Что представляешь, когда слышишь «красивые лестницы»? Ну, балясины интересные, ну решетки кованые, ну плитка особенная или ковер на ступенях…
А тут целый мир! Сибирская Третьяковка — так называют в НГУАДИ (университете архитектуры и дизайна) работы студентов, размещенные на непарадных лестницах вуза.
Картины, фрески, десятки работ в разных художественных стилях и техниках. Уже много лет студенты направления «Монументальное искусство» выполняют на стенах боковых лестниц свои дипломные работы.
Там можно увидеть самые разные техники и сюжеты — от классических античных до современного арта. Это такой тренировочный полигон для художников-монументалистов.
Лестницы искусств в НГУАДИ
Экспозиции двух лестниц периодически обновляют.
На некоторых стенах живописные работы выполнены в несколько слоёв.
Никто эти слои, разумеется, не считал.
В экспозиции есть как учебные копии известных шедевров, так и оригинальные авторские работы.
Пожалуй, самой впечатляющей стал список фрески Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама».
Она находится на пятом этаже южной лестницы, под самым потолком. Если повезёт, то полотно можно увидеть с улицы. Когда на улице темно, а в помещении горит свет, полотно хорошо заметно.
Фрески
Кроме этой монументальной работы, северная и южная лестницы здания, отданные в качестве творческого полигона художникам-монументалистам, уже много лет хранят сотни фресок и мозаик.
Все эти темы написаны на классические сюжеты.
Техника флорентийской фрески по сырому.
Тут нужно работать очень темпераментно,
очень быстро.
Поскольку это южная лестница, освещённая солнцем, всё очень быстро сохнет.
Исправить потом ничего нельзя.
Довольно много экспонатов выполнено в технике сграффито. Это что-то среднее между росписью и рельефом. Автор сначала наносит на стену несколько слоёв грунта, а затем процарапывает изображение.
Эта техника появилась в средние века в Италии. Второе рождение пережила на рубеже 19-20 веков, в эпоху ар-нуво. В СССР пользовалась популярность для декора.
Мозаики
Много среди работ византийских мозаик.
Художники собирают из кусочков разноцветной смальты
как копии известных полотен,
так и авторские сюжеты — натюрморты, пейзажи, портреты.
Здесь же можно увидеть и произведения из более крупных элементов —
кусочков керамической плитки
и кермогранита
и даже кирпича
Витражи в НГУАДИ
Это уникальный и необычный вид искусства, который создается из разнообразных стеклянных деталей, объединенных в единую композицию. Они могут быть прозрачными, раскрашенными, с различными текстурами и фактурами, и всегда являются украшением любого интерьера.
Особенностью витражей является их яркость и красота, которые придают интерьеру особую атмосферу. Существует множество техник создания витражей, каждая из которых имеет свои особенности и преимущества.
Это своеобразный методический фонд университета,
его интеллектуально-творческий капитал.
В вузе ещё принято говорить такую фразу: „Стены учат“.
Стены учат работать с различными материалами,
видеть пространство и перенимать опыт предыдущих поколений студентов.
Галерея деревянных наличников
Самые старые оконные наличники с богатой резьбой бережно хранят в НГУАДИ. Археологи и этнографы говорят, что в России украшать жилые дома деревянной резьбой начали в 17 веке. Поскольку Новосибирску всего 130 лет, то у нас сохранились подлинные артефакты только прошлого столетия. Они находятся в коридорах университета архитектуры, дизайна и искусств.
Это мощные наличники со сложными растительными орнаментами. Когда-то они украшали купеческие особняки в центре города. Дома те давно снесли, и только по размеру оконных окладов мы можем представить себе, насколько серьёзными были постройки начала XX века.
В галерее представлены оконные наличники и фрагменты деревянной резьбы с утраченных домов, построенных в Новониколаевске в 1900-1910-е гг. Кронштейны, подзоры, солярные знаки.
Сохранились в НГУАДИ и солярные символы — круглые деревянные элементы, которые крепили на фасад под самый конёк крыши. Сейчас на сохранившихся в нашем городе старинных особняках ещё можно встретить такие «тарелки». Но большая их часть — имитация. Аутентичный декор, к сожалению, до наших дней мало где дожил.
Итак, мы пробежались по секретным лестницам.
Третьяковская галерея, музей античного и современного искусства в одном флаконе.
Фрески, мозаики, витражи…
Просто дух захватывает! Хочется сюда еще вернуться.