Водонапорные башни Новосибирска уже давно утратили свою основную функцию и воду никуда не подают, зато служат украшением города. Большая часть этих инженерных сооружений признаны памятниками истории и представляют собой примеры архитектуры специального инженерного назначения первой половины ХХ века. Из восьми башен четыре относятся к Горводоканалу, а три — к РЖД. Ещё одна — не совсем водонапорная, скорее технологическая. Про Башню на Маркса я уже рассказывала, а сегодня посмотрим на относящиеся к железной дороге.
«Близнецы»: башня №1 и башня №3
Рядом с вокзалом Новосибирск-Главный на улице Движенцев, 8 стоят две эффектные водонапорные башни. Их называют башнями-близнецами, хотя по возрасту они совсем не ровесники, да и внешне вовсе не похожи. Деревянную построили в 1894 году, а каменную — в 1912-м. Обе имеют статус памятника архитектуры областного значения. 131 м над уровнем моря.
Башня № 1
Построенная в 1894 году, водонапорная башня №1 стала одним из первых специальных инженерных сооружений в составе железнодорожного комплекса станции Обь на Транссибе. Для строительства использовали типовой проект, разработанный специально для железных дорог.
Башня в плане восьмиугольная со стороной 2,7м. Её нижний ярус кирпичный, а верхний — бревенчатый, обшитый досками. Свесы кровли и фонаря декорировали пропильной резьбой. Цоколь башни гранитный, перекрытия деревянные.
Это самый дешевый вариант постройки. Бутовый фундамент, каменный цоколь, да еще и первый кирпичный ярус были необходимы, чтобы выдержать вес бака с водой. А на верхнем ярусе можно и сэкономить.
Чтобы из-за сбросов воды бревенчатые стены не сгнили, их красили, но в какой цвет изначально, сказать сегодня просто невозможно. Может быть, в белый и зеленый — цвета участка дороги. А может быть, бревна были желтыми: именно охрой были покрыты стены первого здания пассажирского вокзала. Из-за верхнего деревянного яруса пришлось сделать и большую, будто шляпка гриба, крышу — так на стены попадало меньше воды.
Западный фасад выходит на железнодорожные пути.
В разрыве карниза, разделяющего верхнюю и нижнюю часть по западному фасаду над входом, разместили врезку на трех кронштейнах, соединенных двумя арочками, с окном для освещения внутренней лестницы и завершенная треугольным фронтончиком.
Главный вход оформлен арочным завершением с замковым камнем. Верхний деревянный этаж освещается двумя уровнями горизонтальных окон.
Они строились не для того, чтобы поить жителей, поливать поля или для каких-то других местных хозяйственных нужд, а для того, чтобы обслуживать железную дорогу, наполнять определенные емкости локомотивов водой, и так далее. Кроме того проблемой было строительство длинных водопроводов: максимум трубы тянули на пару километров. А еще были вопросы, связанные с насосами, промерзанием труб… Поэтому все эти башни и строились рядом.
Башня № 3
Нормативом была одна башня на станцию: пока мимо станции проезжали два-три состава за целый день, таких объемов хватало с лихвой. Когда же поселок начал стремительно разрастаться, превращаясь в город, поблизости срочно пришлось возводить новые башни.
Рядом стоит водонапорная башня №3. Ее построили полностью из кирпича, имеет лаконичную форму. Диаметр башни 7,3 м. Западным фасадом выходит на железнодорожные пути.
Красно-кирпичные, характерного для того времени вида, их не покрывали штукатуркой, а единственными украшениями были кирпичные тяжи — «пояса», отделяющие уровень от этажа. Первый уровень от второго отделен карнизным поясом и обработан горизонтальным кирпичным рустом. Второй от третьего — карнизным поясом, более сложным по профилю. Венчающий карниз башни широкий, многоступенчатый.
Поставлена на рустованный цоколь из гранитных камней. Перекрыта низким восьмигранным куполом с металлической кровлей и небольшим чердачным окном. Во всех ярусах башни на равном расстоянии друг от друга расположено по четыре вертикальных окна. Окна и входной проем с арочными завершениями обрамлены широкими архивольтами, выложенными из клинчатого кирпича с крупным замковым камнем.
Технологические уровни соединяет металлическая лестница, крепящаяся к внутренней стороне стены. Перекрытия деревянные. Под зданием находится подвал.
Любоваться на памятники Новониколаевской архитектуры сегодня можно только из-за забора: обе башни стоят на территории станции.
Водонапорная башня №2
Стоит возле гаражей над улицей Туннельный спуск. Её построили в 1902 году при станции Обь на Транссибирской железной дороге (по другим данным — в 1897 году). Высота 125 м над уровнем моря.
Применение в строительстве башни кирпича (дорогого материала для Новониколаевска начала века) и декора свидетельствует о принадлежности к императорским железным дорогам, так как многие башни-пионеры для городских нужд были исключительно деревянными.
Пример архитектуры специального инженерного сооружения начала XX века в составе комплекса железнодорожной станции на Транссибирской магистрали. Башня расположена в полосе отвода железной дороги, вне сложившейся квартальной сетки улиц города, рядом с памятником архитектуры — тоннелем, сооруженным при строительстве Транссибирской магистрали.
Это восьмигранное сооружение (со стороной восьмигранника 2,7 м) на высоком цоколе из гранитных камней. Имеет три яруса: нижние два сложены из красного кирпича, верхний ярус — из дерева.
Верхний ярус, по диаметру больший, чем два нижних, опирается на массивный аркатурный пояс с многоступенчатыми консолями.
Полуциркульный вход и окна нижнего яруса украшены сандриками с замковым камнем. Оконные проёмы в верхнем, деревянном, ярусе прямоугольные.
Восьмигранная крыша покрыта металлической кровлей и завершена фонарём. Сооружение стоит на ленточном бутовом фундаменте. Перекрытия деревянные.