Древний город Сиде
Древний город Сиде расположился в пределах современного курорта, что позволяет гостям города совмещать отдых на пляже с осмотром достопримечательностей. Его название переводится с древнегреческого как «гранат» – растение, символизирующее в те далекие времена плодородие. Город был основан еще в 7 веке до н. э. древнегреческими колонистами, со временем он превратился в крупный центр торговли. После захвата Сиде пиратами его территория стала центром работорговли Южного Средиземноморья.
В Сиде и Аспендос я ездила на экскурсию из Аланьи. Цена экскурсии 35 долларов. В цену включен трансфер, русскоговорящий гид, обед без напитков, входные билеты в театр Аспендос и на водопад Манавгат. От отеля забирают примерно в 8:30, возвращают в 17:30.
Первым пунктом программы у нас был Сиде. Довезли на автобусе до стоянки. Дальше путь до центра старого города лежит пешком. Длиною он примерно в километр, но это интересная прогулка.
Фонтан Нимфеум
Самое первое что встречается по пути — большой фонтан Нимфеум, вернее остатки былой роскоши. Хотя и его сегодняшнее состояние, вернее сказать, размеры поражают. Кстати, в Древней Греции нимфеум – это святилище, посвященное водным нимфам, божествам природы в виде девушек. После смерти Александра Македонского, когда здешние земли постепенно перешли во владение Римской империи, нимфеи представляли собой сооружения, украшавшие источники воды и городские здания с водоемами.
Фонтан Нимфеум построили во II веке по приказу императора Веспасиана. Изначально был трехэтажным строением из белого мрамора, ширина конструкции – 35 м, а высота – 5 м. Он был выполнен в форме грота с бассейном и имел три уровня, богато украшенных мраморной облицовкой, колоннами и рельефами. Вода в фонтан подавалась через акведук из реки Манавгат. До нашего времени сохранилось только два уровня, а также фрагменты внешней отделки и довольно много практически целых колонн.
Вокруг руин лежат многочисленные фрагменты колонн, различные капители, фрагменты мраморной облицовки
Городские стены
Двигаясь по главной улице от нимфеума к порту, видим слева остатки городской стены.
Древний город был обнесён крепостными стенами, строительство которых было начато во 2 веке до н.э. или даже раньше. Лучше всего городские укрепления сохранились в восточной части Сиде. Со стороны бухты оборонительные сооружение не выдержали испытание временем, поэтому в море и на берегу можно увидеть фрагменты древних стен и колонн.
Городские стены достигают в высоту трехэтажного здания, на втором этаже размещались башни и комнаты. За период своего существования оборонительные сооружения перестраивались, укреплялись и разрушались.
Чтобы в одно мгновение перенестись из современного Сиде в античный город, для начала достаточно пройтись по Колонному проспекту, построенному в VII веке до н. э.
Колонные улицы
Это широкие улицы, по краям которых стоят полуразрушенные мраморные колонны, а мостовая вымощена чудом уцелевшей плиткой-мозаикой. Самая длинная улица простирается на 250 м и имеет ширину 20 м.
Колонны в Сиде строились вместе с античным городом. Изначально было три улицы, у каждой из которых — свое назначение.
Одна колонная улица начиналась у главных ворот города и пролегала от них в южном направлении. Она уцелела лучше остальных: здесь есть не только полуразрушенные колонны, но и каменная плитка-мозаика, которой была вымощена дорога.
Другая улица также начиналась у главных городских ворот (City Gate) и заканчивалась около Римского театра монументальной аркой. У каждого края стоят дома (предположительно магазины). Сейчас здесь проложили транспортную магистраль, поэтому от древней архитектуры осталось очень мало — только несколько уцелевших колонн возле театра и руины древних домов по обочине дороги.
Дорога ведет в город, для пешеходов выложена дорожка из бревен, похожих на деревянные шпалы. Вдоль дороги местами видны базы — круглые основания колонн. Вдоль улицы можно видеть старые фундаменты домов, по всей вероятности это была торговая улица и это бывшие магазины.
По этой колонной улице доходим почти до конца.
