Петроглифы Калбак-Таш — скальный комплекс с древними рисунками и объектами, важнейшими для истории и археологии. По количеству рисунков и знаков это крупнейшая писаница в Республике Алтай. Это настоящий шедевр древнего наскального искусства и уникальный исторический источник по древним культурам Центральной Азии.
История изучения
Впервые петроглифы Калбак-Таш были изучены в 80-е годы прошлого века. Старый Чуйский тракт проходил намного выше этого места, и оно оставалось без внимания.
Хотя они были отмечены на карте и описаны уже в 1912 году. Тогда художники Д.Кузнецов и Г.Гуркин зарисовали небольшую часть петроглифов.
До 80-90-х годов XX века писаница не ценилась, как исторический памятник. И лишь после масштабных исследований ее стали считать одним из основных центров наскальных рисунков Алтая.
Туризм
Петроглифы Калбак-Таш находятся на скальном возвышении на 723 километре в 140 метрах слева от Чуйского тракта по ходу движения, в 17 км за селом Иня и в 10,6 км от слияния рр. Чуя и Катунь, на высоте 835 м над ур. м.
Писаница является важным историческим и археологическим памятником. Поэтому территория огорожена, а вход платный. Чаще всего туристы осматривают петроглифы в сопровождении экскурсовода. Найти его можно в домике возле входа в комплекс.
Гид указывает на самые интересные рисунки, объясняет их значение и дает важную информацию — в какую эпоху были созданы, что изображают. Некоторые картины сложны для объяснения — рисунки инопланетных существ, фантастических зверей и космических кораблей.
Петроглифы Калбак-Таш
В переводе с алтайского языка название переводится, как широкий, плоский камень или скала. Всего на сегодняшний момент открыто 3720 рисунков. Но часть поверхностей, со слабо различимыми изображениями ещё не исследованы, и отложены до тех времен, когда появится новые технические возможности для более точного копирования рисунков.
Петроглифы урочища Калбак-Таш относятся к следующим эпохам:
Неолит
неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) Преобладают рисунки оленей, лосей, медведей, кабанов, змей, а также чашечные углубления.
Особенно выделяются крупные фигуры оленей, выбитые по контуру глубоким желобком. Самый древний рисунок — олень, выполненный в натуральную величину на отвесной скале. Петроглиф сохранился частично, но удалось установить его размеры: 3,5*2,0 м.
Энеолит
энеолит (3 тыс. лет до н.э.) Среди изображений этого периода преобладают изображения оленей, но часто они окружены фигурками людей (охотников с луками, женщин в шаманских одеждах, жрецов с посохами и др.).
Появились и крупные изображения быков и лошадей. Самыми характерными образами данной эпохи являются женщины, показанные в анфас с поднятыми трехпалыми руками.
Ранняя и развитая бронза
ранняя и развитая бронза (2 тыс. лет до н.э.). К этому периоду относится наибольшее количество наскальных рисунков.
Главенствующее место занимают вьючные быки, изображения мужчин-воинов в серповидных головных уборах, вооруженных копьями, палицами и луками.
Появились изображения хищников и быков-оленей фантастического облика. Эскизная гравировка и сплошная силуэтная выбивка, а также их сочетание.
Поздняя бронза / раннескифское время
поздняя бронза / раннескифское время (1 тыс. до н.э.) Появились изображения колесниц, запряженных конями с возницей.
Кошачьи и волкообразные хищники, а также собаки показаны в сценах преследования парнокопытных животных, нападения и борьбы друг с другом. Рисунки стали заметно мельче. Техника исполнения однообразна — неглубокая сплошная выбивка.
Гунно-сарматская эпоха
гунно-сарматская эпоха (II в. до н.э. — V в. н.э.) Группы стремительно скачущих козлов.
Сцены удачной охоты, встречи спешившихся всадников. Изящны и натуралистичны изображения лошадей, оленей, кабанов, собак.
Важным стилистическим элементом является штриховка силуэтов. Детали в изображениях коней: седла, чепраки, подстриженная грива. Рунические надписи и тамги.
Древнетюркская эпоха
древнетюркская эпоха (VII-X вв.) представлены исключительно рисунками, выполненными в технике граффити. Богата на сцены загонной охоты на оленей, козлов, кабанов и других животных.
Здесь было обнаружено единственное на Алтае изображение лодки. В эту эпоху также были сделаны древние рунические надписи.
Древние художники пользовались каменными и металлическими орудиями, вытесывая изображения в камне (в зависимости от времени создания рисунков).