Третья наша вылазка в Барселону была посвящена шоппингу, но и обойти вниманием красоты города мы не могли, поэтому немного прогулялись от площади Каталонии по проспекту Грасиа — Passeig de Gracia, район Эшампле. Эшампле — этот район, пожалуй, самый известный в Барселоне. Район Эшампль возник не спонтанно, а чётко по плану. Когда в середине XIX века население перестало помещаться внутри старого города, городские власти решили разом снести старые деревенские поселения, объединить пустые территории между ними и застроить это всё. В названии район до сих пор сохраняет историю своего появления – Eixample переводится с каталонского как «расширение».
На застройку нового района был объявлен конкурс, и выиграл проект Ильдефонсо Серда-и-Суньеры. Его простую гениальность оценили только потом. Можно сказать, что этот план воплощал в себе все основные принципы современного градостроительства.
Впервые в Барселоне была применена прямолинейная планировка, большие площади, зелёные насаждения во внутренних дворах и вдоль проспектов, для каждого вида транспорта свой маршрут, высота домов должна была быть не более 20 м (чтобы не давить на людей).
Улицы перекрещиваются под прямым углом и образуют прямоугольные (часто даже квадратные) кварталы с характерными скошенными углами. Скошенные углы позволяют беспрепятственно перемещаться транспорту и обеспечивает хорошую освещённость и вентиляцию. Благодаря октагональной форме кварталов, достигается улучшенный обзор на перекрёстках, а в настоящее время дополнительная свободная площадь на углу каждого квартала используется для кратковременной парковки автомобилей.
Наиболее известный из районов Эшампля – т.н. Правый Эшампль. Его центральная улица – знаменитый проспект Грасия (Passeig de Gràcia). По этому проспекту как по бульвару не погуляешь – всё-таки главная дорога, она довольно загазована, но стоит обратить внимание на интересные фонари со скамьями, созданными по эскизам Пера Фалькеса (Pere Falqués, 1906 г.),
и вертеть головой по сторонам, разглядывая дома. Есть такое, что ни в коем случае нельзя пропустить.
Квартал несогласия в Барселоне
На нечётной стороне расположен «Квартал несогласия» в Барселоне (Block of Discord, или «Яблоко раздора» — Manzana de la discordia), названный так из-за стилистической неоднородности образующих его зданий. К каждому из них нужен особый подход, каждое само по себе стало бы украшением любого квартала, но тут, собранные вместе, они поражают воображение даже бывалого путешественника.
Дом Лео Морера (Casa Lleó Morera)
Если идти от площади Каталонии, то первым нас встречает дом Лео Морера (Casa Lleó Morera), Passeig de Gracia, 35. Дом был построен в 1864 году, а в 1902 по заказу тогдашнего владельца Антонио Морера-и-Бусо подвергся реконструкции по проекту знаменитого архитектора-модерниста того времени Луиса Доменека-и-Монтарера (Lluís Domènech i Montaner).
Заказчику не было суждено дожить до окончания строительства, работу в 1906 году принимал его сын Альберт Лео-и-Морера. В целях увековечивания имени владельца дома Доменек-и-Монтанер вплёл в орнамент, оформляющий здание, многочисленные изображения львов (Lleo) и тутовых деревьев (Morera).
При работе над отделкой дома Доменек-и-Монтарер сотрудничал с художником по керамике Антони Сера-и-Фитер, известным скульптором Эусеби Арнау, мастерами по мозаике Льюисом Бру и Марио Мараглиано, а также мастером декора и мебели Гаспаром Хомаром.
Создается впечатление, что Доменек-и-Монтарер старался наполнить фасад и внутреннее убранство особняка максимальным количеством элементов декора невероятной красоты. Так, фасад украшен колоннами, скульптурами, барельефами и лепниной, изображающими различные мотивы, от которых трудно отвести взгляд.
Композиционным центром фасада является угловая застеклённая ротонда и акцентирующая её формы изящная башенка на углу дома. Однако стоит отметить, что все части декора размещены стилистически гармонично и грамотно, и не перегружает внешний облик Дома.
Особого внимания заслуживают прекрасные колонны первого этажа, выполненные из розоватого мрамора. Это была идея бывшего владельца, чтобы подчеркнуть богатство собственного особняка.
Эусеби Арнау, отвечавший за скульптурное украшение здания, отразил технический прогресс (как его понимали в то время). По краям балконов третьего этажа он посадил девушек, держащих в руках всевозможную технику (фотоаппарат, граммофон, телефон и электрическую лампочку).