Агора
Одной из интереснейших достопримечательностей Старого города является агора – центральная рыночная площадь, на которой много веков назад торговали всем, чем только можно, в том числе рабами и красавицами-невольницами. Она была построена в форме квадрата, в центре которого находился храм Фортуны, богини – вершительницы судьбы города, с 12 колоннами с коринфскими капителями
Одним из самых хорошо сохранившихся сооружений торговой агоры является латриум — серповидное сооружение, которое было древним санузлом. Интересным решением являются решётки системы канализации, которые в тот момент были неизвестны в континентальной Европе. Однако сооружение имеет и художественную ценность. Пол древних туалетов был декорирован мозаикой, а стены покрыты белым мрамором.
Сегодня перед этой площадью, на месте знаменитых купален, в которых, как гласят легенды, когда-то встречались император Марк Антоний и Клеопатра, работает городской археологический музей. Несмотря на то, что купальни были отреставрированы, они так больше и не использовались по назначению. В музее экспонируется много разнообразных предметов римского периода, в том числе античные скульптуры, саркофаги, украшения, коллекции монет.
Театр Сиде
Еще один памятник архитектуры древнего Сиде, который обязательно стоит увидеть собственными глазами, – внушительных размеров амфитеатр, рассчитанный на 18 000 зрителей. В свое время он стал свидетелем кровавых боев гладиаторов и красочных выступлений актеров. Театр древнего Сиде отличается от греческих «собратьев» тем, что был построен не на склонах холмов, как принято в Греции, а на ровной площади. Поскольку город расположен на равнине, театр был построен на двухэтажных галереях, поддерживаемых арками и сводами. Он был ареной для гладиаторских игр в позднеримский период. Высокая стена, окружавшая оркестр, также защищала зрителей от опасностей во время проведения таких мероприятий.
Он состоял из 58 рядов. чтоб понять количество жителей античного города, надо количество мест в амфитеатре умножить на 4. В определенные исторические периоды, а именно в V и VI веках, театр использовался в качестве церкви. Со стороны амфитеатра открывается великолепный вид на море и на руины древней улицы.
С правой стороны расположились руины античных терм, которые были перестроены под Археологический музей города. Музей и Амфитеатр — оба места платные для посещения — все остальное это музей под открытым небом. Так как по программе впереди нас ждало посещение древнего театра в Аспендос, осматривать театр Сиде мы не пошли.
Ворота Веспасиана
Передвигаемся дальше, и неважно пешеход ли ты, или въезжаешь в город на транспорте — мимо городских ворот не пройти.
Ворота Веспасиана — арочные ворота в северной части античного города. Согласно историческим фактам, ворота возвели в 70 году до н. э. в честь правителя Тита Флавия Веспасиана, который вместе с сыном правил Сиде почти семьдесят лет. Высота арки – 6 м, а возраст – более 2000 лет. У ворот также находятся руины фонтана, который также был построен в честь императора Веспасиана и когда-то был украшен красивыми скульптурами знатных людей и императора.
Высота арочных ворот превышает шесть метров. К сожалению, древняя постройка довольно сильно разрушена, но даже сейчас поражает своей монументальностью. Видно, что они были когда -то наглухо заложены камнем.Дорога, ведущая от арочных ворот, была главной в античном городе.
Кстати, добраться от парковки до старого города можно не только пешком, но и на паровозике
Старый город Сиде
Колонные улицы ведут дальше вдоль амфитеатра
Третья колонная улица носила пышное название «улица Гавани». Она начиналась за монументальной аркой, пролегала в юго-западном направлении и заканчивалась возле храмов Афины и Аполлона, как раз у морского побережья.
Каждая из трех улиц была оснащена подземной дренажной системой, а колонны имели крышу, в тени которой горожане могли спрятаться от палящего турецкого солнца. Сейчас вдоль проспектов расположены сувенирные магазинчики. Что интересно, во времена античности здесь также были торговые лавки, которые выполняли ту же самую функцию.
Пройдя весь Сиде по прямой торговой улице, оказываешься в небольшом порту, в котором пришвартованы проулочные кораблики.
И тут, практически у самого моря возвышаются колонны храма Аполлона — символ Сиде.
Храм Апполона
Древнейшей достопримечательностью города является Храм Аполлона. Изображение пяти колонн святилища считается символом города и размещается практически везде, от рекламных плакатов до канализационных люков.
