Гигантское мозаичное панно «Письменность и печать» украшает фасад здания типографии «Советская Сибирь» в Кировским районе.
Типография «Советская Сибирь»
«Советская Сибирь» — одно из крупнейших газетно-журнальных издательств СССР, основанное в Новосибирске в 1923 году. Оно было вторым в стране после издательства «Правда», да и сейчас тираж изданий превышает 2 млн. экземпляров — крупнейшая типография за Уралом.
За период своего существования издательство сменило множество мест дислокации, пока окончательно не «поселилось» в 1973-м году возле перекрестка улиц Сибиряков-Гвардейцев и Немировича-Данченко рядом с выработанным каменным карьером, наполнившимся водой и превратившимся в маленькое озеро.
Комплекс зданий полиграфического комбината построили по проекту архитектора В.А. Хандошко и инженеров И.П. Евсеенко, В.П. Петерса, которые в 1977 году были удостоены премии министров СССР за свой «архитектурный подвиг».
Помимо очень удачной встройки такого большого производственного здания в окружающий ландшафт (издательство и сейчас очень гармонично вписывается в городскую застройку и инфраструктуру), примечательным является и декоративное оформление фасада полиграфического комбината совершенно потрясающей мозаикой, которую я и хочу вам показать.
Мозаика «Письменность и печать»
Гигантское панно «Письменность и печать» на фасаде здания издательства «Советская Сибирь» художник-монументалист Владимир Сокол создал в 1979 году. В этой картине переплетается множество сюжетов — прошлое и будущее, реальность и мифология. Здесь есть летописец, красноармеец, советский солдат, строитель коммунизма, космонавт, райская птица и Посейдон. Мозаика дошла до наших дней в хорошем состоянии.
Эпическое мозаичное полотно «Письменность и печать», изображенное на стене издательства «Советская Сибирь», можно изучать часами, представляя себя героем романа Дэвида Брауна. На нём много символов и разных знаков, которые могут нести некий сакральный смысл.
Эта работа Владимира Сокола — самый яркий в Новосибирске пример слияния позднего соцреализма с сюжетами русского фольклора и античных мифов.
В центре композиции расположен рабочий типографии с номером газеты «Советская Сибирь». А над его головой— названия других главных изданий страны. Фигура рабочего неуловимо напоминает иконописные образы (Богородица Знамение)
Вокруг изображены иллюстрации реалий того времени: строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Саяно-Шушенской ГЭС, освоения космоса… При этом все образы связаны со сказками и мифами.
Так, строительство Саяно‐Шушенской ГЭС происходит в царстве Посейдона.
Гефест символизирует горную промышленность,
Орфей—искусство,
райская птица Алконост, вестница добра, олицетворяет советскую печать, космонавт (прячется за деревом) — освоение космоса.
В этой мозаике отражено много символов разных отраслей и событий тех лет. Наука, атомная промышленность, сохранение культурного наследия.
Помимо традиционных советских мотивов, прославляющих подвиги отечественной науки и техники,
Ленина и труд рабочих,
в мозаике можно разглядеть множество и других интересных деталей. Видите между буквами символ — белый круг с красным ободком и тремя красными точками внутри? Это не что иное, как Знамя Мира, придуманное великим русским художником Николаем Рерихом.
Не обошли вниманием и истоки славянской культуры.
Это фигура летописца и характерные орнаменты букв.
Материал мозаики
Материал, из которого сделана мозаика — смальта.
Стекло тщательно растирают в порошок и запекают при очень высокой температуре. Затем методом колки или резки придают различную форму элементам (модулям) смальты. Для ее расцвечивания добавляют красители.
Это самый непористый и износостойкий материал. Поэтому поверхность получается долговечная и морозоустойчивая.
Кстати, копия этой мозаики украшает стойку бара ресторана «СИБИРЬСИБИРЬ» в гостинице «AZIMUT Отель Смоленская» в Москве.