизом крыши – объемные кронштейны замысловатого узора.

Превосходная резьба на деревянных наличниках.

Парадное резное крыльцо.

Резной декор дома неповторим

— четыре вида наличников, удивляющих разнообразием деталей, мощный объем резного растительного орнамента с ананасами, грушами, яблоками, обилие деталей фантазийного рисунка.

На главном фасаде размещены самые богатые по декору наличники, а на боковом и дворовом фасадах декор проще.

Обойдите дом со всех сторон, прочувствуйте его красоту, рассмотрите все это резное великолепие, оно заряжено символами богатства, процветания и жизненной силы.

Ул. Дзержинского, 26. Дом П. Г. Катаева – М. Е. Дементьева
В середине XIX века в доме поселился военный врач Павел Григорьевич Катаев. Известно, что он принимал пациентов на дому, такая практика тогда была обычной.
Около 1907 года дом перешел к екатеринбургскому мещанину Михаилу Ефимовичу Дементьеву, управляющему Товариществом Западно-Сибирского пароходства и торговли, совладельцу чугунолитейного завода Н. Д. Машарова.

Среди деревянных жилых домов Тюмени памятник выделяется композицией мезонинного типа и характером обработки деревянных фасадов, оштукатуренных «под камень». Полутораэтажное на цокольном этаже здание имеет П-образную конфигурацию, образованную двумя небольшими дворовыми открылками. Парадный вход устроен в угловой части фасада с улицы Советской. Другие входы размещены со двора.

Своеобразие облика дома во многом достигается наличием большого мезонина с широким, далеко выступающим балконом. Балкон поддерживается двумя кронштейнами и несет, кроме того, колонны, антаблемент и крышу с треугольным «разорванным» фронтоном. Необычна здесь и штукатурная измельченная отделка фасадов. Это рустовка углов, рамочные мелкопрофилерованные обрамления окон, межоконные фигурные филенки, пояски, широкий фриз с подкарнизными кронштейнами. Все эти элементы восходят к классицизму, однако их сочетание, насыщенность и дробный рисунок отражают влияние эклектики.

Особую привлекательность и нарядность дому придают венчающий карниз парапет из балясин и круглые вазоны на постаментах. Парадный вход выделен лучковым фронтоном.

Ул. Дзержинского, 13. Дом Рогозиной
Этот одноэтажный деревянный дом построен в 1910 году. Принадлежал павлодарской купчихе Рогозиной. Никакой информации о хозяйке дома не сохранилось. По словам краеведов, домовладелица сдавала квартиры в своем доме постояльцам.

С 1922 по 1926 годы в доме проживал вольнопрактикующий врач Френкель, принимавший своих пациентов на дому. Он занимал квартиру из трех комнат и платил 30 рублей в месяц. В советское время в доме располагался детский сад-ясли. С конца 90-х годов XX века в доме находится кафе.

Это один из немногих сохранившихся образцов шестистенного жилого дома, вытянутого вдоль улицы, с уникальным резным фасадным декором.

Наличники во дворе оформлены проще – это подоконные доски с глухой резьбой в виде занавеса. Такой вид декора – еще одна особенность тюменской резьбы.

Уже в наше время по лучшим старинным образцам были восстановлены ворота и калитки с богатым резным декором.

Стройный ряд наличников центрального фасада украшен традиционной для тюменского зодчества объемной резьбой. Здесь вы найдете уже знакомые вам элементы – пальметки, волюты, свитки, розетки, растительный декор с виноградными листьями, цветками и гроздьями.

Виноградная лоза, как известно, — один из символов Христа. Ее ветви — символы учеников и последователей Христовых, а плоды — символы добрых дел, совершаемых людьми.

Не случайно излюбленным мотивом резьбы, украшающей иконостасы русских церквей, является виноградная лоза с созревшими гроздьями. Тюменские резчики еще с XVII века славились изготовлением резных иконостасов на Урале и в Сибири. В дальнейшем элементы иконостаса, особенно растительного орнамента, стали появляться и на наличниках.

Ул. Дзержинского, 20. Дом М. Ф. Черепанова
На противоположной стороне улицы Дзержинского стоит дом тюменского мещанина М. Ф. Черепанова, построенный в конце XIX века.

При всем своем скромном облике дом органично поддерживает фронт исторической застройки улицы и представляет архитектурно-художественную ценность как хороший образец деревянного двухэтажного шестистенка со скромным декоративным убранством.

Он вытянут во двор, а к улице обращен торцевой фасад в три окна. Стены закрыты тесовой горизонтальной обшивкой, углы и перерубы выделены филенчатыми пилястрами.

Окна верхнего этажа украшают несложные наличники с геометрическими объемными деталями.

Ул. Дзержинского, 18. Дом Т. И. Шаровой
Дом построили в 1895 году. Двухэтажный деревянный, на невысоком кирпичном фундаменте, он отражает характерные приёмы городского рубленого жилья.

Является образцом деревянного двухэтажного шестистенка с поперечными перерубами. Окна декорированы наличниками с объёмными орнаментальными накладками.