История храма Аполлона в Сиде
Возведение храма в честь бога света и солнца Аполлона датируется II веком до н. э. Напротив, примерно в то же время, соорудили храм в честь его сестры-близнеца Артемиды, олицетворявшей собой Луну (по другим сведениям — храм Афины Паллады). Он был немного больше.
Вместе они образовывали единый архитектурный ансамбль и дополняли друг друга подобно небесным светилам.
Аполлон был одним из самых почитаемых богов античных времен, который мог очистить от страшного греха – убийства, также он был покровителем искусств, муз и переселенцев, врачевателем и предсказателем будущего. Его сестра Артемида помогала женщинам в родах, символизировала плодородие и покровительствовала всему живому.
Строительство храма бога Аполлона осуществлялось на протяжении нескольких десятилетий. Как выглядел храм Аполлона в Сиде до разрушения? Изначально он представлял собой четырехугольное здание, окруженное со всех сторон мраморными девятиметровыми колоннами в один ряд. Был построен из белого мрамора. На плоскости он представляет собой прямоугольник со сторонами 30 х 17 метров, высота колонн достигает практически 9 метров.
Всего их было 34, но до наших дней сохранились только 5. Остальные превратились в руины, завалившие территорию. Вершины столпов украшены орнаментом растений и головами Медузы.
Достоверно неизвестно, при каких обстоятельствах пострадало святилище. Некоторые говорят, что храм лежал в руинах уже в V веке, другие же считают, что здание разрушило землетрясение в X веке. От храма Артемиды (Афины) сохранились лишь отдельные фрагменты строения.
Храм Афины (или Артемиды)
Тут же рядом находятся развалины еще одного храма — храма Афины. Его построили практически одновременно с храмом Аполлона. Но увы, сохранился только частично, в виде колонн и многочисленной резьбы по мрамору. Он был немногим больше храма Аполлона — длина и ширина его прямоугольного основания составляют 35 на 20 метров.
Руины базилики
Недалеко от античных храмов расположены руины византийской трёхнефной базилики, построенной в романском стиле. Оригинальное здание церкви было разрушено пожаром в 9 веке.
Рядом с развалинами храмов можно спуститься к морю на дикий пляж.
Пока осталось немного времени, продолжаю гулять по городу вдали от магазинов с зазывалами и кафе
Здесь выхожу к обширной площади археологических раскопок. Если продолжить путь прямо вдоль берега моря, можно выйти к государственной агоре (не путать с торговой агорой у театра). Дальше можно попасть к обширным руинам дворца византийского епископа, базилики и баптистерия. Эти раннехристианские постройки датируются 5-10 веками нашей эры. Но меня время поджимала, поэтому повернула в сторону оживленной части старого города
По живописным улочкам мимо мечети
Бани
От монументального в прошлом здания портовой бани ныне тоже остались лишь очертания — обвалившиеся каменные стены с большими арками. Но и этого достаточно, чтобы понять, какое значение придавали ей древние турки, выстроившие огромную парную в 3 веке до н. э.
В каждом турецком городе можно встретить дерево, украшенное синими глазами Фатимы — назар бончук
А в Сиде есть еще и дерево, увешенное вязаными ковриками, ленточками и тыквенными светильниками
А я тем временем вернулась на главную туристическую улицу и двинулась в сторону парковки
После продолжительной прогулки по Сиде нас отвезли в ресторанчик на обед. На выбор был кебаб или рыба, гарнир, небольшие закуски, кусочек арбуза. Напитки за отдельную плату: пиво 3 евро, газировка/сок/кофе 2 евро (или можно взять с собой воду).
Дальше нас повезли смотреть театр в Аспендос.
Театр в Аспендос
Поездка в Аспендос – древний греко-римский город в провинции Анталья – позволит прикоснуться к прошлому и познакомиться с одним из наиболее величественных античных городов. Стоит он на вершине акрополя высотой 40 метров в 7 км на северо-восток от города Серик. Аспендос основали колонисты, пришедшие из Аргоса в V веке до н. э. В древности этот город лежал на побережье судоходной реки Эвримедон (ныне Кёпрючай). Благодаря этому имел важное торговое значение. О могуществе и величии Аспендоса говорит и тот факт, что в античные времена город обладал уникальным правом чеканить монеты под своим собственным именем.