Не менее пышно и внутренне убранство дома Лео Морера — лестницы, узорчатые потолки, витражное остекление, мозаичные панно. Однако увидеть роскошные интерьеры нельзя — дом находится в частном владении.
Casa Mulleras
Рядом расположены для малоизвестных здания квартала Несогласия. Одно из них — Casa Mulleras архитектора Энрике Санье (Enric Sagnier) на Passeig de Gràcia, 37.
Старый дом Ramon Comas, построенный Полом Марторелле (Pau Martorell) в 1868 году, был приобретен Ramon Mulleras и полностью отреставрирован архитектором Энрике Санье (Enric Sagnier) в 1906 году. Декоративная умеренность и классицизм его оформления резко контрастируют с полными модернизма соседними зданиями. Наиболее характерная особенность фасада — горизонтальные полосы (центральная галерея, которой служит балкон наверху и горизонтальная фриза под ней). Легкости фасаду добавляет цветочный декор.
Casa Bonet
Следом идет Casa Bonet,на Passeig de Gràcia, 39, украшенный архитектором Marcel·lí Coquillat i Llofriu. Известный первоначально как Casa Torruella, дом был построен в 1887 году архитектором James Brossa. В 1915 Delfina Bonet заказал переделку фасада, работы провел Marcellin Coquillat. Окруженный лучшими зданиями модернистской Барселоны, в очень консервативной эстетике классицизма, этот дом остался практически незамеченным.
Наиболее характерной особенностью является двухуровневый фасад в стиле барокко и декоративные детали, которые украшают перемычки наверху, а также итальянские окна первого и второго этажей и центрального венчающего элемента.
Дом Амалье (casa Amatller)
Следом идет еще один бриллиант в короне Квартала Несогласия — дом Амалье (casa Amatller), Passeig de Gràcia, 41. Дом, построенный в 1875 году, в 1898 году был куплен кондитером Антонио Амалье и его реконструкция была поручена архитектору Пуч-и-Кадафальку (Josep Puig i Cadafalch). В ходе работы, в которой участвовала целая группа художников и мастеров прикладного искусства, была выполнена перепланировка и художественное оформление дома.
Владелец дома слыл не только состоятельным и удачливым бизнесменом, но и страстным путешественником. В списке стран, которые посетил кондитер, значились многие европейские государства, а также страны Магриба.
Правильно уловив характер хозяина дома, архитектор перекроил дом под стать владельцу. Ступенчатый фронтон крыши выполненный на манер северных стран, кованные узорчатые перила балконов напоминают об искусстве далекого Востока, большое количество лепнины, двухцветный граффито, разноцветная мозаика, резьба на эркере, барельефы, элементы из железа, дерева и стекла, резьба на эркере – дань готике и модернизму. Как бы там ни было, абсолютно все стили здания гармонично переплетены между собой гармонично и умело.
В помещениях верхнего этажа располагается Институт испанского искусства Аматлье (Institut Amatller d’Art Hispanic) с большой библиотекой – учреждение, которое в основном занимается исследованиями в области испанского искусства.
Вестибюль открыт для посещения.
На первом этаже до сих пор работает магазин шоколада.
В 1976 году королевским указом дом Амалье был объявлен памятником национального значения.
Дом Батльо (Casa Batllo)
Последний в этом ряду, но не по значению — Дом Батльо (Casa Batllo), Passeig de Grasia, 43. Это один из самых изысканных и экстравагантных проектов Антонио Гауди, один из архитектурных символов Барселоны.
У семьи текстильных фабрикантов Батльо на Пасео де Грасиа был дом, они хотели его отреставрировать и обратились к услугам каталонского архитектора. Первоначально у владельца дома, Жузепа Батльо-Казановаса, был план вообще снести здание, построенное в 1875 г., и на этом месте возвести новое. Гауди отклонил эту идею и спроектировал новое здание на основе уже имеющегося, внеся в него значительные изменения.
Порожденный в условиях полной творческой свободы, без какой-либо оглядки на уже существующие образцы, дом получился совершенно фантастический, неправильных геометрических форм, богатейшей расцветки т с множеством необычных декоративных элементов. Его фасад из песчаника, добываемого в Монтжуике, облицованный цветной керамикой, — один из самых эффектных и ярких проектов Гауди. Здесь преобладают изогнутые линии, волнистые рельефы и формы. Отсутствие прямых линий придает зданию отчетливый трехмерный облик.
