Итак, в прогулках по городу довелось мне увидеть граффити дома Бенуа. Этот шикарный памятник построили по проекту братьев-архитекторов — трёх Бенуа: Леонтия Николаевича, Юлия Юльевича и Альберта Николаевича.
Здание занимает практически целый квартал и выходит фасадами сразу на три улицы —
Каменноостровский проспект, Кронверкскую и Большую Пушкарскую.
На самом деле, тут целых 12 дворов (и 25 парадных),
а все корпуса дома соединены посредством непростой системы.
Изначально тут было 250 квартир, после революции произошло значительное уплотнение, появились коммуналки, и квартир стало больше.
В общем, в этом доме находится самый протяженный двор Санкт-Петербурга.
Здесь часто снимали фильмы про лихие 90-е годы.
Во дворы мы попали интересным способом.
Сначала зашли в парадный двор курдонёр дома Бенуа, Каменноостровский 26-28.
Из которого через невзрачную «потайную» дверь слева, как будто бы ведущую в подъезд, попали в типичные, и отнюдь не парадные дворы Петроградки между Каменноостровским проспектом и Кронверской улицей.
Как машина времени — один шаг и из красивого парадного двора дома Бенуа попадаешь в лабиринты заброшенных и обшарпанных дворов.
Никакой красоты на стенах со стороны дворов нет, обычная желто-бежевая краска, в такой цвет большинство дворов окрашено в Питере, как я могла заметить.
Что интересно, дворы пронумерованы, просто — двор 1, 2, 3 и т.д.
Попасть во дворы можно через две арки, находящиеся по краям фасада здания, а также через дальние дворы, обойдя дом с правой стороны через сад композитора Андрея Петрова.
Граффити дома Бенуа
Блуждание по этим лабиринтам вознаграждается другой, хотя и несколько неожиданной, достопримечательностью
– яркими граффити на стенах дома и дворовых гаражей.
Место малолюдное, нелегальные гаражи
— простор для стрит-арт творчества.
Дворы Дома Бенуа стали местом, где граффитисты, что называется, могут оторваться
и, очевидно, не бояться быть пойманными за руку.
Замысловатые и не очень надписи,
изображения людей, животных и предметов
— здесь можно найти десятки рисунков.
Причем холстами для них служат
стены как бывших жилых зданий,
так и гаражей и разного рода пристроек.
Но стрит арт не вечен.
Гаражи начали сносить по решению суда как незаконные постройки.
Официальное граффити дома трех Бенуа
Дом Бенуа, можно сказать, был городом в городе с собственной инфраструктурой: водопроводом и канализацией, котельной и электростанцией, паровым отоплением, телефонной связью и даже прачечной. Здание обслуживали двадцать дворников, а в каждой парадной дежурил швейцар.
Не удивительно, что в Доме Бенуа в свое время жили разные знаменитости: художники (Константин Маковский, Андрей Мыльников и др.), композиторы (Дмитрий Шостакович и Дмитрий Толстой), литераторы (например, Михаил Чехов), партийные и государственные деятели (революционеры Григорий Зиновьев и Семен Восков и пр.).
Поэтому на выходе из дворов встретился граффити-портрет знаменитого композитора Дмитрия Шостаковича. Создание этого произведения искусства было приурочено к дню рождения композитора, который родился 25 сентября 1906 года.
Граффити расположено на здании № 29/37 на Кронверкской улице, в котором Шостакович жил с 1937 по 1941 год, до своей эвакуации в Самару. Известно, что именно здесь композитор создал первые три части своей знаменитой Ленинградской симфонии.