Главной достопримечательностью, ради которой едут сюда туристы, является прекрасно сохранившийся до наших дней амфитеатр, построенный во II веке н. э. Театр построил в 155 году греческий архитектор Зеноном во времена правления Маркуса Аурелиуса. Он способен вместить до 17 000 зрителей и обладает поразительной акустикой. Он считается одним из самых больших античных театров. В поздневизантийский период театр использовался как церковь под открытым небом, в XII веке сельджуки перестроили его в караван-сарай, что и спасло сооружение от уничтожения, а нам дало возможность созерцать его в хорошо сохранившемся виде.
Передний фасад состоит из пяти ярусов, возведенных из огромных камней с рельефными вырезами. Три большие двери с греческими и латинскими надписями на них представляют собой вход в театр. В помещение театра можно попасть через дверь на центральном фасаде, но этот фасад построили значительно позже. Первоначально вход был через два сводчатых пассажа, расположенных с обеих сторон сцены. Королевский вход в театр наибольший и раньше имел пять дверей.
В нём 39 рядов ступеней, длиной 96 метров, а расстояние между ними равно полуметру.
Двухъярусная сцена и лестница, ведущая к местам зрителей – все сделано с учетом жестких акустических требований. Наверху лестницы целиком сохранилась арочная галерея, которая полностью окружает театр.
До недавнего времени здесь организовывались многочисленные концерты, фестивали и другие творческие вечера. Но из-за множественных повреждений во время подобных мероприятий власти Турции значительно ограничили количество концертов.
Водопад Манавгат
На обратном пути заехали еще в одно место, на этот раз с природными красотами. Вообще вход на территорию водопада платный, но он был включен в экскурсию.
Манавгат – так называют долину, реку и раскинувшийся по обеим сторонам реки город. Название происходит от древнего слова «манаува», что в переводе с языка луви обозначает «Храм богини».
Любуясь водопадом Манавгат в Турции, туристы и не догадываются, что эта красота имеет рукотворное происхождение. Для бесперебойного снабжения города водой в 80-е годы прошлого века на бурной реке была создана плотина высотой в 2 метра.
За плотиной образовалось широкое водохранилище. А избыток воды стал переливаться через запруду, превратившись в красивый водопад. Ширина образовавшегося искусственного водопада составляет 40 метров.
Водопад находится посредине лесного парка в 2 километрах от центра города. По обе стороны плотины стоят двухуровневые смотровые площадки, откуда хорошо видны и река, и водопад.
Природа эффектно оттеняет бирюзово-зеленый цвет воды и миллионы радужных брызг. На это стоит посмотреть. Брызги рассеиваются в воздухе, обволакивая пространство и приводя в восторг и детей, и взрослых. Здесь можно делать пейзажные фотографии или селфи прямо на уровне воды.
Спускаться вниз к реке нельзя, но это и не нужно. Ведь купаться в воде с температурой +10 °C всё равно никому не захочется. Зато в прохладном насыщенном влагой микроклимате можно хорошо отдохнуть в жаркий день. Остальная же территория вокруг водопада — это много рыбных ресторанчиков, оборудованные места для отдыха, сувенирные лавки и закусочные. Туалет на территории, хоть и недорогой, но платный.
Кстати, водопад Манавгат, как одну из главных достопримечательностей страны, долгое время изображали на банкноте достоинством в пять лир. Банкнота была в обращении до 1983 года.
Не стоит заказывать отдельную экскурсию сюда, так как водопад вряд ли сможет вас удивить: для того, чтобы взглянуть на него мимоходом, он вполне подойдет, но для отдельной экскурсии этот небольшой поток воды не слишком годится.
Итак, на этом наша поездка в Сиде — Аспендос завершилась. Обратный путь прошел быстрее, так как туристов высаживали на трассе, не подъезжая ко входу в отель.
2 комментария
Меня всегда притягивают развалины старых купеческих домов, но тут, интереснее. Красивые фото!
Спасибо! Да, в развалинах есть своя особая прелесть…