Существует множество толкований формы и декора этого фасада, в том числе говорится о сходстве с гигантским драконом, пронзенным копьем святого Георгия: в верхней части вздымается башня с пятиконечным крестом, сама крыша выложена цветной черепицей (башня символизирует копье, а крыша — хребет дракона). Разноцветная керамика, которой облицован весь фасад, напоминает чешую дракона, а окна -, эркеры и балконы — черепа и кости сожранных им жертв. За столь необычный вид Дом Бальо был прозван в народе Домом костей.
Все декоративные элементы дома выполнены лучшими мастерами прикладного искусства. Кованные элементы созданы кузнецами братьями Бадия, витражи — стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы — П.Пужолом-и-Баусисом сыном, другие керамические детали выполнил Себастьян-и-Рибо. Облицовка главного фасада была полностью изготовлена на острове Мальорка.
Внутренние помещения дома также поражают воображение. Здание находится в частной собственности, но для посещения публики отведено определенное время, и можно увидеть некоторые залы. Перед домом стоит огромная очередь желающих посетить этот необыкновенный дом, но мы были сильно ограничены во времени, поэтому, к сожалению, внутрь не попали.
В 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, в 2005 году включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дом Мила (Casa Mila)
Немного поодаль от Квартал несогласия в Барселоне на Passeig de Gracia, 92 стоит еще один известный дом архитектора Антонио Гауди — Дом Мила (casa Mila).
Параллельно с работами над домом Батльо Гауди взялся и за другой заказ, коммерсант Пере Мила-и Кампс поручил ему проект своего нового дома, который он хотел построить на расстоянии всего четырех улиц от дома Батльо. В отличие от предыдущего здания, этот дом привел в восхищение всех критиков той эпохи, хотя полностью работы над ним не были завершены из-за разногласий между владельцем и архитектором, которому пришлось подавать на заказчика в суд, чтобы получить причитающийся гонорар.
Это необычная конструкция невероятных размеров, объединяющая два дома с внутренними дворами по центру. Здание насчитывает пять жилых этажей, кроме того, здесь есть полуподвал, антресольный этаж и чердак. Строительным материалом послужили большие блоки известняка из карьеров Гаррафа и Вилафранки. Возможно, поэтому в народе дом вскоре получил прозвище «Педрера» (La Pedrera), то есть каменоломня.
В работе над этим проектом Гауди черпал вдохновение в природе, поэтому внешний облик здания находит множество интерпретаций. Например, волнистый фасад с его изобилием окон, расположенных, на первый взгляд, абсолютно произвольно, вызывает ассоциации с морской волной. Одновременно с этим верхняя часть здания облицована серовато-белой керамикой, создающей впечатление заснеженной вершины.
На главном фасаде обращают на себя внимание кованые железные перила балконов с растительным узором, причем все отличаются друг от друга. В их изготовлении принимал участие Жужоль .
На небольшом выступе, проходящем вдоль всего фасада и разделяющем последний этаж и чердак, можно прочитать на латыни начальные слова молитвы Богородице «Ave Maria gratia plena dominus tecum», привносящие религиозный оттенок в это произведение светской архитектуры.
Крыша — это, без сомнения, самое удивительное место в этом здании. Как и во всех своих проектах, Гауди продумал здесь все до мельчайших деталей и превратил все дымоходы, служебные лестницы и вентиляционные люки в произведения абстрактного искусства. Они перестаю быть просто служебными элементами и становятся вполне современными скульптурами разных форм и размеров.
Помимо экстравагантного оформления дома, новаторскими в творении Гауди были и инженерные решения. Например, продуманная система естественной вентиляции дома Мила позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, поскольку нет несущих стен, имеется подземный гараж. В диковинку для того времени было и то, что почти в каждом помещении имелось окно, в которое поступает дневной свет.
Хотя при жизни Гауди не удалось дождаться такого признания, но все его труды, вложенные в это здание, были вознаграждены позднее. В 1969 г. «Педрера» была удостоена государством звания Историко-художественного памятника национального значения, а в !984 г. внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С 1986 г. дом Мила принадлежит Сбербанку “Caixa de Catalunya”, который использует бывшую квартиру в бельэтаже площадью 1 000 кв. м. под выставочные цели. Квартира на седьмом этаже здания оформлена в стиле 20-х годов XX века и вместе с чердачным этажом и террасой на крыше демонстрируется посетителям во время экскурсий. На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи. Внутри этого потрясающего дома нам побывать не удалось.
