Один из дней нашего отдыха решено было посвятить поездке в ближайший город Сплит. Сплит — довольно крупный (200 тыс.чел.) старинный город. Так что поездка обещала быть интересной. Самый интересный городской квартал — дворец Диоклетиана.
Добраться из Трогира в Сплит
Добраться из Трогира до Сплита можно разными способами. Мы воспользовались автобусом. Пришли на автовокзал, купили билет до Сплита на автобус номер 37 (взрослый 21 куна, детский 5-10лет 5 кун, купить можно и у водителя при посадке в автобус). В будние дни автобус отправляется каждые 20 минут, в выходные пореже. В субботу утром на выезде из Трогира серьезные пробки, автобусы опаздывают. Если билет куплен на автовокзале, надо его прокомпостировать при посадке в автобус.
Поездка в обычном рейсовом (с гармошкой) автобусе без кондиционеров по жаре — небольшое удовольствие, надо отметить. Весь путь с многочисленными остановками занимает час.
От автовокзала по улице Domovinskog rata спускаемся к морю. На подходе у парка натыкаемся на блошиный рынок со множеством интересных вещей в продаже.
Дворец Диоклетиана
Самый интересный городской квартал — дворец Диоклетиана. Родившийся в Далмации на территории современной Хорватии римский император Диоклетиан в 305 году нашей эры тяжелобольной решил добровольно покинуть трон. Для роскошного проведения своих последних дней он решил построить недалеко от места своего рождения крепость.
Дворец в плане прямоугольный. Длина стен около 215 м (западная и восточная) и около 180 м (северная и южная). Толщина стен 2.5 м, высота от 15 до 20м, площадь около 3 га. Камень для постройки дворца привозили из каменоломен острова Брач и окрестностей Трогира. Архитектурные украшения и облицовочный мрамор поступали в основном из Египта. Оттуда же привезено большинство украшений: сфинксы, колонны из древнеегипетских храмов, сделанные из гранита, порфира и мрамора.
Путеводитель советует заходить во дворец Диоклетиана со стороны набережной. И, пожалуй, я с ним соглашусь.
Южный фасад дворца существенно отличался от остальных, так как его омывало море.
В середине находятся небольшие, узкие Бронзовые ворота.
К ним приставали галеры.
Через них попадаем в длинную подвальную галерею. Сейчас здесь всё заставлено сувенирными лотками.
Подвалы на самом деле был системой опорных помещений, построенных для того, чтобы выровнять понижающийся к морю уровень дворца. Это наиболее полно сохранившаяся часть дворца. Залы перекрыты мощными бочкообразными сводами.
Самый большой зал соединяет набережную с перистилем, в боковых залах проводятся временные выставки.
Через подвальную галерею попадаем в перистиль — монументальный внутренний двор с колоннами. Это один из самых впечатляющих архитектурных шедевров не только дворца, но и всего восточного Адриатического побережья.
Довольно большое пространство двора со всех сторон окружено колоннами. Здесь же находится и знаменитый сфинкс, по преданию привезенный из гробницы фараона Тутмоса III в Египте.
Площадь перистиля несколько ниже уровня окружающих его улиц. Этим скрывается разница между высотой северной части дворца и двухэтажной императорской резиденцией.
На южной стороне перистиля установлены четыре изящные коринфские колонны, несущие треугольный фронтон и формирующие протирон — монументальное преддверие императорской резиденции. Между срединными колоннами протирона находилась огороженная ложа императора, в которой он появлялся в особо торжественные моменты.
Сейчас пространство перистиля используется как сцена для театральных спектаклей и музыкальных представлений.
Оказавшись в перистиле в полдень, мы стали свидетелями пятиминутного театрализованного выхода императора с супругой к народу.
На ступенях по периметру перистиля обустроены сидячие места для посетителей кафе и просто туристов.
Колоннада перистиля переходит с маленькую арку, упирающуюся в небольшую церквушку Св. Рока постройки XV века. Она была реконструирована в начале ХХ века. Сейчас церковь не действует, там расположено туристическое информационное бюро.
Над подвалами располагались императорские покои.
К сожалению, почти весь этаж уничтожен еще в Средние века.
Сохранился лишь вестибюль.
По конструкции снаружи это четырехугольник,
а внутри — круг, расчлененный нишами и накрытый купольным сводом.
Верхняя часть купола рухнула, отчего все помещение производит совершенно фантастическое впечатление: крошечные люди, зашедшие внутрь, попадают под огромное «око«, обращенное к небу.
