Первая наша поездка в Барселону прошла с помощью автобуса Bus Turistic (красная линия). На нем мы доехали до остановки парк Гуэль и вышли прогуляться по этому сказочному парку.
Парк Гуэль — одна из самых значительных и известных работ Гауди. Его друг-меценат хотел увидеть на этом участке подобие прославленного «города-сада»: в эту эпоху в Англии они возникали во многих местах, и как указание на английское происхождение самой идеи в испанском названии в слове парк появилась конечная буква «k». В своих поездках Гуэль познакомился с английской культурой и заинтересовался ею, он считал вполне возможным создание на каталонской земле одного из таких поселков городского типа, которых сейчас в Испании достаточно много. Он купил заброшенный участок площадью 15 га на Лысой горе, в верхней части квартала Грасия. Работы начались в 1900 г. Из 60 участков, выставленных на продажу, куплено было только два: барселонцев отпугнула пустынная местность и удаленность от города. Прекрасная задумка Гуэля претерпела крах.
На одном из этих участков стоит дом адвоката Марти Триаса Думенека,
он и сейчас остается в собственности этой семьи.
А в доме на втором участке с 1906 по 1926 гг. жил сам Гауди, пока за 8 месяцев до смерти не переехал в мастерскую при строящемся храме Святого Семейства. Сейчас это здание занимает дом-музей Гауди.
Кан Мунтанер де Далт — третий дом, который стоял здесь до начала работ над проектом, — был куплен самим Гуэлем, в настоящее время в нем располагается муниципальная школа.
Гуэль умер, когда работы еще не были завершены, и после его смерти строительство застопорилось. И наконец, в 1922 г. парк Гуэлья перешел в собственность муниципалитета Барселоны, и стал публичным городским парком.
Значимость и художественную ценность этого произведения Гауди подтверждает его признание в 1962 г. Памятником культуры национального значения (по решению мэрии Барселоны) и в 1969г. Историко-художественным памятником национального значения (по решению правительства Испании). В 1984г. парк Гуэль был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Начиная прогулку по парку Гуэль, остановимся перед главным входом: слева находится павильон администрации парка
павильон справа служит привратницкой.
В конструктивном отношении оба здания достаточно похожи, но левый павильон отличает 16-метровая геликоидальная башня, облицованная битой керамикой «тренкадис» в шахматном узоре с сочетанием белого и синего тонов. На вершине башни мы видим типичный для Гауди пятиконечный крест.
Войдя на территорию парка, мы оказываемся перед огромной лестницей, которую разделяет надвое фонтан-каскад. Он трехуровневый: внизу вода струится между стволов растений, на втором уровне стекает из пасти змеи, голова которой вставлена в медальон с каталонским флагом,
и наверху — в самой эффектной части каскада — вода льется из гигантской скульптуры то ли дракона, то ли ящерицы, тоже украшенной узором из битой керамики.
Выше, почти в конце лестницы, устроена скамья в виде грота, здесь не так чувствуется ветер, и отсюда уже можно подняться в Гипостильный зал (зал, поддерживаемый колоннами), он еще известен под названием «Зал 100 колонн», хотя на самом деле их только 86.
В оригинальном проекте здесь должен был находится рынок для жителей городка. В этом помещении обратите внимание на фальшивые замковые камни в вершинах сводов: эти красочные коллажи выполнены из отходов. Преобладающий глубокий голубой оттенок — осколки бутылок из-под розовой воды, цвет которых особенно нравился Гауди.
Жузеп Мария Жужоль использовал для работы осколки керамической посуды, зеркал и бутылок. Так что они не только прекрасны, но и дешевы в изготовлении. Считается, что на коллажах изображены четыре времени года.
На зале с колоннами помещается главная площадь, большая эспланада с песчаной поверхностью, которая задумывалась как центр города и в настоящее время используется для всевозможных собраний и мероприятий.
Помимо чисто символического значения, эта площадь строилась и с функциональной целью. Дело в том, что над каждой колонной установлена сферическая крышка, собирающая дождевую воду, а из этой крышки вода сливается через полость в самой колонне и поступает в большую подземную цистерну, отводящую ее к стоящему на лестнице фонтану с драконом. Эта система сбора дождевой воды планировалась для обеспечения нужд всего населения городка.
Что касается внешнего оформления, то самое интересное здесь — извивающаяся скамья, ограничивающая пространство площади и до последнего миллиметра облицованная многоцветной битой керамикой.
Помимо парка Гауди о ту пору также возводил Саграда-Фамилию и Педреру. Рабочим со всех трех строек было поручено подбирать на улице старую посуду, плитки, бутылки; плоды розысков доставлялись на холм, где особая бригада измельчала их, а вторая бригада под присмотром Жужоля покрывала черепками парапет и лестницу. Первый коллаж в истории искусства позже будет весьма вдохновлять Жуана Миро, который часами разглядывал скамью Жужоля в парке Гуэль, выискивая проступающие там и сям фрагменты изображений и надписей.
Скамья сделана из бетонных секций, и чтобы получить совершенную форму сиденья, Гауди приказал рабочим снять с себя всю одежду и садиться как можно удобнее на предварительно нанесенный слой раствора пока материал застывает
Своей змеящейся формой она обязана расположению колонн в нижнем зале.
С этой эспланады можно сделать замечательные панорамные виды Барселоны.
Чтобы попасть в другие зоны парка, нужно пройтись по пешеходным галереям. Эти пешеходные галереи Гауди решил сделать крытыми, чтобы жители городка и его гости могли гулять здесь в любую погоду. Эти дорожки опираются на наклонные колонны, сглаживающие неровности участка. Все они построены из камня, в полной гармонии с окружающей природой,а некоторые выглядят даже так, будто бы могут обвалиться.
Еще одним из элементов, изобретенным архитектором, были широкие виадуки для проезда экипажей.
Они опирались на каменные колонны, завершающиеся каким-то подобием цветочного горшка.
Эти гигантские цветочницы образуют края каменных скамей, которые кажутся подвешенными в воздухе.
Виадук Плантер простирается вокруг парка с запада на восток. Виадук создан в романском стиле.
По аллее Трех крестов можно подняться к вершине горы, где действительно стоят три креста и где Гуэль в свое время хотел построить часовню.
Это самая высокая часть парка, откуда можно увидеть почти всю Барселону.
На верхушке каменного холма под названием Кальвари стоят три креста. Два из них указывают на стороны света (Север-Юг-Восток-Запад), третий же направленный в небо.
В свое время Гауди хотел построить здесь часовню, однако на этом месте были найдены останки доисторического периода. Эта находка вдохновила его построить сооружение, похожее на пещеры.
С высотных точек парка открываются великолепные виды Барселоны.
В настоящее время вход в парк свободный, однако ведутся разговоры о том, чтобы сделать вход платным…
В 2018 году вход в часть парка у главного входа, где располагается зал 100 колонн и фонтан с драконом, стоит 7,5 евро, причем день в день свободных билетов нет, стоит озаботиться их покупкой заранее. Остальная часть парка бесплатна для прогулок.