Несколько лет назад его восстановили.

Как пишут: «При производстве элементов декора использовалась только ручная резьба, что позволило полностью воссоздать первоначальный облик здания и сохранить общий архитектурный стиль русского деревянного зодчества конца 19 века».

Ул. Дзержинского, 12. Дом Н. О. Сергеева
Дом, который входил в состав усадьбы тюменского купца, гласного городской думы Н. О. Сергеева, включает жилой дом, флигель и ворота.

Этот одноэтажный особняк с мезонином, построенный в 1909 году, — редкий в Тюмени образец деревянного модерна. Жилой дом усадьбы стал одним из ценнейших украшений города. Хозяин не поскупился на причудливую кровлю, украшенную шатровыми башенками.

Сохраняя некоторые традиционные черты дома мезонинного типа, он вместе с тем примечателен живописной объёмно-пространственной композицией. Последняя в значительной степени обусловлена устройством в мезонине навесного балкона-фонарика и усложнением кровли угловой и центральной шатровыми башенками.

В характере модерна выполнены крупные полуовальные окна с мягким очертанием фрамуги, рисунок ажурной металлической решётки балкона, а также плоская линейно-графическая резьба парадных дверей в виде текучих тонких переплетающихся линий. Присутствие в отделке фасада наряду с новыми мотивами традиционных элементов – сдвоенных арок с «висячей» гирькой, колонок (балкон) облегчает облик памятника.

Одноэтажный кирпичный флигель (ул. Дзержинского, 14) торгово-складского назначения также несёт в себе черты модерна. Миниатюрный лицевой фасад охвачен мягкими текучими линиями плоскостного декора. Центр выделен небольшим окном. Предположительно проект принадлежит городскому архитектору К. П. Чакину.
Неплохо восстановили историческую застройку на улице Комсомольской, которая до революции называлась Тобольской.
Ул. Комсомольская, 6. Дом С. Г. Селеверстова — Л. Х. Брандта
Дом построен в 1905 году, в разное время он принадлежал купцу второй гильдии, тюменскому судовладельцу С. Г. Селиверстову и купцу Л. Х. Брандту, торговавшему галантерейными товарами.
Здание с гладкими стенами, обшитыми тесом, украшают богатые резные наличники в барочной форме с характерными для объемной резьбы мотивами: листьями, цветами, фруктами. Дополняют убранство фасада также угловые филенчатые пилястры, филенчатый фриз, за которым скрывается третий антресольный полуэтаж, и ажурный навес над входом.

Ул. Комсомольская № 17 и № 19. Усадьба
Усадьба, состоящая из жилого дома и жилого флигеля, была построена в начале 1900-х годов. Есть две версии, кому она принадлежала, но, думаю, что это и не важно. Усадьба отреставрирована в 2006 году по проекту архитектора Г. М. Дубоноса. Сейчас в здании размещается кафе «Базилик», но оно пока не работает.

Уличные фасады здания украшают оконные наличники, выполненные в характерной тюменской объемной манере резьбы. Оформление фасадов со стороны двора проще.

Нарядно оформлен и жилой флигель усадьбы, но его оформление в ином стиле: и уличный, и дворовой фасад украшает обильная ажурная пропильная резьба.
Ул. Комсомольская, 16. Дом Ф. И. Минина
Дом, построенный в 1906 году, по своей структуре и наружному оформлению типичный для мещанского жилья этого периода. В каменном цокольном полуэтаже могли находиться различные хозяйственные и подсобные помещения. Верхний этаж рубленый и обшитый тесом.
Фасад украшен фигурными наличниками с несложными элементами объемной накладной резьбы с растительным орнаментом.

Ул. Комсомольская, 18. Дом Д. Е. Машарова
Интересно смотрится дом, построенный в конце XIX — начале XX века, на фоне современного бизнес-центра «Губернский».
Когда-то это была усадьба, куда еще входил одноэтажный жилой флигель, погреб, каретник и конюшни, все было утрачено в процессе строительства окружающих зданий. Дом принадлежал купцу Г. А. Андрееву, позже перешел во владение Д. Е. Машарову.
Богатый декор фасадов здания соответствовал положению владельца усадьбы.

Дом по ул. Сакко, 25
Построен в конце XIX — начале XX века. Обшитые тесом фасады здания завершаются красивым многослойным фризом пропильной резьбы. На кровле по углам — фигурные башенки с миниатюрными куполами. Здание, видимо, только что отреставрировано. Восстановлен балкон в правой части главного фасада и вход под ним на первом этаже. Окна второго этажа обрамляют наличники геометрической формы, завершенные вверху и внизу треугольными щипцами.

Дом по улице Ленина, 46
Это Дом М. Г. Игнатьевой; З. И. Зеневича, построенный в конце XIX — начале XX века. Дом украшает уникальный резной декор с чертами модерна.

Теперь вы, я думаю, точно понимаете, что любителям деревянной архитектуры в Тюмени скучать не придется.