Следующей остановкой экскурсионного автобуса Bus turistic, на которой мы сошли после парка Гуэля, стал монастырь Педральбес. Педральбес — это самый элитный и престижный район на западе Барселоны в так называемой высокой зоне города в округе Лес Кортс. Свое название район получил более тысячи лет назад в 986 году от каталонского Petras Albas — «белые камни», по цвету скал в этой местности. Позднее — в 1326 году — это местечко облюбовала королева Элисенда де Монкада, где она решила построить монастырь Педральбес — жемчужину каталонской готики. Полное название The Royal Monastery of St Mary of Pedralbes.
Монастырь Педральбес был основан в 1326 году королевой Элисендой де Монкада, которая возглавила орден святой Клары и прожила в монастыре 37 лет. Мощи королевы сейчас покоятся в саркофаге, установленном в главной церкви обители.
Первое, что привлекло наше внимание при входе в монастырский комплекс — церковь.
Церковь
Здание церкви венчает недостроенная восьмигранная башня.
На фасаде выделяется портал и семейные гербы Монкадо.
Церковь обладает очень последовательным архитектурным стилем благодаря скорости, с которой она была построена.
Он отображает особенности каталонской готики, большую простоту и величие.
Здание состоит из одного нефа с часовенками, вставленными между контрфорсами и имеющим сводчатые потолоки.
Семь секций нефа увенчаны трапециевидными изображениями, изображающими радости Девы, с коронацией и королевским гербом в пресвитерии, а на противоположном конце изображением воскресшего Христа, показывающего стигматы.
В пресвитерии находится гробница королевы Елисенды, одетой в королевскую одежду.
Часовни вмещают могилы членов других благородных семейств, таких как Элинор де Пинос и Монцада и Констанса де Кардона. Там похоронены и другие известные люди, такие как граф Эусеби Гуэль.
Монастырь
После этого мы нашли и вход в сам монастырь — идет реставрация и вход затянут черной сеткой. Вообще, вход в монастырь для взрослых стоит 5 евро, но мы почему-то прошли бесплатно.
Как и всё в этом районе Барселоны Педральбес поражает прежде всего богатством монастырского комплекса. Несмотря на свою древность, все помещения на территории монастыря прекрасно сохранились: кельи, часовни, капеллы, трапезная.
Внутренний двор
Крытая аркада является центром, вокруг которого устроен монастырь. Считается самой большой в мире готической аркадой, имеет две галереи с двадцатью шестью колоннами с каждой стороны и третью верхнюю галерею, добавленную позже.
Капители колонн, поддерживающие заостренные арки, украшены стилизованными листьями и гербами монархии и семьи Монцады.
Главные комнаты монастыря расположены вокруг аркады: дом главы (15 век), комната аббатисы, лазарет (16 век), трапезная, общежитие и дневные кельи.
В монастыре все было организовано вокруг центрального дворика; поэтому он стал местом транзита, личной медитации и созерцания природы как образа божественности. В монастыре в настоящее время находится проект, который воссоздает средневековый лечебный травяной сад, основанный на трудах, сохранившихся в монастыре, и трактатах, содержащих медицинские знания того времени.
В красивый трехэтажный монастырский клуатр выходят кельи монахинь, самая первая из которых, по правую сторону от входа, была специально построена для племянницы Элизенды — будущей аббатисы.
Келья аббатисы
Эта келья представляет собой просто шедевр. Над её оформлением работал талантливый придворный мастер Ферре Басса, также работавший с Симоне Мартини во время своего визита в Италию. Это единственная его работа, уцелевшая в тех времён. На фресках, украшающих келью, изображены страсти Христовы и семь радостей Марии.
Комната аббатисы является одним из немногих сохранившихся с 14-го века помещений, которое несмотря на то, что претерпело ряд изменений, сохранило часть настенной живописи.
Картины в комнате аббатисы, выполненные с использованием смешанной техники фреско-темпе, были обнаружены под побеленными стенами в 1938 году. Они изображают ткани с фантастическими животными и покрывают всю комнату. На одной из стен находится картина, имитирующая гобелен, окруженный рамкой из геометрических мотивов в сочетании с гербом монастыря. На нем изображены распятие и святые: слева — Иоанн Евангелист, Сент-Клэр и Сент-Эулалия; и справа: Три Марии с Сент-Луисом из Тулузы и святым Франциском Ассизским.
Лестница внутри комнаты ведет к Келье святых крестов — личной келье аббатисы.
Дом главы
Дом главы был местом встречи общины. Он был построен в 1416 году архитекторами Гиллемом Абиелом и Антони Нато. Украшение комнаты выделяется витражами с 15 века; полихромные скульптуры вокруг краеугольного камня,
представляющего Пятидесятницу и образ Мадонны с младенцем, с 14-го века, одна из трех готических скульптур, сохранившихся в монастыре, и двумя окрашенными панелями, относящиеся к тому же периоду.
В этой комнате аббатиса и ее совет, образованный монахинями, занимавшими руководящие должности в общине, принимали решение по важным вопросам, связанным с организацией монастыря и его внутренним порядком.
