Если спускаться по улице Кавур от Санта-Мария-Маджоре к Колизею, то примерно на полпути, там, где улица делает резкий вираж, обнаружится картинно затянутая плющом лестница Борджиа (Salita dei Borgia, по мере подъема переходящая в Via di San Francesco di Paola). На вершине ее, по ту сторону арки, проходящей сквозь дворец Борджа, обнаруживается забитая машинами площадь, а в ее западном углу — базилика Сан Пьетро ин Винколи. Но этим путем мы подняться не смогли из-за мероприятий в день подписания Римского договора.
Поэтому к базилике мы поднялись по другой лестнице — сразу на развилке виа Кавур и виа Джованни Ланца. Подходили к базилике с обратной стороны.
Базилика Сан Пьетро ин Винколи (San Pietro in Vincoli)
Она расположена на Оппиевом холме, одной из двух вершин Эсквилина, заложена в V веке, перестроена в XV веке. Фасад базилики, как и многие другие храмы Рима, выглядит неброско. С середины 5 в., когда она была построена, базилика неоднократно подвергалась перестройкам. В 1457 г. по указу папы Сикста IV старый фасад был обрамлен одноярусным портиком с аркадой на столбах:
крыльцо было построено по проекту Baccio Ponelli, оно состоит из пяти арок, опирающихся на шесть восьмигранных колонн, закрываются бронзовыми воротами, увенчанными гербом Юлия II.
Центральный неф отделен от боковых двадцатью мраморными дорическими колоннами из Греции.
У центрального нефа кессонный потолок 18-го века, украшенный в центре фреской Джованни Баттиста Пароди, изображающей Чудо из Цепей (1706). В этой сцене Папа Александр исцеляет зоб Святой Бальбины, прикасаясь к ней цепями, которые когда-то связывали святого Петра.
Цепи апостола Петра
Базилику паломники испокон веков почитали за хранящиеся там под алтарем вериги святого Петра (слово «vincoli» как раз и означает «узы, путы»). Базилика была построена в V веке на средства Лицинии Евдоксии, супруги императора Валентиниана III. Название «Сан-Пьетро-ин-Винколи», что переводится как «Церковь святого Петра в веригах», происходит от древней христианской реликвии, хранящейся здесь. Это святые вериги (цепи), в которые был закован апостол Пётр.
Святые вериги состоят из иерусалимской цепи, которой Пётр был скован в 42 году по приказу Ирода Агриппы и римской цепи, используемой для заключения апостола в 64 году перед казнью в Марментинской темнице. Иерусалимскую цепь привезла в Рим мать Евдоксии и супруга императора Феодосия II, Евдокия, которая получила эту реликвию из рук Патриарха Иерусалима Ювеналия за благочестивые дела и исполнение своего обета паломничества. Согласно христианской легенде, иерусалимская и римская цепи чудесным образом соединились между собой, когда их взял в руки Папа Лев I.
Многие до сих пор верят, что святые вериги обладают целебной силой, поэтому ежегодно Базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи посещает десятки тысяч паломников со всего мира, реликвию выносят на поклонение верующим ежегодно 29 января. Хранится столь важная христианская реликвия в специальном прозрачном ковчеге, созданном по проекту Андрея Барлуцци. Он находится под престолом главного алтаря, осененного массивным четырехколонным киворием.
Апсида и купол были расписаны фресками в 1577 году художником Якопо Коппи — представителем флорентийского маньеризма.
Моисей Микеланджело
Ни один паломник не обойдет своим вниманием и находящуюся в храме гробницу папы Юлия II, создателем которой был знаменитый Микеланджело (1542-1545 гг.). Для этого надгробия великий скульптор выполнил одну из самых знаменитых своих статуй — Моисей со скрижалями Закона — рогатого Моисея. Рогатым он стал из-за ошибки в переводе: в оригинальном тексте Ветхого Завета было сказано, что у Моисея, когда пророк спустился с горы Синай, от головы исходили лучи, а в искаженном варианте получились рожки. Моисей поражает своей величественностью и загадочностью, он изображен в тот момент, когда он спускается с горы Синай и несет людям заповеди, но народ в период его отсутствия начал поклоняться золотому тельцу. И Моисей здесь застигнут в тот момент, когда его удивление сменяется гневом, все тело напрягается, вздуваются вены на его мощных руках, и он готов уже разбить золотые скрижали с заповедями от отчаяния и осознания бесплодности своих стараний.
