Последним пунктом нашей экскурсионной программы по Северному Кипру стало посещение Аббатства Беллапаис. Оно находится в деревне с одноименным названием, в 10 минутах езды от Кирении. Когда-то аббатство было великолепным образцом готической архитектуры. До нас, к сожалению, дошли лишь остатки былого великолепия.
Наименование аббатства Беллапаис по одной версии происходит от измененного французского названия Abbaye de la Paix — аббатство Мира. По причине того, что жившие здесь монахи носили белые одеяния, монастырь также называли White abbey, или Белое аббатство.
Аббатство стоит на каменной террасе; с юга и востока оно огорожено глубоким рвом, на севере его защищает скалистый обрыв.
Беллапаис — первый католический монастырь Кипра, он же — единственный хорошо сохранившийся до наших дней. Монастырь был построен в 1198-1205 гг. н.э., но современный вид принимает в период правления короля Гуго III (1267-1284). Аббатство является одним из прекраснейших памятников готической архитектуры Кипра, возведенных при правлении французской династии Лузиньян. Строительство монастырского комплекса было завершено ко второй половине XIV века. Аббатство создано в стиле «пламенеющей готики»: тяжелые массивные двери покрыты богатой резьбой, высокие каменные стены разрезают геометрически правильные многогранники окон, внутреннее пространство залито светом, высокие изломанные своды поддерживают тонкие колонны. «Каменная кладка выглядела так, словно материалом для нее служили спрессованные лепестки роз, рассаженные вдоль дорожек», — пишет об аббатстве писатель Лоуренс Даррелл.
Но произошедшее в 1373 году вторжение на остров генуэзцев и последующее за этим разграбление монастыря превращает аббатство в руины. К окончанию венецианского правления на Кипре управление по строгим монастырским канонам было нарушено. Несмотря на запрет, женитьбы монахов, а также наличие у них более одного брака послужило основанием снижения интереса к аббатству. После завоевания Кипра турками-османами в 1571 году монастырь был закрыт.
Прогуляемся же по аббатству.
С западной стороны находятся монастырские ворота. Для защиты аббатства над центральным арочным входом в XV веке была пристроена небольшая башня с бойницами с обеих сторон, также был установлен подъемный мост. Этим аббатство напоминает скорее крепость, чем монастырь.
После центрального входа открывается передний двор с церковью, являющейся самой ранней постройкой монастырского комплекса. Над ее открытым западным портиком возвышается колокольня, имеющая вид прорезанной четырьмя стройными остроконечными арками стены.
Церковь Панайя Аспрофуруса (Пресвятая Дева Мария в белом облачении) построена в XIII веке.
Свет попадает в церковь сквозь стрельчатые окна; особенно красивы они на восточной стороне — обрамлены колоннами с лиственными капителями.
Иконостас в церкви современный.
В портике церкви можно увидеть росписи в стиле итальянского искусства XIV века.
В этом месте есть ниши со стершимися надписями — в них погребали знатных покровителей монастыря.
После событий 1974 г. богослужения в церкви не проводятся.
Из церкви есть проход в квадратный по форме внутренний двор, окруженный 18 готическими арками. Этот стиль в архитектуре называют «пламенеющая готика»: изящные стрельчатые арки опираются на массивные столбы, которые отделаны тонкими колоннами с резными капителями; верхние части арок покрывают ажурные решетки; их каменные стебли сплетаются в кружево. Среди готических сводов растут кипарисы, пальмы.
Под одной из арок установлены друг на друга два римских саркофага II века н.э., использовавшиеся в качестве … рукомойника. Омовение рук перед трапезой было символическим ритуалом, а не гигиенической процедурой. Верхний саркофаг вырезан из мрамора, его украшают звериные головы и пышные гроздья цветов и листьев.
Напротив этой арки находится вход в рефекторий аббатства, над которым размещен мраморный барельеф с гербами королей Кипра и Иерусалима (слева), королей Иерусалима (в центре) и королей Кипра (справа).
Это самый красивый готический зал аббатства. Выстроенный на скале высотой 100 м рефекторий освещается с помощью шести больших арочных окон. Находящиеся в северной части помещения небольшой балкончикс пюпитром предназначалась для чтеца Священного Писания во время трапезы. На балкончик можно попасть по лестнице, спрятанной внутри стены. На Восточной стене здания расположено окно в форме розы — «готическая роза».
Дверь с западной стены ведет в кухонное помещение.
Из кухни по лестнице, ведущей вниз, спускались в подвалы. В подвале, устроенном под западным концом трапезной, находилось хранилище, предназначенное для масла и вина.
В настоящее время в подвальных помещениях, отреставрированных в последние годы, проводятся разнообразные выставки.
Со второго этажа над трапезной открывается потрясающий вид на море,
вдалеке виднеется замок св. Иллариона
С другой стороны видна деревня Беллапаис — двухэтажные белые домики с миниатюрными балкончиками с ажурными решетками.
С восточной стороны монастырского комплекса находится помещение для собраний капитула и классная комната. На верхнем этаже были размещены кельи монахов, в настоящее время полностью обрушившиеся. В стенах келий до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся стенные ниши.
Для подъема на второй этаж комплекса пользовались лестницами.
В комнате, расположенной напротив входа в аббатство, хранилась казна, ценные реликвии и церковная утварь монастыря. Спрятанные в стенах комнаты небольшие ниши сохранили свою оригинальную форму. По находящейся рядом лестнице спускались на нижний этаж.
Аббатство стоит в гуще цветущего сада. Перед его полуразрушенным входом изгибаются три цветущие зеленые арки, полыхают огнями гибискус, олеандр, бугенвиллея.
Чудесный сад создан в 1940 году садовником Костасом Коллисом.
Завершена наша прогулка по аббатству. Не смотря на то, что здание сильно разрушено, там по-прежнему ощущается некая романтика и таинственность средневековья.
Ну а мы отправляемся в обратный путь, наша экскурсия по Северному Кипру завершена.