Улица Авиастроителей находится в Дзержинском районе, сразу за Горбатым мостом. Протяженность ул. Авиастроителей — почти 2,5 км, пройти пешком ее можно в среднем минут за 40. Наша прогулка с заглядыванием во дворы и фотографирование заняла, конечно, побольше времени. Приглашаю и вас посмотреть на одну из интересных исторических улиц Новосибирска.
Улица расположена параллельно ул. Богдана Хмельницкого и пр. Дзержинского, но в силу своего географического расположения вынуждает жителей, чтобы выехать в центр или к метро, делать большой крюк. Это добавляет ощущения окраины.
Но, несмотря на все недостатки, люди, живущие здесь всю жизнь, находят и плюсы. Например то, что улица хорошо освещена вечером, а также скопление всего необходимого в одном месте.
История появления улицы и массива
Массив, на котором расположены улицы Республиканская, 25 лет Октября, Трикотажная, Лазарева старожилы по привычке называют Ждановкой.
После войны эту часть города называли соцгородком (не социальный, а социалистический). Здесь хотели построить горнодобывающий завод, впоследствии перепрофилированный в авиазавод им. Чкалова. А вокруг него создать все необходимое для жизни.
Поэтому и сейчас на одной улице есть поликлиника, больница, библиотеки, школы, магазины, Дом культуры. Раньше работали еще и две общественные бани. Предполагалось, что людям вообще не нужно будет без крайней надобности выезжать отсюда — Горбатого моста еще не было в планах, а «в город» можно было попасть только через железнодорожные пути.
Дома на улице Авиастроителей
Параллельно с возведением цехов в 1930-е годы началось строительство городка для проживания рабочих завода.
Каких только домов здесь не было: брусчатые, засыпные, каркасные, каменные. Интересно, что первые годы здесь даже не было названий улиц, а дома, кварталы и объекты обозначались… номерами!
Свое нынешнее название улица получила не сразу. Пожилые новосибирцы помнят ее как Ждановку (ул. Жданова — в честь советского партийного деятеля первой половины XX века). А до войны улица называлась Центральная.
На улице Авиастроителей с 1933 по 1941 были построены следующие здания: № 2а (1933), № 2 и № 3 (1936), № 6 и № 6а (1937), № 4 (1938), № 5 и № 7 (1940), № 8 (1941).
Архитектурный стиль большинства строений — сталинский ампир. Это одно из самых ярких направлений в архитектуре первой половины XX века.
Для этого стиля характерны величественность и монументальность, которые выражаются в громадных арках, колоннах и барельефных изображениях.
Единый ансамбль с просторными планировками квартир, красиво срезанными углами, застеклением фасадов и балюстрадами создал тогдашний главный архитектор Новосибирска К.Е. Осипов. Строительством жилого посёлка руководил А. Ф. Табатчиков. Жилые корпуса строились по проекту К. Е. Осипова и А. В. Баранского. Первые дома строились для работников завода им. Чкалова.
Самые большие, с колоннами и террасами, предназначались для руководителей завода. В подъезде на каждой площадке лишь две квартиры, но площади у них немаленькие. Например, двухкомнатная — около 60 кв. м, трехкомнатная — 90. В угловом подъезде, из которого через стеклянную стену видна вся улица, есть и четырехкомнатные площадью 112 «квадратов». В подъездах лестницы с ажурными перилами.
Дом на Авиастроителей, 14 называют директорским. Здесь жили все руководители завода им. Чкалова, в частности его директор Иван Салащенко. А также главный инженер, главный технолог, главный бухгалтер и летчики-испытатели.
Кроме того, во время командировок здесь останавливались конструкторы самолетов Ан и Як — Олег Антонов и Александр Яковлев.
Кстати, местные дворы довольно просторны — проблем с парковками у живущих здесь, кажется, не так много, как у жителей центра.
Детям
На Авиастроителей есть две школы, построенные еще до войны. До середины 50-х годов 57-я школа была мужской, а 36-я — женской (поскольку в 1943-1954 годах обучение в СССР было гендерно раздельным).
Школы строили перед войной по такому проекту, который подразумевал возможность переоборудовать здание. Поэтому их отличительными особенностями были широкие лестницы, коридоры, дверные проемы.
Так и получилось. Во время войны из школ сделали госпитали для раненных бойцов Красной армии. Для того чтобы не прерывать учебный процесс, учителя проводили уроки на дому или находили маленькие помещения, где вели занятия в несколько смен.
Кстати, коллектив мужской гимназии получил благодарственное письмо за подписью Сталина за то, что они собирали бутылки для производства коктейля Молотова.
На прогулке нам даже встретился настоящий кусочек СССР — Клуб юных техников (КЮТ). Между прочим, таких по всему городу остались единицы. Школьников здесь учат авто-, авиа- и судомоделированию.
Магазины
Во время прогулки сразу бросается в глаза огромное количество всевозможных магазинчиков, которые завлекают покупателей перечислением своего широкого ассортимента: свинина, говядина, молоко, сметана, карнизы, потолочная плитка, пены, вино, водка, СТО, ателье, конфеты, ломбард, канцтовары, зефир, автосервис, ремонт обуви, солярий, парикмахерская, копицентр…
Ведь уже в 1938 г. на территории соцгорода были открыты 4 магазина: мясной, молочный, хлопкосбыта и мехторга. А дальше всё только развивалось.