Лазарет
В бывшем монастырском лазарете расположена выставка «Петрас Албас. Монастырь Педральбес и семья Монцада (1326-1673) »,
раскрывающая ответы на вопросы, связанные с семьей королевы Элисенды Монткаде, основавшей монастырь, и про ее тесные связи с монастырем.
На выставке представлена одежда, вышивки, утварь.
Также показана ценная коллекция рукописей из архивов общины, начиная с позднего средневековья и до современности.
Помещения, такое ощущение, что сохранились в том виде, в котором использовались: достаточно современная кухня, трапезная, погреб… К слову сказать, монахини покинули этот монастырь не так давно — каких-то 30 лет назад.
Подвал
Расположенный на нижней террасе монастыря, подвал был местом, где хранились овощи и фрукты, зерно и другие продукты, а также сельскохозяйственные инструменты.
Монахиня, ответственная за подвал, также отвечала за винный погреб и ограждение для домашнего скота.
Лестница в южном крыле монастыря ведет в первую комнату с лестницей, ведущей к нижней части цистерны, питаемой водой из соседнего источника, принадлежащего монастырю. Это первое пространство ведет через арку к самому складу, содержащему ограждения для домашнего скота, виноварню, сельскохозяйственные инструменты и встроенные шкафы.
В дальнем левом углу комнаты находится постоянная выставка из двадцати четырех диорам, изображающих жизнь Иисуса, созданная и подаренная Ассоциацией любителей рождественских сцен Барселоны.
Трапезная
Трапезная, где монахини ели в тишине, находится в монастыре, выходит к Фонтану Ангела, где монахини обычно мыли руки. Прихожая, называемая De Profundis, по-прежнему сохраняет оригинальные настенные шкафы, покрытые плиткой из Валенсии, датируемой XVI и XVIII веками, в которых хранились индивидуальные столовые принадлежности. Это промежуточное пространство было местом первой молитвы, адресованной ушедшим монахиням и благодетелям общины.
Во главе комнаты находятся фрески Франческа Гранеля, датированные 1516 годом. Скульптуры, которые сопровождали фреску, исчезли во время гражданской войны в Испании.
Рядом с трапезной находится вход на кухню, комнаты соединены между собой окном.
Кухня
Кухня — одно из помещений монастыря, которое лучше всего отражает течение времени. Кухня функционировала с 14-го века до 1983 года, и предоставляет уникальные материальные доказательства того, что использовалась она веками. Это разнообразная бытовая утварь, различные инструменты для измельчения и растирания, масляные барабаны, винные бочки, кастрюли и сковородки, кухонная плита и холодная комната.
Комната впервые упоминается в 1364 году вместе с трапезной. На оригинальной кухне были высокие потолки и центральный камин на уровне пола. После серьезного пожара эта примитивная кухня была перестроена в 1602.
Существующие каменные раковины были установлены примерно в 1520 году.
В конце 19 века старые хлебные печи 16-го века были заменены высококалорийными плитами, известными как «кухня Св. Антония» из-за декоративной плитки, намекающей на этого святого.
Столешницы были покрыты белой и синей плиткой, а затем была установлена эффективная кованая железная печь,
которая, наконец, была заменена бутановой газовой плитой.
Дневные кельи
Для посещения открыты первый и второй этажи, третий – закрыт, так как монастырь до сих пор действует, здесь постоянно проживают 20 монахинь. Здесь можно увидеть сокровища монастыря, всевозможные реликвии и предметы обстановки.
Дневные кельи, расположенные вокруг внутреннего дворика — один из самых настоящих и своеобразных примеров монашеского ритуала.
В дневных кельях были небольшие комнаты, где монахини проводили свободное время между деятельностью общины в одиночестве. Высота потолков не превышает 160 см.
В кельях и по всему монастырю представлена большая коллекция мебели, более 300 предметов: от произведений высокого качества и художественной и исторической ценности до очень простой, утилитарной мебели, обладающей большой этнологической ценностью.
Большая часть мебели появлялась в монастыре с женщинами, которые поступали сюда как монахини, большинство из них из богатых или благородных семей, поэтому эти предметы стали отражением этого социального класса. Другая мебель имеет несомненный религиозный характер, и, наконец, третья группа иллюстрирует простоту, адаптированную к повседневной монашеской жизни
Из-за своей удаленности от центра здесь обычно не так много людей, как в более популярных барселонских достопримечательностях. Поэтому бонусом к красотам архитектуры и живописи для уставших туристов, наконец-то добравшихся до монастыря Педральбес, станут тишина, спокойствие, прохлада, ожидающие их в стенах монастыря.
Час пролетел незаметно, монастырь закрывается (будний день 14.00), мы отправляемся дальше, в Испанскую деревню.
С октября по март монастырь открыт вторник-пятница 10-14, в субботу и воскресенье 10-17 (причем, в воскресенье после 15.00 вход бесплатный). С апреля по сентябрь монастырь открыт вторник-пятница 10-17, суббота и воскресенье 10-20 (в воскресенье после 15.00 вход также бесплатный). Обычный билет стоит 5 евро.
Монастырь Педральбес на карте.