От Пантеона продолжаем движение вдоль его левой стены к смежной площади Санта Мария сопра Минерва (Piazza Santa Maria sopra Minerva).
Обелиск Минервы
Посреди площади красуется мраморный слоник с обелиском на спине.
Обелиск прибыл в Рим вместе с обелиском-близнецом, который сейчас находится у Пантеона для храма Исиды. Установить этот маленький обелиск высотой 5,5 метров на площади перед церковью Санта-Мария-сопра Минерва решил Папа Александр VII Киджи. Папу восхитила находка с иероглифами символизирующие солнечный свет и, по его разумению, свет божественных знаний.
Обелиск на слона установил в 1667 году по проекту архитектора Лоренцо Бернини его ученик Эрколе Феррара. Бернини в жизни никогда слона не видел,и при работе опирался лишь на слова очевидцев,в результате чего получился округлый слон,больше похожий на упитанного поросенка. Новый памятник, римляне прозвали «porcino/porcellino della Minerva”, или поросенок Минервы. Это название со временем превратилось в современное название обелиска -«Пульчино делла Минерва» — цыплёнок Минервы, вероятно,из-за сходства двух слов в римском диалекте.
Так как во время утверждения проекта памятника у Бернини возник конфликт со священником доминиканского монастыря падре Доменико Палья, то задний, неприличный вид скульптуры, был установлен непосредственно перед окнами доминиканского монастыря (от того монастыря осталась сейчас только галерея, в которой расположилась библиотека итальянского сената).
Базилика Санта Мария сопра Минерва (S. Maria sopra Minerva)
Одну из сторон площади занимает розоватый неприметный фасад базилики Санта-Мария-сопра-Минерва (XIII-XV века), одного из главных храмов римско-католического доминиканского ордена. Она была построена в 1280 году на месте античного храма Минервы Калчидики. Отсюда и ее название «Святая Мария над Минервой».
Внутреннее пространство базилики оформлено в готическом стиле, неф обрамлён стрельчатыми арками, а небесно-синие своды потолка усыпаны звёздами (сводчатый синий потолок с золотыми звездами — это XIX век, реставрация). Яркий синий, золотые орнаменты, контрастные сочетания, Ангелы и Святые моментально делают собор очень нарядным и запоминающимся. В отдельных элементах интерьера прослеживается стиль барокко. Принято считать, что Санта-Мария-сопра-Минерва является единственным образцом готического христианского сооружения в Риме из дошедших до наших дней.
В боковых капеллах церкви сплошные подлинники, да в таких количествах, что хватило бы на небольшой музей.
Настоящим сокровищем базилики является статуя «Воскресший Христос» — поздняя работа Микеланджело (слева от алтаря). Мастер получил этот заказ от каноника Собора святого Петра Бернардо Ченчи в 1514 году. Статуя изображает воскресшего Иисуса Христа, держащего в руках крест. Шедевр выполнен в традициях Античности, так как перед зрителем предстаёт совершенно обнажённый Христос, подобный греческому атлету. Работа над мраморной статуей продолжалась в течение шести лет и считается не типичной для произведений Микеланджело. к работе мастера довольно неудачно приложили руку ученики (они, в частности, прикрыли Иисуса набедренной повязкой, чтобы лишние подробности не смущали верующих, и обули его в сандалии).
Справа от алтаря, зеркально Христу Микеланджело, стоит Иоанн Креститель работы Giovanni Obici.
В правом крыле трансепта — капелла Карафа, где покоится папа Павел IV, вошедший в историю как гонитель протестантов, создатель римского гетто и страшный ханжа, повелевший намалевать тряпицы вокруг чресл всех четырех с лишним сотен персонажей «Страшного суда» в Сикстинской капелле. Впрочем, капеллу прославил не сам папа, а его родственник: он заказал Филиппино Липпи фрески, где святой Фома Аквинский прерывает Благовещение, чтобы представить Мадонне монсеньора Оливьеро Карафу.
