Давайте прокатимся по 10 самым красивым станциям метро Петербурга. Санкт-Петербург славится не только зданиями в стиле витиеватого петровского барокко и величественного сталинского ампира, но и залами метрополитена, которые поражают туристов своей помпезностью. Питерский метрополитен — настоящее произведение искусства, особенно станции, построенные во времена, когда в архитектуре господствовал величественный сталинский ампир.
В современных же подземных станциях преобладают эргономичный дизайн и принцип безопасности для пассажиров.
Вообще, сейчас петербургский метрополитен состоит из 72 станций. Из этого количества всего 8 станций не имеют эскалаторов. Общая протяженность линий составляет 124,8 километров. В эксплуатации — 5 линий.
Итак, 10 самых красивых станций метро Петербурга.
«Автово»
Линия: Кировско-Выборгская
Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Почему так называется: раньше на этом месте была деревня Аутово
«Автово» — одна из самых живописных станций Петербурга. В 2014 году она попала в список 12 красивейших станций мира по версии английского издательства Guardian. Газета The Daily Telegraph назвала ее одной из самых красивых в Европе.
Именно в «Автово» прибыл первый поезд петербургского метрополитена. Также это первая в петербургском метро станция без эскалаторов. Так как заложили ее неглубоко — всего 15 метров от поверхности.
Станция создана в стиле неоклассической архитектуры. Тема оформления — героическая оборона Ленинграда во время Великой Отечественной войны, поэтому здесь повсюду военная символика:
светильники, люстры и орнаменты решеток украшают золоченые мечи, лавровые венки и другие знаки воинской доблести. На полу — красный, черный и серый гранит.
Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем.
Перекрытие зала поддерживают 46 бетонных колонн, 16 из них облицованы литым стеклом с рельефным орнаментом. Стекло в качестве облицовочного материала в метро было применено впервые.
Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестаёт просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом, и все колонны кажутся стеклянными монолитами.
По первоначальному плану стеклянные колонны должны были светиться. По задумке архитекторов, станция должна была напоминать подземный дворец.
Для остальных колонн использовали мрамор: подрядчик не успел полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и их временно облицевали камнем. А после этого к проекту не возвращались из-за плохого отношения Хрущева к «архитектурным излишествам».
«Кировский завод»
Линия: Кировско-Выборгская
Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Почему так называется: рядом находится Кировский завод
Оформление «Кировского завода» посвятили индустриализации страны.
Павильон станции построили в классическом стиле и своей формой напоминает античное сооружение.
Купол поддерживает 31 пара колонн из искусственного белого мрамора. Потолок центрального зала украсили лепниной с эмблемой Кировского завода.
Архитекторы воплотили в жизнь эксклюзивную для тех времен идею — люверсное освещение. За толстым органическим стеклом спрятали лампы дневного света.
Чеканные горельефы отражают нефтяную,
каменноугольную,
металлургическую промышленности
и электрификацию.
При строительстве станции в вестибюле изначально хотели установить памятник Кирову, но в итоге появился бюст Ленина. Он стоит у торцевой стены.
«Нарвская»
Линия: Кировско-Выборгская
Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Почему так называется: находится в историческом районе Нарвской заставы
«Нарвская» — единственная станция Петербурга, у которой есть путевое развитие, но при этом она не пересадочная и не конечная.
В проекте станция называлась «Площадь Стачек».
Сначала ее хотели оформить в честь Сталина, но потом выбрали тему трудовой славы советского народа.
Павильон оформили в красно-белых цветах и позолоте.
На потолках — хрустальные дугообразные светильники, — новаторское для тех времен решение.
На 22 пилонах подземного зала располагаются 48 барельефов людей разных профессий,
например метростроевцев, деятелей искусств, врачей, ученых.
Путевые стены украшают решетки с надписью «1955» — это год открытия станции.
Торцевую стену подземного зала изначально украшало большое мозаичное панно «Сталин на трибуне», но в 1961 году, после 22-го съезда КПСС, его закрыли мраморной фальш-стеной.
В отгороженном пространстве сначала был зал заседаний, а потом его использовали как линейный пункт машинистов депо «Автово» — там он находится до сих пор.
Павильон станции выполнен в неоклассическом стиле с купольным завершением.
Над эскалатором
установили большая скульптурная композиция «Слава Труду!», которая изображает группу рабочих, собравшихся на площади Ленина, которая смотрит на знаменосца в центре горельефа.
В первоначальном варианте в центре должен был находиться Сталин.
«Пушкинская»
Линия: Кировско-Выборгская
Дата открытия: 30 апреля 1956 года
Почему так называется: из-за близости Витебского вокзала, соединяющего Санкт-Петербург с городом Пушкиным (Царское Село)
Станция строилась в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», но из-за технических проблем при строительстве (затопление наклонного хода) была открыта позже других станций — 30 апреля 1956 года.