Вообще же эта грозная фигура должна была венчать собой надгробие Юлия II, которое предполагалось поставить в самом центре базилики Святого Петра — там, где сейчас возвышается балдахин Бернини. Однако доделать надгробие скульптору не дали: его непрерывно отвлекали то на потолок Сикстинской капеллы, то на «Страшный суд», то еще на какие-то мелкие поручения. Так Микеланджело и умер, не завершив своей самой любимой работы. Фигуры Лии (деятельная жизнь) и Рахели (созерцательная жизнь) (по бокам от Моисея) доделывал уже ученик, что очень заметно, особенно если приглядеться к головам. К фигурам лежащего папы, Мадонны с младенцем, пророка и Сивиллы маэстро вообще не успел притронуться — все пришлось заканчивать подмастерьям. Впрочем, даже в незавершенном виде монумент затмевает собой все остальное, что можно найти в базилике.
Фрески, картины, скульптуры базилики Сан Пьетро ин Виколи
Меж тем, тут имеются целых четыре достойных внимания фрески («Святой Августин» Гверчино в первой капелле справа, «Снятие с креста» Помаранчо в первой капелле слева,
«Святая Маргарита» Гверчино справа от главного алтаря
и «Освобождение святого Петра» в сакристии)
плюс византийская икона конца VII века. Изображенный там бородатый муж в летах, облаченный в длинную хламиду, — это, как ни странно, святой Себастьян, который со времен Возрождения представляется обычно прекрасным обнаженным юношей. Алтарь был построен как клятва, чтобы остановить чуму, обрушившуюся на Рим с июня по сентябрь 680 г. В верхней части алтаря, над иконой, есть старая картина Мадонны с младенцем.
Кроме того, напротив «Снятия с креста» похоронен кардинал, философ и математик Николай Кузанский. Он считается величайшим философом 15 — го века. Под скульптурой мы видим изображением омара, так как настоящая фамилия кардинала была Креббс (в немецком «креббс» означает «омар»).
В церкви много гробниц. Приковывающий внимание аллегорический скелет смерти – это могила кардинала Синдзи Пассери Альдобрандини.
В левом нефе еще одно надгробие между двумя скелетами — кардинала Мариано Векчиарелли.
Возле дверей, по левую руку как входишь в церковь покоятся два брата из Флоренции — Антонио и Пьеро Поллайоло. Они были представителями флорентийской школы позднего кватроченто. Оба были изображены в двух мраморных тондо со следующей эпитафией: Антониус Пуллариус, флорентинец, знаменитый живописец, создавший бронзовые памятники двум первосвященникам — Сиксту и Иннокентию, согласно желанию, выраженному в завещании, пожелал быть здесь погребенным вместе с братом Петром. Жил он семьдесят два года, скончался в 1498 году. Антонио Полайо — скульптор, добавивший фигуры Ромыла и Рема к статуе волчицы на Капитолйском холме. Над памятником, немного им скрытая, есть фреска Умилостивительная Процессия Систо IV на конец чумы 1476 года.
Орган церкви с позолоченной шкатулкой был построен Джакомо Алари между 1686 и 1687, восстановлен и расширен в 1884 году по Аттилио Priori. Во второй половине XX века был заброшен, в 2014 году он снова зазвучал.
Монастырь Базилики
Ну что ж, покидаем базилику Сан Пьетро ин Винколи, выходим на одноименную площадь. В XV веке рядом с базиликой был построен монастырь. В XIX веке он был конфискован в пользу государства, сейчас в нем располагается Университет Рима, механический и аэрокосмический факультет.
Базилика Сан Пьетро ин Винколи на карте