Площадь четырех фонтанов чуть было не осталась нами незамеченной на пути к отелю вечером второго дня. Основная прелесть этих фонтанов заключается в неожиданности встречи с ними. Фонтанов в Риме огромное количество, но такой композиции из разных скульптур, объединенных общим замыслом, больше нет нигде.
Площадь Четырёх фонтанов по сути оживлённый перекрёсток (площадью в привычном понимании ее назвать сложно). По четырём углам площади в нишах зданий расположены фонтаны со скульптурами в поздне ренессансном стиле.
Четыре фонтана были построены в 1588-1593 годах по решению Папы Сикста V. Одним из первых решений, принятых папой Сикстом V, было улучшение снабжения города водой. Он построил Аква Феличе, акведук, который нес воду к Эсквилинскому, Виминальному и Квиринальским холмам, который был завершен в 1587. Следующим шагом было создание сети питьевых фонтанов, часть из которых была создана папским государством, а часть – за счет частных вложений.
Фонтаны
Фонтаны представляют собой скульптуры в углах зданий, окружающих площадь, из которых струйками бежит вода. Можно по незнанию даже проскочить мимо.
Фонтаны Арно, Тибра и Юноны созданы скульптором Доменико Фонтана, а фонтан Дианы был спроектирован художником и архитектором Пьетро да Кортона.
Над огромной чашей с водой возвышает Верность (по другой версии – Диана — символ непорочности), которая облокачивается на символическую собаку. Это единственная статуя, которая связана с Папой Сикстом V. На ней изображена лежащая женщина с тремя грушами (геральдический символ Папы), рядом с ней вода течет из трех гор (еще один геральдический символ). Идентификация с Верностью была предложена из-за присутствия собаки, а с Дианой из-за маленькой луны на ее волосах.
Фонтан изображает реку Арно и льва – флорентийскую эмблему (угол бывшего дворца Маттеи).
Тибр – символ Рима (угол церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане). Волчица рядом с предполагаемой статуей Тибра была добавлена в XX веке для поддержки этой идентификации.
Сила в образе цветущей Юноны (символ женской красоты) с короной в волосах, опирающейся на покорного льва. У двух последних фонтанов на заднем плане сложное лепное украшение; Оно было добавлено в более поздний период, когда фонтаны были включены в большие здания (С. Карло и Палаццо Галлоппи). Деревья должны были напоминать о садах, которые когда-то стояли за фонтанами.
Если встать в центр перекрестка, то можно увидеть три обелиска – на Эсквилине рядом с Санта-Мария-Маджоре, Салюстиана у церкви Тринита-деи-Монти и на Квиринале; с четвертой стороны видны ворота Пия.
Церковь
Фонтан Тибр расположен в нише здания церкви Св. Карло у Четырёх фонтанов — Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane. Сооружение церкви было начато в 1638 г. по проекту архитектора Francesco Borromini. Однако строительство церкви было закончено почти 30 лет спустя — в 1667 г., и Борромини не увидел церковь в её завершённом виде. Фасад в форме волны полон движения, в нишах над входом расположены скульптуры (среди них скульптура Карла Борромини). Церковь уникальна. Она имеет восемь углов, спроектирована в форме эллипса. Это своеобразный ответ Борромини на церковь его конкурента Лоренцо Бернини — Sant’Andrea al Quirinale.
Площадь Четырех фонтанов на карте. А мы сворачиваем на via delle Quattro fontane, и впереди нас ждет еще одна римская площадь — площадь Республики.