Сворачиваем в переулок, чтобы сфотографировать дом, красиво увитый цветущей глицинией, и видим перед собой церковь. Это церковь немецкоязычных католиков в Риме — Санта Мария дель Анима.
Санта Мария дель Анима
Название переводится как «Богоматерь Души».
История
Церковь основана на частные пожертвования немецких паломников в XVI веке. К постоялому двору для паломников была пристроена церковь с 1431 по 1433 годы. Церковь стала местом захоронения многих известных людей немецкого происхождения. Здесь также находится захоронение последнего папы из Священной Римской империи — Адриана VI, уроженца Утрехта. Адриан VI — последний папа-иностранец перед Иоанном-Павлом II, зануда-фламандец, который втерся между двумя папами Медичи и пытался привести в порядок нравственность и казну, запрещая празднества и разврат. Неудивительно, что провести на ватиканском престоле ему удалось немногим больше года.
Архитектура
Неф
Церковь построена в стиле Ренессанса. Представляет собой почти квадратное здание с тремя нефами без поперечин и хоров, которое заканчивается полукруглой апсидой. Боковые полукруглые капеллы почти достигают потолка.
Наличие проходов той же высоты, что и центральный неф, дает очень впечатляющий интерьер с ребристыми перекрестными сводами, поддерживаемыми квадратными опорами.
У входа два памятника кардиналам. Один из них — кардиналу Виллем ван Энкевоирт (умер 1534). Он был покровителем Бальдассара Перуцци и заказал гробницу папы Адриана VI, часовню святой Варвары и главный алтарь.
Алтарь
Бело-золотой свод над алтарем богато украшен. В центре — витражное стекло необычной формы, в виде пилюли. Витраж изображает Троицу.
Главный алтарь под этим окном. У него пара отполированных коринфских колонн из розово-серого мрамора, поддерживающих треугольный фронтон, увенчанный позолоченным двуглавым орлом империи Габсбургов. Аллегории милосердия и стойкости сидят на фронтоне.
Алтарная картина «Святое Семейство и Святых» Джулио Романо написана в 1522 году. Этот шедевр считается одним из его лучших произведений. На самом деле он был написан для часовни Святого Марка, но был перенесен сюда в 1750 году. Святое Семейство показано в сопровождении младенца Иоанна Крестителя, Святого Иакова Великого с раковиной гребешка и сумкой паломника слева (намек на паломничество к его святыне в Компостеле) и Святого Марка со своим львом на переднем плане. Он держит книгу с гусиным пером. Святой Иосиф смотрит задумчиво, что является древней иконографической традицией. Как ни странно, в полуразрушенном классическом здании на заднем плане — женщина с прялкой и курица с птенцами.
Алтарь окружен парой ниш, содержащих аллегорические лепные фигуры: Религия (с Евхаристическими элементами) и Благочестие (с церковью). Над ними две картины Зейтца, изображающие Рождение Богоматери и ее Смерть.
По обе стороны от алтаря две очень большие и богато украшенные гробницы. Могила папы Адриана VI находится с правой стороны хора и создана Бальдазаре Перуцци. Скульптуры, которые её украшают, представляют собой аллегорические фигуры Правосудия, Мудрости, Смелости и Воздержания, созданные Микеланджело Сенезе. На гробнице запечатлена история его не слишком удачного и краткого понтификата. Мраморный рельеф изображает прибытие заочно избранного Папой уроженца Утрехта в Рим. Адриан VI также запечатлен в виде лежащей на саркофаге фигуры: голова увенчана тяжелой тиарой, лицо выражает скорбь.
Слева — памятник Карлу Фридриху Юлиху Клевесу Бергу, скончавшемуся в 1575 году. Этот памятник был спроектирован Альбертом Пигиусом и выполнен скульпторами Николасом Мостартом и Гиллисом ван ден Влиете. Главным героем является огромная мраморная скульптура из рельефа, окруженная парой аллегорических фигур в нишах гребешка и четырьмя коринфскими колоннами из черного и серого мрамора.
Пройдемся по церкви от входа по кругу против часовой стрелки.
Часовня св. Бенно из Мейсен
Первая часовня справа посвящена Сен-Бенно из Мейсен, с алтарем Карло Сарачени. Святитель был епископом Мейсена во время Споры об инвестициях и бросил ключи собора в реку, чтобы предотвратить посещение им императора Генриха IV. Тогда произошло чудо, на котором изображен рыбак, поймавший рыбу, которая проглотила ключи и поэтому смогла вернуть их.
Часовня Св. Анны
Вторая часовня справа посвящена Святой Анне, а алтарь, изображающий Святое Семейство и Св. Анну, принадлежит Джачинто Джиминьяни. Фрески выше — Джованни Франческо Гримальди.
Памятники в часовне принадлежат Giovanni Savenierer 1638 года работы Алессандро Альгарди, Gualterio Gualtieri 1659 и Giovanni Gualtiero Slusio 1687 года работы Эрколе Ферраты.
Часовня Святого Марка
Третья часовня справа посвящена св. Марку Евангелисту, это Капелла Фуггера. Она была украшена Sermoneta.
Алтарем служит расписное деревянное распятие Джованни Баттиста Монтано.
Часовня Пьета
В последней часовне справа находится репродукция Лоринцетто «Пьеты» Микеланджело. Это не точная копия, поскольку художник сделал несколько изменений, например, положение головы Христа. Она была создана в 1530 году и предназначалась для высокого алтаря. Он имеет впечатляющую раму из красной яшмы.
Нет часовни, примыкающей к главному алтарю, поэтому левая стена здесь простирается до триумфальной арки. Здесь есть массивный балкон с балюстрадой, который предназначен для музыкантов. Ниже расположены памятники Джованни Эмерику 1669 и Джакомо Эмерику 1696 года.
Часовня Креста
Четвертая часовня слева, Капелла Марбург, посвящена Страсти Христовой. Франческо Сальвиати нарисовал алтарь «Снятие с креста» примерно в 1560 году.
Это был один из его последних заказов, и он также выполнил фрески, которые гротескны и вдохновлены древними фресками Домус Ауреа (Золотого дома Нерона).
Часовня Св. Варвары
Третья часовня слева посвящена святой Варваре. Фрески работы Мишель Кокси, из Фландрии.
Часовня Святого Иоанна Непомука
Вторая часовня слева посвящена святому Иоанну Непомуку и была переоборудована в 19 веке.
Часовня Святого Ламберта
Первая часовня слева посвящена святому Ламберту, и в ней алтарь Карло Сарачени 1618 года, свидетельствующий о том, что святой был замучен у алтаря своей церкви в Льеже.
Покидаем церковь Санта Мария дель Анима
Напротив видим фасад еще одной церкви — San Nicola dei Lorenesi, но в нее уже не заглядываем, идем сквозь площадь Навона в сторону отеля.