История хозяев доходного дома Михаила Захарова
Доходный дом купца Михаила Захарова. Санкт‑Петербургский купец, коммерции советник Михаил Васильевич Захаров, владелец кирпичного завода в Усть-Ижоре и пяти доходных домов в Петербурге, приобрел участок в Большом Казачьем переулке в 1901 году.
Пятиэтажный дом на предназначавшемся для размещения коммерческих заведений высоком подвале с симметрично расположенными по обеим сторонам от двух центральных арочных проемов отдельными входами и витринными окнами был построен по проекту гражданского инженера П.Н. Батуева к 1903 году по адресу Большой Казачий переулок, 6.
Одними из крупнейших кирпичных заводчиков под Петербургом являлись купцы Захаровы. Об их семейной фирме, передававшейся по наследству, до сих пор напоминает клеймо на кирпичах: «К. и Ф. Захаровы. Зав. сущ. с 1813 г.». Старинный род ижорских крестьян своим трудом выдвинулся в купцы и стал основателем успешного кирпичного производства. Родоначальник фирмы — предприниматель Кузьма Захаров. Первый построенный им завод появился, по официальным данным, в 1812-1814 гг.. После его смерти дело отца продолжили и расширили два его сына – Дмитрий и Ефим, а после смерти Ефима заводы перешли по наследству к его сыновьям Василию и Степану. Дело разрослось и стало весьма прибыльным.
Кирпичники Захаровы прославились своей широкой благотворительной деятельностью. Недаром сыновья Василия Захарова Александр и Михаил удостоились званий «почетного гражданина».
Особым объектом попечения со стороны Захаровых являлась церковь Святого Александра Невского в Усть-Ижоре, возле нее находилась родовая усыпальница Захаровых. Тут похоронили родоначальника Кузьму Захарова, здесь же покоится и основатель «завода нового образца» Василий Захаров. Его сын Александр Васильевич похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге, а сын Михаил Васильевич – в Александро-Невской лавре.
Один из сыновей Александра Захарова, Алексей Александрович (1882-1967), немало потрудился в начале XX в. на ниве архитектуры. Будучи совладельцем кирпичного завода «Наследники А.В. Захарова», он стал петербургским зодчим, занимавшимся в конце 1900-х – начале 1910-х гг. работами в области «рядовой архитектуры» — строительством и перестройкой доходных домов. Кроме того, построил церковь в петербургском пригороде Тярлево.
В 1913 г. Алексей Захаров уехал в США для изучения опыта строительства зданий с применением железобетонных конструкций.
Революции и Гражданская война помешали его возвращению на родину. Он остался в Америке, устроившись на работу в отдел городских парков в Чикаго.
Ему удалось добиться успеха и здесь. В 1934 г. по его проекту в Чикаго построили православный собор святого Георгия Победоносца.
Интерьер парадного
Здание относится к числу наиболее репрезентативных произведений поздней эклектики, дающих объективное представление об этом направлении в петербургской архитектуре. Фасад здания выполнен в формах неоренессанса. Сохранились декоративные элементы (полуколонны дорического ордера, пилястры, фриз с гирляндами на эркерах с картушными композициями, розетки с цветочными гирляндами), метлахская плитка пола
и подлинное оформление стен входного тамбура,
наружная двустворчатая дверь.
В центральной парадной лицевого фасада сохранились фрагменты двух свинцово-паечных витражей в стиле модерн. Они выделяются своей изысканностью среди массового витражного искусства в Петербурге. В полуциркульной фрамуге на 4-5-м этаже рисунок витража — условный герб в окружение цветов, напоминающих розы. Цветы выполнены из желтого и красного опалесцентного стекла, листья и ягоды – из зеленого кафедрального, «герб» – из красного, желтого и синего кафедрального. Фоном композиции служит бесцветное стекло с фактурой «Pattern B», в центре за «гербом» – рифленое стекло. По периметру окна проходит полоса стекла синего цвета с фактурой «Ondoyаnt».
В годы войны свинец из витражей использовался в качестве грузил для рыбалки. Поэтому сохранился только небольшой фрагмент витражей.
Наружная дверь тоже очень интересная: на ней деревянные морды львов. Львы круглые, коричневые и совсем не страшные.