Позади осталась площадь Навона, навигатор ведёт нас к отелю. И вдруг, неожиданно и сразу, перед нами появляется самое-самое романтичное место в Вечном городе. Фонтан Треви – самый впечатляющий и известный в Риме.
История создания фонтана Треви
Фонтан Треви (Fontana di Trevi) был создан Николо Сальви по эскизам основоположника барокко — Джовани Лоренцо Бернини. Это самый грандиозный римский фонтан – подлинный символ эпохи барокко. Его величие подчёркивается небольшими размерами площади перед ним. Это характерно для вечного города Рима — упрятать романтику куда-нибудь поглубже в узкие улицы или поселить на площади, еле-еле способной ее вместить.
Треви был создан на месте выхода старинного древнеримского акведука, построенного при Агриппе. Аква Вирго («Дева», Acqua Vergine), ставший шестым римским акведуком, был открыт в 19 г. до н. э. консулом Марком Випсанием Агриппой для снабжения водой терм Агриппы на Марсовом поле. По преданию, девушка указала Агриппе и его солдатам источник чистой воды, находившийся в 13 км от города. Однако название акведука происходит скорее всего от чистоты и свежести воды из источника. Готы и бургундцы перекрыли ее в 537 году н.э.,и впоследствии даже в XV столетии подача не была восстановлена полностью. Аква Вирго поступает в Рим через сады Пинчьо и, напитав фонтан «Баркачча» у подножия Испанской лестницы, обеспечивает водой еще около пятнадцати крупных и сорока более мелких фонтанов, из которых Треви — самый важный.
Заказал строительство фонтана папа Климент ХII в 1723 г. Строительство фонтана Треви заняло тридцать девять лет, продолжалось при правлении Бенедикта XIV и было завершено при Клименте XIII, в 1762 году. Название «Треви» происходит от конструкции фонтана – вода к нему подаётся «in trivio» — в три отверстия. Он построен на пересечении трёх улиц — отсюда ещё одна версия названия.
Фонтан Треви (Fontana di Trevi)
Великолепное сооружение стало фасадом дворца Поли (Palazzo Poli), принадлежавшего некогда Зинаиде Волконской – хозяйке известного в городе литературно-музыкального салона. Длина композиции – 20 метров; высота – 26 м. К стене роскошного дворца примыкает Триумфальная арка из четырёх колонн, украшенная статуями четырёх добродетелей.
В центре скульптурного ансамбля – фигура бога Океана
в раковине-колеснице, запряжённой морскими конями: один спокойный,
а другой возбужденный, что символизирует два лика моря.
Правят лошадьми тритоны – они показывают колеснице путь среди морских скал, декорированных каменными растениями. За спиной Океана находится центральная ниша дворца. В боковых нишах помещаются аллегорические фигуры: Изобилия (слева)
и Полезности (справа).
В верхней части расположен барельеф – отражение древней легенды, в которой юная Дева указывает римским воинам путь к источнику. На втором барельефе показан Агриппа, отдающий приказ о строительстве акведука.
Кстати, традиция бросать в фонтан Треви монетку через плечо сделала его доходным местом Рима. Так, за 2016 год фонтан «Треви» заработал 1,4 млн евро, и это больше, чем Национальный музей Рима, заработавший 1,1 млн евро!
Мадонна
На площади напротив фонтана находится одна из знаменитых и красивых мадонн Рима. Мадонна делла Пьета находится на vicolo delle Bollette рядом с фонтаном ди Треви. Она хорошо сохранилась, надпись под картиной гласит: «9 июля 1796 года она двигала глазами и нашими сердцами, показывая всю глубину своего поступка».
Церковь Сан-Винченцо-э-Анастасио-а-Треви (Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi)
Здесь же, на площади Треви, находится церковь Сан-Винченцо-э-Анастасио.
Здание построили по проекту Мартино Лонги в 1646-1650 годах, на месте средневекового храма. Формально она принадлежит католической церкви, но в 2002 году Папа передал ее болгарской православной епархии. Барочное здание примечательно многими деталями. Двухуровневый фасад украшен коринфскими колоннами и скульптурными элементами. Поскольку церковь реконструировали по заказу кардинала Мазарини, в центре фасада два ангела поддерживают его герб. А центральный женский маскарон, по слухам, изображает его племянницу Marie Mancini, возлюбленную короля Франции Людовика XIV.
Интерьер церкви состоит из одного нефа.
Алтарь окружен иконостасом и изображениями мученичества Святых Винченцо и Анастазио.
В одной из часовен внутри церкви похоронен известный скульптор Бартоломео Пинелли, а в другой (первая справа) – княгиня Зинаида Волконская (та самая, которой принадлежал дворец Поли).
Церковь знаменита как место, в котором хранятся сердца 22-х пап – от Сикста V до Льва XIII. В церкви обычно довольно многолюдно, так как многие, насладившись зрелищем фонтана, заглядывают и сюда.
А мы всё ещё продолжаем нашу нескончаемую прогулку второго дня.