Сам Гауди сказал про своё произведение: “… исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех четырех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света”.
Здания на Passeig de Gracia
И под конец еще несколько зданий на Passeig de Gracia, попавших в кадр (хотя там можно фотографировать каждое — все очень красивы!).
Banc Vitalici
Дом Banc Vitalici (Passeig de gracia, 11)- здание по проекту Луиса Бонет Гари (Lluís Bonet Garí), построено между 1942 и 1950 годами. Это был один из первых небоскребов в городе. Состоит из трех секций, самая высокая из которых занимает угол с Гран Виа. В его стилемонументального классицизма чувствуется влияние чикагской школы. Фасад был украшен рельефами Генри Монка (Enric Monjo), официального скульптора банка, в 1949 году.
Сейчас в этом здании располагается Генеральное консульство Аргентины.
Palau Marcet (Cinema Comèdia)
Особняк Palau Marcet (Cinema Comèdia) (Passeig de gracia, 13) Это один из немногих городских особняков, которые остаются в Эшампле. Был разработан в 1887 году в эклектичном стиле барокко и классицизма и готики на фасаде и восточного интерьера.
В 1934 году был реконструирован Pere Domènech Roure в Театр комедии. В 1960 году переделан в кинотеатр, который действует там и в настоящее время.
Дом с Фениксом
Штаб-квартира страховщика «La Unión y el Fénix Español», архитектор Eusebi Bona i Puig (Passeig de Gracia, 21)- монументальное здание, построенное в 1927-31 годах. Оно характеризуется своим круговым «углом», увенчанным куполом, на котором стоит статуя феникса.
Орнаменты в классическом стиле, с группой двойных коринфских колонн, и антаблемент, чтобы установить скульптуры, сделанные Фредериком Маре (Frederic Marés). Четыре пары скульптур — это аллегории промышленности, сельского хозяйства, искусства и навигации.
Здание союза страховщиков Парижа (Union des Assurances de Paris)
Дом союза страховщиков Парижа (Union des Assurances de Paris) (Passeig de Gracia, 33) построено в 1913 году, на углу с carrer del Consell де Cent. По углам возвышаются два выступа с каменной отделкой, они имеют великолепные резные рельефы.
Примечательны верхние этажи: один с полукруглыми отверстиями с декоративной облицовкой керамикой, другой, образующих открытую галерею, с тяжелыми колоннами покрытыми штукатуркой. Изначально был резиденцией «Женского образовательного общества.», потом здание занимали страховые компании, сейчас там располагается хостел и ресторан.
Casa Coma
Дом Casa Coma (еще одно творение архитектора Enric Sagnier, 1907 год, Passeig de Gracia, 74)- обычное здание, результат перестройки старого дома. С фронта следует отметить основной этаж, с каменными балконами и изогнутыми линиями центрального балкона. Изогнутый профиль венца также сделан в стиле модерна. Первый этаж был изменен двумя большими прямоугольными отверстиями, которые не перекликаются вообще с остальной частью здания.
Casa Josep Borràs
Дом Casa Josep Borràs (Passeig de Gracia, 77). Фасад этого здания является результатом переделок, проводимых в период между 1920 и 1925 Francesc de P. Nebot, который к тому же добавил один этаж. Наиболее характерной особенностью является центральным выступ, образующий галереи первых четырех этажей. Первый этаж плоский в окружении двух резных панелей. Два верхних этажа полукруглые и обрамлены двумя парами толстых колонн с коринфскими капителями.
Suites Avenue
И из современного. Жилой комплекс Suites Avenue (2009 г., Passeig de Gracia, 83) — здание, разработкой фасада которого занимался японский архитектор Тойо Ито (Toyo Ito), за другие части здания отвечали испанские архитекторы Карлос Бассо (Carlos Bassó) и Тони Олайа (Toni Olaya).
Здание расположено рядом с Домом Мила и им же вдохновлено.
На этом наша короткая, но очень насыщенная достопримечательностями прогулка завершилась, и мы отправились за покупками (впрочем, в магазины мы заходили и по пути между достопримечательностями, так как проспект Грасиа — улица, где двери почти в каждом доме являются входом в бутик, магазин или ресторан).