Во втором зале Музея Мировой Погребальной Культуры Вас ждет знакомство с культурой похорон народов мира. Здесь представлены инсталляции, посвященные обычаям и традициям погребения в разных религиях, большой советский раздел, история бальзамирования. В экспозициях этого зала Вы увидите домовины, саркофаги, копии гробов Ленина, Сталина, Папы Римского Иоанна Павла II, Патриарха Алексия II и погребальные приспособления от древности до современного периода.
Посмертные маски
Посмертная маска призвана, с одной стороны, сохранить облик человека, и одновременно стать квинтэссенцией памяти о нем. Запечатлеть облик известных людей всегда стремились художники, фотографы, скульпторы.
Последние, помимо создания статуй и бюстов,
удостаивались чести снять посмертную маску с лица усопших. Эти маски — последние свидетельства земной жизни великих.
Посмертные маски известных людей — это не просто слепок, фиксирующий угасшее лицо. Это «отражение» последних чувств, эмоций, переживаний.
«Дивный гений» русской литературы, Александр Сергеевич Пушкин, уходил из жизни тяжело. Раненный на дуэли Дантесом, испытывал нечеловеческие страдания. Муки его длились двое суток, и врачи были бессильны ему помочь.
Однако маска, сделанная по просьбе Василия Жуковского скульптором Самуилом Гальбергом, излучает умиротворение, спокойствие и смирение. Биографы нередко высказывали мысль, что поэт уходил из жизни, не испытывая злобы и жажды мести. Он даже просил друзей не мстить своему убийце.
Известный слепок с лица застрелившегося в 1930 году В. Маяковского снимал Сергей Меркуров. Его вызвали на следующий день после трагедии. Маяковский упоминал Меркурова в стихах, а незадолго до смерти просил его об услуге: «Если я умру раньше, обещай снять с меня такую маску, какой ты еще никогда ни с кого не снимал». Скульптор исполнил просьбу поэта, его маска получилась действительно необычной. Но, возможно, и самой неудачной из всех: нос оказался скошен на бок, лицо поэта деформировано, и не красиво.
Посмертные маски, сделанные профессиональными скульпторами, считаются предметом искусства.