Кафедральный собор святого Лаврентия (Ивана) занимает важнейшее место среди памятников архитектуры Трогира не только как сакральный объект, но и как здание, воплотившее в себе архитектурные стили, начиная от романского и заканчивая барокко. В помещениях собора хранятся ценные произведения искусства.
Собор святого Лаврентия (Ловро)
Строительство Кафедрального собора началось в 1200 г., а завершилось в начале XVIIв., когда достроили последний этаж колокольни, сооружавшейся в течение почти двух столетий. В XVIII в. После пожара в епископском архиве, когда сгорели многие документы, проводилась реконструкция собора. Тогда же он был повторно освящен. В середине XIXв. собор опять реконструировали.
Перед входом в кафедральный собор к 900-летию смерти Ивана Трогирского в 2011 году установили посвящённый ему современный памятник.
Колокольня
Продолжительный период строительства отразился в стилевом разнообразии колокольни. Ее первый этаж построен в готическом стиле (архитектор Матия Гойкович),
второй — с элементами венецианской цветочной готики XV в. Форма окон ярко свидетельствует о том, что построена эта часть во времена Венецианской республики.
третий — украшен в ренессансном стиле (автор Трифун Боканич), завершен в конце XVIв.;
четвертый — пирамидальной формы, украшен четырьмя скульптурами в стиле маньеризма (Алессандро Виттори), установленными в 1605 г. (в настоящее время заменены копиями).
Верхнюю часть колокольни (высота 47 м) украшает металлический шар, которому в период последней реставрации возвратили прежний блеск, и внутри которого хранятся реликвии святых защитников Трогира.
На колокольню ведет узкая винтовая лестница.
Поэтому многие, поднявшись на первую смотровую площадку, решают не подниматься дальше.
Ведь на самый верх колокольни надо карабкаться по очень неудобным металлическим лестницам.
Тем, кто боится высоты или обут в неудобную обувь, действительно, лучше не лезть.
Но открывающиеся виды стоят затраченных усилий!
При взгляде сверху особенно ясно ощущается итальянский (венецианский) дух Трогира.
Вход
Преддверие собора имеет два входа. С левой стороны от западного входа находятся ступеньки, ведущие на террасу, которая примыкает к фасаду, украшенному готической розеткой.
Крестильня
Крестильню построили в XV в.
Это произведение албанца Андрия Алеши (рельефное изображение «Крещение Христа» над входом,
«Св. Иероним в пещере» — внутри собора).
Имеет прямоугольную форму на плане,
кассетированный свод,
по нижнему краю которого располагается ряд ангелов, несущих венец (очевидно, выполнены под влиянием стиля Николы Фирентинца).
В центральной части помещения находится каменная купель,
покрытая деревянной верхней частью, которую поддерживают два ангела.
Западный портал
В 1240 г. высекается западный портал Радована (в середине второй половины XIII века продолжатели дела великого каменотеса расширяют портал), на котором у подножия лунеты указана дата сооружения и имя автора.
На внешней стороне лунеты находятся рельефные изображения: «Рождение Христа» (знак креста был на ее внутренней части, позднее прикрыт органом), «Странствование трех королей» и «Поклонение пастыря». У нижнего края арки с двух сторон изображения: «Благовещение», «Поклонение королей», «Сон Иосипа».
На внешних частях арок — картины из жизни Иисуса Христа: «Бегство в Египет», «Искушение Христа в пустыне», «Вступление в Иерусалим», «Омовение», «Истязание Христа», «Распятие» и «Воскрешение». С двух сторон у внешних арок — скульптуры львов в роли стражей,
над ними — изображения прародителей: Адама и Евы.
Первый ряд колонн справа и слева представляет апостолов, во втором — изображение сезонных сельскохозяйственных работ, третий — сцены из повседневной жизни и фантастические существа. У подножия колонн находятся восемь скульптур в национальных костюмах народов Средиземноморья — теламоны, удерживающие портал. На вершине портала — изображение св. Ловро, которому посвящена церковь. Жители Трогира часто называют собор именем св. Ивана, в память о котором построена часовня, где хранились останки бл. Ивана Трогирского.
Мастер Радован является замечательным представителем хорватского средневекового искусства. Некоторые ученые считают, что отдельные части базилики св. Марка в Венеции являются произведением его рук. Скульптуры, находящиеся внутри круглых окон вне портала, приписывают также Радовану. Правая изображает зверей, пьющих воду из чаши, левая — женщину, которую истязают змеи.
Внутреннее помещение собора
Через портал проходим во внутреннее помещение трехнефного собора, с узкими окнами в романском стиле, с тремя полукружными апсидами, находящимися на восточной стороне.
