1 сентября 1999 года в Центре истории и культуры университета (музее СГУПС) была открыта комната резьбы по дереву, в которой представлено около 100 работ. Их подарил бывший преподаватель военной кафедры Николай Павлович Зиновьев, выпускник СибСТРИНа, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран железнодорожных войск, художник-любитель резьбы по дереву.
Этому увлечению он отдавал всё своё свободное время. Он был неоднократным участником выставок художников-любителей, в том числе и всероссийских. В молодости Н.П. Зиновьев работал в чертёжной мастерской известного архитектора А.Д. Крячкова, который представлял на всемирной выставке в Париже в 1939 году проект своего 100-квартирного дома. Чертежи фасада этого дома по поручению архитекторов А.Д. Крячкова и В.С. Масленникова выполнял именно Н.П. Зиновьев. В.С. Масленников давал характеристику Н.П. Зиновьеву для поступления на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института.
Комната резьбы по дереву в НИИЖТе была оформлена по проекту дочери Н.П. Зиновьева, Л.Н. Волковой, архитектором по профессии. В Центре есть книги, написанные им для детей, есть книги и о нём. Он оставил о себе очень хорошую память и как преподаватель, и как художник.
«Симфония из дерева», «Песня о дереве» — писали о творчестве Зиновьева. И действительно, какими словами рассказать, почему волнует музыка? Вот и работы резных дел мастера, как музыка, очаровывают гармонией ритма, переплетением рисунка. Вы не увидите двух одинаковых узоров.
Яркая образность и непосредственность — свойства каждой резной вещи Зиновьева. Вазе или тарелке, кубку или ковшу художник старается передать свое настроение. Мажорная декоративность вазы, которую удерживают на пышных хвостах фантастические птицы, чередуется с ясной простотой несложного орнамента ковша-уточки. Широко используя традиционные национальные узоры и формы, художник вводит в композиции свои, найденные элементы и пропорции. А свежесть и изобретательность композиционных решений подчеркивают индивидуальность каждой работы, своеобразие авторского видения и приемов.
Резные блюда
Наиболее полно творческое своеобразие художника проявляется в его блюдах.
У многих из них есть тайные, одному художнику известные имена. Вот блюдо «Вытканное». Оно и вправду кажется сплетенным из тонких, туго натянутых нитей, словно не инструмент резчика, а волшебные руки кружевницы работали над ним. Да и цвет дерева, не тронутого лаком, напоминает суровую льняную поверхность.
Вот «Парчовое» Его сложноузорчатый облик как бы имитирует царственно богатую ткань парчи. Есть «Северное», где основной мотив созвучен молчаливо-холодной природе русского Севера. И общий темный тон блюда тоже подчеркивает эмоциональную сдержанность вещи.
А этому место не иначе как в роскошном восточном дворце — блюдо в своеобразно ломаных линиях, вычурных узорах.
Есть блюдо чисто русской нарядности, словно из теремов боярско-княжеской Москвы.
Есть и азиатского мотива.
А это блюдо выполнено с изяществом и лаконизмом древних мастеров. Головка Ариадны в центре, от нее крупные, вытянутые лепестки холодного цветка и обрамляющий меандр — извилистый лабиринт орнамента Древней Греции.
Другие работы резчика
Но все обращения художника к традициям и своеобразию различных культур — совсем не копирование и даже не заимствование. Творчески перерабатывая достижения культуры прошлого, Зиновьев добивается исключительного разнообразия тем и богатства орнаментики. Он искусно варьирует узоры и, по-своему компонуя их, каждый раз заставляет звучать по-новому.
Николай Павлович Зиновьев — самодеятельный художник. Не будучи знаком со школами и направлениями в искусстве художественной обработки дерева, он начинал «наощупь». И хотя начало своей работы сейчас художник расценивает как «первый блин комом», но и ранние его произведения отличаются индивидуальностью, оригинальным замыслом.
Принципы работы мастера
Более четырехсот резных работ у художника, и каждая неповторима. И объясняется это не только талантом автора, но и некоторыми принципами «зиновьевской мастерской».
Так, например, все работы от начала и до конца мастер выполняет вручную, без применения токарных и шлифовальных станков. «Разве сравнишь живую линию, форму вещи, сделанной вручную, и идеальную вымеренность механически обработанных изделий», — говорит Зиновьев.