Остальные части росписи — «Успение богородицы», «Триумф Фомы Аквинского над ересью» (жест Фомы, загибающего пальцы, призван символизировать его пять доказательств бытия божьего) и «Явление Христа Фоме Аквинскому». «Мадонна с младенцем» в капелле Франджипане (вторая слева от алтаря) приписывается Беато Анджелико,
чья гробница находится здесь же, в вестибюле слева от алтаря. На саркофаге знаменитого флорентийского монаха-художника Фра Анжелико, умершего в 1455 году в Риме можно прочесть: «Здесь покоится достопочтенный художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция, Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье».
В вестибюле расположено множество надгробий, украшенных прекрасными скульптурами
Капелла Медичи (за алтарем)
посвящена католическому Корпусу Кристи, нищенствующему Ордену Тела Христова. Здесь размещены гробницы веселых растратчиков и меценатов — пап из рода Медичи: Пап Льва X (Джованни Медичи)
и Климента VII (Джулио Медичи), выполненные архитектором Антонио да Сангалло Младшим.
Здесь же покоится провидица и проповедница святой Екатериной Сиенской, дочь красильщика, которой удалось вернуть пап в Рим из Авиньона. Сейчас является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме и признана одной из четырёх женщин-Учителей Церкви.
Еще в боковых капеллах есть фрески Перуджино («Воскресение» в третьей капелле справа) и Антониаццо Романо («Благовещение» в пятой справа), скульптуры Мино да Фьезоле (памятник Франческо Торнабуони справа от входа) и Бернини (надгробия Марии Раджи и кардинала Виджевано).
Другие капеллы расписаны менее именитыми живописцами, но не менее прекрасны. Прогуляемся по церкви еще немного.
Капелла Капраника (справа от алтаря) расписана Джованни де Веччи (Giovanni de Vecchi).
Здесь же гробница епископа Уильяма Дуранда (Guillaume Durand) работы Giovanni di Cosma.
В ризнице фрески 17 века, оригинальные шкафы тоже 17 века. Позади ризницы комната святой Екатерины Сиенской, видна фреска «Распятие» Антониаццо Романо.
Капелла Сан Доминико (трансепт, левое крыло). Обращают на себя внимание колонны из полихромного мрамора. Запрестольная фреска: Мадонна показывает икону со святым Доменикам святым Екатерине и Магдалене.
Справа могила Папы Бенедикта XI, по бокам от статуи Папы скульптуры Чистоты и Религии.
Слева обращает на себя внимание скульптура Мадонны с младенцем Иоанном Богословом (Франческо Грассия, 1670 г.).
Капелла Кафарелли (правый неф). На алтаре картина маслом Экстаз (1673 г.)
Капелла Колонна (правый неф). В алтаре картина Святая Роза Лимская, цветочные узоры в оформлении капеллы намекают на Святую.
Капелла Пия V (левый неф). Пий V был основателем Святой Лиги, которая в Битва при Лепанто разгромила османский флот в 1571. Запрестольный Пий V поднимает крест над разбитыми турками (работа Андреа Прокаччини (1710-20))
Капелла Ланте делла Ровере (левый неф). Капелла посвящена апостолу Иакову старшему. Заалтарная картина изображает Иакова (художник Марчелло Венасти, 1570-1580).
Справа надгробный памятник Марии Колонна (умерла 1840 г.) с Ангелом Воскресения,
Слева надгробие Карлотты и Ливии Ланта делла Ровере, оба памятника работы Пьетро Тенерани (1869-1870 гг.).
Капелла Иоанна Богослова (капелла Наро) (левый неф). Запрестольный Иоанн Креститель
и фрески в куполе, в пустотах и на передней стенке Четыре Пророка между ангелами , четыре евангелиста и проповедь Предтечи — работа Франческо Напи (1600).
Мы вернулись ко входу в базилику и покидаем ее. Кстати, когда-то в этот-то храм изящных искусств приводили еретиков, чтобы они публично отреклись от своих вредных убеждений: трибунал инквизиции заседал в пристроенном к Санта Мария сопра Минерва доминиканском монастыре (хвостом к которому стоит слон Бернини). Самой знаменитой его жертвой был Галилей: если когда-нибудь он говорил: «И все-таки она вертится», то прозвучало это именно здесь.
Базилика Санта Мария сопра Минерва на карте