В центральной апсиде располагается главный алтарь с киворием, на котором возвышаются скульптуры Богородицы и ангела Габриэла — «Благовещение», произведение мастера Мавра, XIV в. (во время реставрационных работ, проводившихся в 2001 г., была обнаружена подлинная позолота).
В эпоху барокко алтарь дополнился мраморным табернакулом (дарохранительница),
который в настоящее время хранится в часовне св. Иеронима, и скульптурами бл. Ивана и св. Ловро.
Деревянные хоровые скамьи вырезал Иван Будиславич в XV веке.
Во время реставрации в скамьи был встроен (обнаружен недавно) полиптих XIIIв. с изображением Божьей Матери с младенцем, св. Ловро и, вероятно, св. Ивана.
Восьмиугольная кафедра проповедника располагается на капителях, выполненных в романском стиле, которые прежде были покрыты позолотой.
Над кафедрой проповедника находится расписанное распятие, которое изготовил Блаж Юрьев Трогирянин в 1440 г., изображающее Христа и лики из Евангелия.
В центральной части церкви располагается большой деревянный подсвечник, имеющий форму греческого креста (XVIв.), в настоящее время электрифицирован. Выполнен по образцу подсвечника, находящегося в церкви св. Марка в Венеции.
На западной стене собора находится орган (первый был изготовлен в 1485 г. мастером фра Урбином). Позднее были построены новые хоры в стиле барокко, с большим органом (автор Гаэтан Каллида). Согласно данным летописей, мастер Доминик Москателли изготовил еще один маленький орган, который встроил в большой. Старый орган был демонтирован в 1940 г., а создание нового доверено Милану Майдаку, который использовал старые свирели и таким образом сохранил прежнее теплое и торжественное звучание.
Часовня бл. Ивана
Одним из красивейших помещений Кафедрального собора является часовня бл. Ивана — мавзолей и церковный зал.
Построили ее в XV в. по проекту Николы Фирентинца, с художественными дополнениями, которые выполнили Андрий Алеша и Иван Дукнович.
Обратите внимание, часовня оформлена подобно античному стилю: крылатые мальчики с факелами выходят из подземного мира;
земную жизнь представляют апостолы, которых ведет за собой Иисус;
круглые окна символизируют солнце; кассетированный свод, в центре которого находится овальное изображение Бога, является символом неба.
В эпоху барокко по обеим сторонам алтаря поставлены мраморные ангелы, произведение Еролима Диогена.
Скульптура Бога-отца, выполненная мастером Фирентинцем, была заменена на другую, созданную Макановичем (Игнатий).
Другие часовни собора
Боковые нефы собора украшают алтари и часовни. С левой стороны от входа находится часовня св. Иеронима,
построенная в готическом стиле, в которой в настоящее время располагается дарохранительница.
Рядом с часовней — алтарь Благовещения или имени Марии,
возле которого — часовня бл. Ивана. В апсиде, с левой стороны от главного алтаря находится алтарь св. Креста.
С правой стороны от входа располагается алтарь св. Августина
и юбилейный,
а между ними — бюст Алоизия Степинца, который установили в конце XX в.
В апсиде, с правой стороны от главного алтаря находится алтарь Богородицы Милосердия.
Недалеко от него — колодец и надпись, повествующая о том, что на этом месте обнаружили древнюю могилу бл. Ивана.
Пилоны главного нефа и боковые алтари украшают произведения известных живописцев.
Ризница
В ризнице, построенной в середине XV в., хранятся сокровища Кафедрального собора, ценные подарки, полученные церковью в период ее многовекового существования, большая часть предметов хорватских королей и знати. Некоторые экспонаты хранятся в резных шкафах, изготовленных Гргуром Видовым в XV в. Над ними располагаются гербы трогирских епископов, которые исполняли свои должности до упразднения епархии (30 июня 1828 г. Папа Лев XII издал буллу Locum Beati Petri об упразднении трогирской епархии и ее присоединении к сплитско-макарской).
Среди текстильных изделий уникальным является капюшон с изображением св. Мартина и нищего (XVв.). Согласно преданию, капюшон был подарен королем Белой IV. Коллекция содержит стихари и ризы XVI в., митру трогирского епископа Кажотича (XIV в.), печать трогирского капитула (XIV в.), серебряный кувшин (XIV в.), маленький алтарь из слоновой кости (мастерская Эмбричи, XV в.), реликварий бл. Ивана Трогирского, распятие из Авиньона (XIV в.) и др. Интересно, что все вышеупомянутые экспонаты и живописные полотна из пинакотеки (картинная галерея) отреставрировали в 2001 г. в связи с подготовкой к выставке «Художественное наследие Хорватии — Трогир 1200 — 1600», проводившейся в Венеции, в церкви Сан Барбара, 9.06-4.11.2001г.
Такая она, главная достопримечательность Трогира. Мне собор очень понравился, надеюсь, что и вам тоже.