Кое-где сохранились остатки римской мозаики. Мозаичные полы выкладывались из мелких кусочков мрамора двух или более цветов. Они отличались богатством оттенков камня, тонким вкусом их сопоставления, разнообразием узоров растительного и геометрического орнамента и мастерством исполнения сюжетных панно.
С восточной стороны перистиля находился мавзолей императора. Сегодня это кафедральный собор Сплита. Монументальный мавзолей расположен в прямоугольном дворе. Внешний коридор образуют колонны, поставленные вокруг восьмиугольного здания и накрытые сводом.
Несмотря на многовековые христианские службы, и в наши дни храм (вход платный) выглядит как языческий мавзолей периода поздней Римской империи. Под мавзолеем находится круглая крипта, позже переделанная в церковь св. Луции (вход 10 кун).
В XIII в. внутри собора на высоких колоннах с прекрасными резными капителями была установлена шестигранная кафедра, а в начале XV в. знаменитый Юрай Далматинац создает алтарь Св. Сташа с великолепными рельефными изображениями (в частности, сцена «Бичевание Христа»).
Колокольня построена на месте римской простразы — входной площадки.
Строилась она с XIII по XVI век, впитав в себя несколько стилей — от романтики нижних ярусов до ренессанса верхнего.
Когда ее реконструировали в конце XIX — начале ХХ века, то верхний ярус стилистически привели в соответствие с нижними.
После реконструкции, проведенной в 19 веке, от подлинных украшений сохранились два льва у входа в колокольню, похожие на львов на портале кафедрального собора Трогира.
Остальные уцелевшие оригинальные скульптуры хранятся в музее Сплита.
С колокольни открывается отличная панорама. Вход 20 кун.
Подъем очень крутой и захватывающий дух,
как и открывающийся обзор.
В юго-западной части перистиля находится готическо-ренессансное палаццо, в основании которого были обнаружены остатки храма Кибелы эпохи императора Диоклетиана.
В северо-западной части разместилось палаццо Грисогоно-Ципци (15-16 в), богатейшего аристократического рода Сплита. Дворец словно врос в западную коллонаду перистиля. На первом этаже представлены элементы цоколя храма Венеры и романской ложи с колоннами, капителями и арками.
С западной стороны перистиля, немного в глубине за палаццо, стоит бывший храм Юпитера, а ныне баптистерий (вход 10 кун).
Когда-то храм имел традиционный для Рима вид. Постройка была возведена из светлых каменных блоков, тесно пригнанных друг к другу, имела скатную крышу.
Вход украшали четыре колонны коринфского ордера и охраняли скульптуры сфинксов. Многие детали не сохранились с античных времен, сфинкс остался один и за время своего существования потерял голову.
На одной из мраморных плит храма сохранились выгравированные позднее имена хорватского короля Звонимира.
Внутри храма представлены два саркофага, в которых захоронены архиепископы Сплита Иван II (X век) и Лоуренс (1099 г.).
Внутреннее пространство дворцового комплекса поделено двумя пересекающимися главными улицами. Поперечная улица (декуманус) соединяет Восточные и Западные ворота, а продольная (кардо) соединяет Северные ворота с Южными. В южной части, как мы уже видели, размещались императорская резиденция, храмы и мавзолей. В северной — жилые здания разных эпох, среди которых были жилища дворцовой охраны и большой комплекс для слуг и солдат.
Пройдемся по декуманосу. Восточная стена сохранилась почти по всей длине. Но поздние пристройки исказили ее внешний вид. После реставрационных работ удалось приблизительно восстановить ее прежний вид.
Восточные ворота (Серебряные) формой напоминают северные, но гораздо скромнее по композиции и украшениям.
В течение столетий они несколько раз перестраивались и замуровывались. Современный вид приобрели в результате реконструкции в конце 1940-х годов.
За восточными воротами находится церковь св. Доминика.
Вдоль всей восточной стены расположились ряды палаток
с сувенирами и товарами для отдыхающих.
А напротив — довольно большой рынок Сплита.
К нему мы выбрались около 2 часов дня, он уже почти не работал,
только несколько лотков с фруктами.
Западная стена дворца сохранилась хуже всего, так как город расширялся именно в западном направлении и стену пришлось частично снести.
Западные (Железные) ворота в Средние века соединяли комплекс дворца с новыми кварталами. В 5 веке над барельефом богини Победы изобразили крест, что считается первым знаком проникновения символики христианства на территорию дворца.
Через западные ворота можно выйти на средневековую площадь Народни трг.