Это единственная станция первой очереди, спроектированная не ленинградскими архитекторами, а московским архитектором Л. М. Поляковым (проект также, в отличие от остальных станций, приняли на внеконкурсной основе).
Эту станцию на Кировско-Выборгской линии петербуржцы называют самой утонченной.
Внутренний декор выполнили в пастельных тонах, на полах — витиеватый узор из темно-красного гранита, в вестибюль проникает много дневного света. Гранит доставлялся в Ленинград с Украины.
В нишах установили чёрные металлические торшеры с хрустальными чашами, излучающими свет. Светильники декорировали позолоченными стилизованными щитами, копьями и другими отделочными деталями.
А главное украшения станции — памятник Александру Пушкину, выполненный скульптором Михаилом Аникушиным. Поэт расслабленно сидит на фоне Царскосельского парка (панно художницы М. А. Энгельке), задумчиво встречая гостей и жителей города. Панно подсвечивается снизу лампами дневного света.
«Площадь Восстания»
Линия: Кировско-Выборгская
Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Почему так называется: рядом расположена площадь Восстания — бывшая Знаменская площадь
Это первая станция петербургского метро, оборудованная двумя выходами. Круглый павильон станции — один из символов петербургского метро. Его построили в классическом стиле и чем-то напоминает храм. Наверху здания находится ротонда со шпилем.
Тема оформления станции — Октябрьское вооруженное восстание 1917 года. Архитекторы совместили тему революции с богатым декором в классическом стиле.
По их задумке, станция должна была стать «парадной» для гостей города, которые прибывали на Московский вокзал.
Вестибюль украшают огромные люстры,
белоснежные арки, металлические детали,
лепные карнизы и бронзовые барельефы, которые иллюстрируют сюжеты событий 1917 года — «Выступление Владимира Ленина в Таврическом дворце», «Владимир Ленин у шалаша в Разливе», «Выстрел „Авроры“», «Штурм Зимнего дворца». Такого роскошного оформления нет ни у одной станции метро.
Так как петербургский метрополитен возводили еще при Сталине, все станции были украшали его портреты. Потом их убрали. Небольшой барельеф Сталина остался только на «Площади Восстания».
«Международная»
Линия: Фрунзенско-Приморская
Дата открытия: 28 декабря 2012 года
Почему так называется: находится в районе, улицы которого названы в честь освобожденных во время войны городов, — Пражская, Будапештская, Софийская
Вестибюль станции встроили в ТК «Международный».
На стадии проектирования ее оформление хотели посвятить дружбе народов, но в итоге выбрали тему рождения цивилизации.
Зал украсили мозаичным панно с одним из символов города — атлантом, который держит земной шар. Из-за своеобразной облицовки создается впечатление, что он держит весь свод «Международной».
Слева от панно располагается задел под переход на станцию Кольцевой линии в виде двух поднимающихся и упирающихся в стену лестниц с золотистыми латунными полуколоннами между ними и с перилами, как в центральном зале.
Центральный зал станции освещается полосами закарнизных светильников; в перронных залах используется только закарнизное освещение.
Для облицовки стен застройщики выбрали мрамор молочного оттенка, а для пола — гранит благородного серого цвета.
В северном торце станции располагается наклонный ход, содержащий 4 эскалатора.
В эскалаторном зале размещается мозаичное панно, изображающее фрагменты из жизни и мифологии различных древних народов — греков, вавилонян, римлян и т. п.
Кстати, к открытию станции изготовили именные жетоны станции.
«Обводный канал»
Линия: Фрунзенско-Приморская
Дата открытия: 30 декабря 2010 года
Почему так называется: рядом расположен Обводный канал
Когда-то на месте станции находился кинотеатр «Нордъ», где показывали фильмы даже в дни блокады Ленинграда. Затем там открыли Театр нерешенных проблем, где проходили концерты и выставки. В начале 2000-х здание опустело и простояло заколоченным несколько лет. В 2006 году кинотеатр снесли и начали работы по строительству станции.
«Обводный канал» построили еще в 2008 году, но у станции не было выхода на поверхность, поэтому поезда проезжали ее без остановки.
Наземный вестибюль доделали только в 2010 году: его встроили в 8-этажный торгово-развлекательный центр «Лиговъ».
Все три нефа станции и наклонный тоннель с эскалаторами являются элементами единой композиции. Станцию оформили в стиле промышленной архитектуры Петербурга конца 19 века — это своеобразный памятник тем временам.
Например, при строительстве зала использовали балки. Свод и декоративные дуги подземной станции создают оптическую иллюзию: пассажирам кажется, будто они находятся внутри трубы.
Стены перронов украсили стеклокерамическими панно с коллажами-панорамой Обводного канала — такого, каким он был в конце XIX века.
С одной стороны — набережная правого берега, с другой — левого. Общая длина композиции — 360 погонных метров, на которых не заложили ни одного места под размещение рекламы.