Далее, художник никогда не пользуется трафаретом, не переносит образцы узоров из одной работы в другую. Ведь повтор, простое воспроизведение пусть самых удавшихся когда-то композиций уничтожили бы самое главное — одухотворенность каждой вещи. Поэтому над новым изделием художник работает, как бы отрекаясь от всего сделанного ранее.
Отсюда и еще одна особенность его творчества. Как правило, Н. П. Зиновьев не делает эскизов. Если сделан эскиз — все вдохновение отдано листу бумаги, а простое перенесение на дерево уже готового рисунка не радует, не дает ощущения творчества.
Конечно, иногда делаются предварительные наброски, но вовсе неизвестно — воплотятся ли они в резьбе. Замысел рождается постепенно, в работе — неожиданные нюансы, цветовые и объемные сочетания. Да ведь и сам материал подсказывает решение будущего образа. Именно поэтому Зиновьеву интересно работать сразу над материалом, видеть как оживает поверхность дерева. Вот и ищет художник ту единственную интонацию, с которой заговорит немая гладь доски.
Неугомонная фантазия влечет его к новым пробам, даже невероятным с точки зрения «школы». Так было с одним из его изделий. «Неправильно. Так не делают», — говорили Зиновьеву о блюде, в котором совмещены геометрический и растительный орнаменты. Но вкус и чутье художника не подвели — блюдо удалось. На первый взгляд может показаться, что в растительном узоре блюда строго повторяются каждый из элементов, как и предполагает орнамент. Но, вглядевшись, понимаешь — прелесть венка в том, что разбросаны каждый листок и травинка свободно, и радует глаз именно такое — живое, непроизвольное сплетение. Так увидел этот венок художник и преподнес зрителям красоту сибирского лесного узора.
Используемые приемы работы
Резьба по дереву — национальный вид искусства для многих народов. Издавна славились им русские мастера, из поколения в поколение передавая приемы и способы резного дела.
Николай Павлович Зиновьев в своих работах использует целый ряд традиционных элементов трехгранновыемчатой резьбы, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков, на их основе придумывает свои, новые элементы, не встречавшиеся ранее в работах других мастеров.
И вообще, техника зиновьевской резьбы весьма разнообразна. Здесь и трехгранно-выемчатые узоры, прорезная резьба, накладная, рельефная с подобранным фоном, с множеством разновидностей геометрического характера. Пробовал художник работать и в знаменитой кудринской манере. Так, оригинальные узоры трех блюд выполнены в уникальной технике кудринской резьбы.
Одна из характерных черт народного искусства — раскрашивание резной утвари. А художник Зиновьев не расписывает свои изделия. Поэтому общая стилистическая черта его работ — гармония тональных сочетаний.
Обычно цветовая композиция изделий Зиновьева строится на контрасте натуральных светлых тонов березы, липы, осины и темных тонов мореного дерева самых различных оттенков. И может быть, именно это придает каждому блюду, вазе, ковшу особую выразительность и лаконизм.
В цвете художник пытается отыскать логическое завершение резного образа. Так, одно из блюд Зиновьев полностью покрыл темной морилкой, и оно поразило автора: медно-коричневый оттенок превратил блюдо в тяжелое, как бы с печатью времени, изделие. Так в единстве цвета и узора родился образ загадочный, необычный. С ним как бы перекликается образ другого блюда, поверхность которого покрыта тонкой вязью орнамента и не тронута краской. И замирают люди в удивлении перед чистотой светлого лика дерева, которому искусные руки мастера дали красивый нежный голос.
Рассказывая о своих замыслах, художник говорит о стремлении создавать радостные образы, утверждающие свет, тепло, доброту. И это удается ему сполна.
Сегодня нет сомнений в том, что Зиновьев — художник-любитель самобытный, идущий своим путем, и очень привлекательный в своем развитии.
Более двадцати лет занимается резьбой Николай Павлович Зиновьев. Эти годы принесли признание зрителей, внимание и заинтересованность специалистов. Десятки персональных выставок познакомили тысячи людей с искусством талантливого резчика.
В 1978 году он стал лауреатом областной выставки художников-любителей «Моя Сибирь». Между прочим, два блюда — в числе экспонатов государственного объединения Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. А пять работ приобрела Новосибирская картинная галерея.