Самое красивое здание на Народной площади — готическая Городская лоджия с ратушей (1443 г.), в которой с 1924 года располагается Этнографический музей. На южном фасаде здания помещен средневековый герб Сплита (16 век). Экспозиция музея посвящена в основном региону Далмации, в первую очередь его ремеслам и промыслам, хотя включает предметы и из других уголков Хорватии и соседних государств.
К ратуше примыкает ренессансное палаццо Карепич (16век).
Западную сторону площади замыкает монументальный дом Накич, который в 1902 году, в качестве жилого и делового здания, был построен по проекту сплитского архитектора Шпиро Накича в стиле модного тогда венского сецессиона, с характерными для него закругленными углами и украшениями. Этот дом — один из редких примеров образцового сецессиона на территории Далмации.
Чуть севернее западных ворот стоит дом-башня, над которым в 15 веке установили куранты, а над ними соорудили готическую звонницу.
Напротив — позднероманское палаццо Циприана де Циприаниса (1394г.) . На углу изображен св. Анте (Антон) и фигурка молящегося хозяина дома.
Вернемся во дворец и пройдем к последним воротам.
Северный фасад сохранился почти по всей длине. Середину фасада украшают монументальные Золотые ворота (Porta Aurea), у которых заканчивалась дорога из Салоны.
Над входом сохранились ниши, в которых, видимо, стояли скульптуры императора Диоклетиана и остальных тетрархов: соправителя Максимиана, цезарей Максимиана Галерия и Констанция Хлора.
Хорошо уцелела северо-западная угловая башня, в период раннего средневековья переделанная в церковь св. Петра, а ныне отреставрированная. Такая же северо-восточная башня была перестроена под жилые помещения. Римская кладка сохранилась здесь до уровня второго этажа.
Через Северные ворота можно пройти к бронзовому памятнику религиозному проповеднику 10 века Гргуру Нинскому (1929г., скульптор Иван Мештрович).
Гргур Нинский был активным сторонником богослужения литургии римского обряда на церковнославянском языке, главным доводом епископа был факт, что незнание латыни подавляющим большинством хорватов мешает распространению христианства.
Большой палец на ноге Гргура Нинского приносит счастье и поэтому натерт туристами до блеска.
И перед нами снова площадь с блошиным рынком.
Улочки Сплита
Прогуляемся еще немного по улицам старого города Сплит.
От Народной площади к югу, в сторону моря, ведет улица Марко Марулича. Как, вы не знаете кто это такой?
Марко Марулич родился в 1450 году в Сплите, принадлежавшем тогда Венецианской республике. В Сплите он занимался юридической практикой, служа судьей, аудитором нотариальных записей и исполнителем завещаний. Но в историю вошел как средневековый поэт и гуманист, известный как «отец хорватского ренессанса» и «отец хорватской литературы». Согласно ряду источников Марулич первым дал определение и использовал понятие «психология» в значении, в котором этот термин используются в наше время. Памятник Маруличу — работа скульптора Ивана Мештровича. Скульптура стоит на Фруктовой площади (или площадь Братьев Радич) , перед зданием барочного палаццо Милези XIII столетия.
Южную сторону площади закрывают башни городского замка, воздвигнутого в 1435 году для венецианского гарнизона и омываемого в то время морем. Замок был многогранной постройкой с высокой крепостной стеной. На сегодняшний день уцелели лишь две массивные башни и ворота между ними.
Улица, носящая имя такого известного человека, привела нас к морю,
к церкви и монастырю святого Фране.
Быстро фотографирую ансамбль площади Республики (в стиле неоренессанс), и возвращаюсь в лабиринт старых улочек.
За прошедшие семнадцать веков здесь оставили след многие цивилизации и, как говорят, «разные эпохи связаны в этом месте натянутыми между домами бельевыми веревками».
Можно смело сказать, что уникальная архитектура города, смешавшая в себе множество стилей, сделала его обаятельным и неповторимым.
Из Сплита в Трогир
Так как дорога в Сплит из Трогира на автобусе несколько утомила, то обратно решили ехать по воде.По пути в порт проходим по набережной Хорватского национального освобождения. Набережная реконструирована в 2007 году, ее длина составляет 250 м. Набережная выложена белым брачским камнем.
Между Сплитом и Трогиром курсирует катер Buraline. Расписание зависит от сезона. С середины июня по середину июля катер ходил 4 раза в сутки. Мы вернулись на 16.00 (отошел даже на 15 минут раньше, так что с посадкой не затягивайте). Билет 35 кун взрослый и 18 кун детский (4-10 лет). В пути с остановкой в Слатине на острове Чиово был примерно 1 час 10 минут, но поездка прошла гораздо приятнее, чем на автобусе.