Дом по улице Коммунистическая 23 в Новосибирске — официальный памятник деревянного зодчества с 1987 года. Кстати, ранее улица называлась Гудимовская, квартал № 22, участок №6, Новониколаевск. Дом построили в период с 1905 по 1906 год.
История дома Коммунистическая 23
Дом принадлежал Пятковой Марии Николаевне, минусинской мещанке. На ул. Гудимовской селились купцы средней руки и зажиточные мещане с сомнительной репутацией. Марья Пяткова была одной из них. В Томской губернии ее шляпная мастерская разорилась со скандалом. Пока Пяткова сидела в долговой тюрьме, выяснилось, что фотографии императрицы в шляпках от Пятковой, которыми она завлекала клиентов, были искусной подделкой.
В Ново-Николаевске Пяткова построила доходный дом. Комнаты на Гудимовской снимали врачи, учителя, торговцы и служащие железной дороги из Колывани и Томска. В Новониколаевск (так стали писать название города после революции) они приезжали работать на сезон. Жили в спартанских условиях, под присмотром швейцара и экономки.
О ее дальнейшей судьбе известно немногое. В 1920 году Пяткова сбежала, бросив бизнес. Тогда органы Советской власти передали здание под госучреждение. Сначала здесь располагались органы суда и финансов. Затем, в конце 30-х годов, органы переехали в новые административные здания. И дом опять стал жилым. В 1986 году дом пережил пожар. РСУ-2, на балансе которого находилось здание, ремонт делать отказалось и здание было передано коммерческим структурам. Сейчас здесь располагается школа «Экселленс».
Архитектурные особенности здания
В связи с тем, что в уличной застройке дом занимает место в её середине, основное внимание при декорации сосредоточили на главном фасаде. Его композицию построили на сочетании тесовой обшивки стены с богатым декором венчающей части и наличников окон. Так, тесовая обшивка стены весьма разнообразна. Горизонтальная на уровне первого этажа, «в елочку» в межэтажном пространстве и вертикальная на уровне второго этажа.
Плоскость стены расчленили пилястрами и прорезали оконными проемами. Причем, простенки между окнами свели к минимуму. А роль нарядного фона отвели межэтажному промежутку, обшитому «в елочку». Праздничную выразительность фасада усиливало и то, что три одинарных окна в каждом уровне фланкировались тройными окнами. Однако, два одинарных окна пристроя, в каждом уровне, несколько смазывают впечатление цельности композиции фасада. Не способствует этому и большая вертикальная вытянутость окон второго этажа по сравнению с окнами первого этажа.
Декор наличников окон, фриза и карниза, в целом, типичен для деревянного зодчества дореволюционного Новониколаевска. Надоконная доска наличника окна имеет килевидное завершение с точеными элементами токарной работы. А подоконная имеет фигурное очертание. Плоскость верхней и нижней досок украсили стеблями растений с вазой в центре. В нее поставили шишку — сибирский элемент декора. Техника резьбы — рельефная, накладная. Боковины-пилястры украшены полубалясинами, элементами стилизованного растительного орнамента и даже имеют новый элемент — кольцо. Завершены боковины снизу и сверху точеными элементами токарной работы. Характер декора тройных окон такой же, как и одинарных. Но надоконные доски боковых, более узких, частей окна имеют не килевидное завершение, а в виде пологой кривой. Простенки между рамами украшены полубалясинами.
Дальнейшее усиление декоративности фасада достигается за счет широкой ленты фриза. Она опоясывает здание со всех сторон, кроме западного фасада пристройки. Сочетание здесь стилизованного растительного орнамента с элементами геометрической резьбы («сухариками», «бегунцом») выполненных в иной, чем в наличниках окон, технике пропильной накладной резьбы, позволяет добиться усиления эффекта нарядности декора фасада. Завершается плоскость стены 2-х подзорным карнизом. Он поддерживается стройным ритмом резных кронштейнов, в пространстве между которыми поместили накладные, сквозной резьбы картуши. Выполненный в традициях городской народной архитектуры, декор фасада хорошo сочетается с простой композицией дома и удачно использует характер материала.
Основные габариты дома: 17×13,6 м. Здание стоит на кирпичном фундаменте, переходящем в невысокий кирпичный цоколь. Стены бревенчатые рубленые в «лапу» и обшитые тесом. Западная стена жилого пристроя, выполняющая функцию брандмауэра, кирпичная. Завершает здание четырехскатная крыша стропильной конструкции, крытая железом и окрашенная в красный цвет. Хорошая освещенность помещений достигается, в основном, за счет оконных проемов главного фасада. Оконные проемы на остальных фасадах разместили в зависимости от функциональной необходимости. Окна первого этажа имеют ставни. Оконные проемы на этих фасадах одинарные, кроме окна на первом этаже на восточном фасаде.
Вход на второй этаж основного объема осуществлялся через двухмаршевую лестницу, заключенную в пристроенную, каркасную лестничную клетку, перекрытую односкатной железной крышей. В помещения первого этажа дома можно было попасть через сени-тамбур и вход, расположенный в лестничной клетке. На второй этаж жилого пристроя вела одномаршевая открытая лестница, переходящая в открытую веранду. Кстати, вход в первый этаж пристройки через брандмауэрную стену, судя по характеру проема, сделали недавно.
Этот дом представляет собой начальный этап применения в Новониколаевске в начале XX века нового для него типа здания — городской доходный дом. Большая вертикальная вытянутость окон второго этажа по сравнению с окнами первого этажа; наличие ставней на окнах первого этажа, невысокий цоколь — все это говорит о том, что за основу был взят несколько архаичный образец этого типа, распространенный в конце 80-х годов XIX века. Стремление хозяев участка к извлечению большей прибыли вело к большой плотности застройки участка. Это нарушало компактность объема здания, а также приводило к некоторой дисгармонии композиции главного фасада.