«Звенигородская»
Линия: Фрунзенско-Приморская
Дата открытия: 20 декабря 2008 года
Почему так называется: расположена на Звенигородской улице
Изначально станция должна была быть с колоннами, но в 1996 году работы приостановили и частично построенный тоннель станции деформировался. Поэтому в 2001 году часть колонн решили заменить глухими простенками.
Тема оформления станции — Семеновский гвардейский пехотный полк.
Его казармы располагались в этом районе. Путевые стены «Звенигородской» облицованы белым мрамором, темно-зеленым индийским мрамором и гранитом.
Вестибюль украсили мозаичным панно, которое изображает бой Семеновского полка. Его создали в Академии художеств. В торце зала установили еще одно панно, которое изображает первых семеновцев Петра Великого.
Станция является пересадочной с Кировско-Выборгской линией.
Конструкция сопряжения перехода со станцией уникальна для Петербургского метрополитена. В центральной части станции платформа среднего зала приподнята (продольные лестницы перед и после неё), и уже с этой платформы идёт лестница над путями, ведущая в переходные тоннели к станции «Пушкинская».
«Адмиралтейская»
Линия: Фрунзенско-Приморская
Дата открытия: 28 декабря 2011 года
Почему так называется: рядом расположено здание Адмиралтейства
Это самая глубокая станция в России и одна из самых глубоких в мире. Ее глубина — 86 метров, а протяженность — 162 метра. Время подъема по эскалатору — 3 минуты 14 секунд. Для сравнения: глубина «Пухын» в Пхеньяне — около 100 метров.
Станцию ввели в эксплуатацию 15 сентября 1997 года, но у нее не было платформы и внутренней отделки. Строительство «Адмиралтейской» возобновили только в 2005 году. Вплоть до 28 декабря 2011 года она была открыта, но не работала.
Сначала открытие откладывали из-за проблем с расселением дома, в котором планировали сделать вестибюль станции, потом — из-за прекращения финансирования. В общей сложности «Адмиралтейскую» строили 14 лет, из-за чего ее прозвали станцией-призраком.
Тематика оформления станции — основание российского флота Петром Великим.
Ее украсили витражами, мозаичными панно, решетками с изображением якоря
и медальонами с барельефами русских флотоводцев и адмиралов — Ушакова,
Макарова,
Нахимова,
Апраксина,
Григоровича
и Беллинсгаузена.
Потолок вестибюля украшает компас.
«Спортивная»
Линия: Фрунзенско-Приморская
Дата открытия: 15 сентября 1997 года
Почему так называется: рядом расположены крупные спортивные объекты — стадион «Петровский» и спортивный комплекс «Юбилейный»
В 1996 году Санкт-Петербург был городом-претендентом на проведение Олимпиады в 2004 году, поэтому станцию решили назвать «Олимпийской», а оформление вестибюлей посвятить спортивной теме, Греции и Олимпийским играм. Позже Санкт-Петербург отсеяли на голосовании и станцию переименовали в «Спортивную».
Тоннель эскалатора украсили мозаичным панно с изображением 12 олимпийских богов, а подземный зал — панно с профилями участников первых Олимпиад в Древней Греции.
Светильники на платформе стилизовали под олимпийские факелы.
«Спортивная» интересна еще одним фактом: это единственная в мире двухъярусная станция, которая может принимать четыре состава одновременно.
Это повышает пропускную способность и ощутимо экономит время для пересадки.
Верхний и нижний залы платформ соединили между собой эскалаторами.
27 мая 2015 года был ввели в эксплуатацию второй выход со «Спортивной», расположенный на Васильевском острове, по другую сторону Тучкова моста. Второй вестибюль соединили со станцией 300-метровым подземным пассажирским тоннелем под рекой Малая Нева. Переход снабдили уникальным для Петербургского метрополитена траволатором.
«Беговая»
Линия: Невско-Василеостровская
Дата открытия: 26 мая 2018 года
Почему так называется: рядом расположена одноименная улица
Станцию построили в преддверии чемпионата мира по футболу — 2018: рядом с ней стоит стадион «Газпром-Арена».
Архитектурное оформление «Беговой» посвятили памяти летчика-истребителя Александра Савушкина.
Станцию построили в стиле современного индустриального урбанизма.
Светильники символизируют пропеллеры самолета времен Великой Отечественной войны.
Полы изготовили из полированного серого гранита с коричневыми и черными полосами, стены облицевали керамическими панелями, колонны — пластинами из нержавеющей стали.
У станции четыре яруса, которые соединены между собой эскалаторами, траволаторами, служебными лестницами и лифтами.
Подземный зал украсили стеклянными художественными панно с 3D-эффектом: когда смотришь на них с разных сторон, изображение меняется. Над панно работали в Академии художеств, вдохновляясь конструктивистами, в частности Владимиром Татлиным.
P.S. На самом деле, подборка получилась из 11 станций. Кто заметил — молодец! Ниже схема метрополитена, на которой указаны 10 самых красивых станций метро Петербурга.