Третья наша поездка в Барселону была очень насыщенной: мы прогулялись по парку Цитадели, посетили зоопарк Барселоны, а потом пошли осматривать готический квартал в Барселоне.
Из зоопарка мы вышли через южный вход, обошли его по периметру, издалека полюбовавшись на высотные здания Барселонеты и Олимпийской деревни.
Барселонета
«Морские ворота» Барселоны — так называемые Башни-Близнецы (хотя и абсолютно разные по дизайну), построенные на Каррер де ла Марина в 1992 году: Торре Мапфре (154 м., 40 этажей) и отель «Артс Барселона» (154 м, 44 этажа) (по проекту архитекторов Брюса Грэхема; Иньиго Ортиса и Энрике Леона).
Необычное, обшитое деревянной рейкой здание Барселонского медицинского исследовательского центра (Barcelona biomedical reseach park), разработанное архитекторами Manuel Brullet i Tenas and Albert de Pineda i Àlvarez.
Здание с бабочкой — Torre de Gas Natural издалека кажется простой стекляшкой. Но если приглядеться, то у него совершенно необычайная. невероятно сложная архитектура. Даже издалека на моем фото видно выступающую консоль, а уж что там вблизи — нам пока остается только догадываться. Архитекторы Энрике Мираллеса и Бенедетта Тальябуэ (Enric Miralles, Benedetta Tagliabue), 2006 г.
Водонапорная башня бывшей газовой фабрики, которую снесли в рамках реконструкции Барселоны перед Олимпийскими играми 1992 года. На месте первой в Барселоне газовой фабрики разбили парк Барселонеты. Водонапорная башня в модернистском стиле была построена для нужд газовой фабрики в 1905-1906 гг. архитектором Josep Doménech i Estapá. Башня высотой 44 метра на квадратном основании с восьмигранным стволом, круглым хранилищем и конической крышей украшена глазированной керамикой.
Прошли мимо Вокзала Франко (Estasio de Franco)
прошли по авеню Маркус де л’Аргентера (av. Marques de l’Argentera)
свернули на виа Лаетана (via Laietana).
Виа Лаетана
Это одна из главных улиц Барселоны, соединяющая площадь Каталонии и весь район Эщампле с портом. Проспект идет через весь Старый город, отделяя Готический квартал от квартала Рибера. Проложен он был в 1907-1926 гг. Название Виа Лайетана связано с иберийской народностью лайетаны или лайетанцы (laietans), которая исконно населяла эти земли до прихода римлян. Сегодня Виа Лайетана — это средоточие ресторанов, кафе и баров, а также, как вы уже могли убедиться, впечатляющих произведений архитектуры.
и, наконец, дошли до готического квартала в Барселоне.
Готический квартал в Барселоне — это исторический центр города и настоящий уголок Средневековья, которое легко уживается рядом с вкраплениями Ренессанса, неоклассики и даже римскими постройками, которые, правда, до нас дошли не в лучшем своем виде. Иногда этот красивый район города именуют «соборным» кварталом, так как именно здесь расположен Кафедральный собор Барселоны. Готическим квартал стали называть в начале XX века, а с 20-х годов это название закрепилось официально.
Готический квартал
Помимо старинных церквей и дворцов квартал интересен своей застройкой. Дома расположились почти вплотную друг к другу, а по улочкам (не смотря на то, что движение там не совсем пешеходное) можно проехать разве что на скутере, хотя и автомобили ими не брезгуют.
Площадь Сант Жюст
На углу дома можно увидеть источник (или фонтан) Сант Жуст (sant Just). Источник, по преданию, он основал Joan Fivaller 1367, хотя другие авторы считают, что он построен позже, в 1427.
В готический квартал мы зашли с площади Сан Жуст (Placa de Sant Just). Площадь хранит характер традиционной Барселоны благодаря тому, что оно не испытало на себе влияние времени и прогресса. Она представляет собой остатки старого кладбища, где, как гласит легенда, похоронены первые христианские мученики Барселоны.
С площади сквозь узкую улочку открывается вид на интересный дом в мавританском стиле с отделкой сине-белыми изразцами и черепичной крышей. Здание не просто украшено керамическими плитками: на изразцах также выведены знаменитые латинские изречения типа Sol lucet omnibus («Солнце светит для всех»), Labor omnia vincit («Труд всё побеждает»), Nihil prius fide (Верность превыше всего»), Ars longa, vita brevis («Искусство вечно, жизнь коротка») и т.п.
Одно из интересных мест на площади — это церковь Сан Жуст и Пастор (Església des Sants Just i Pastor). Считается, что церковь Сантос-Жуст-и-Пастор является древнейшей в Барселоне. Имеются сведения, что она была построена еще в 9 веке при короле франков Людовике Благочестивом.
В период с 1342 года и по 1574 год церковь перестроили, создав на фундаменте старой романской постройки новые фасады и колокольню в готическом стиле, авторами которых выступили Пере Блаи, Жоан Сафон и Жоан Гранья, и большая часть которых сохранились до настоящего времени. В 19 веке, в период между 1880 и 1887 годами, фасады были отреставрированы в неоготическом стиле.
Также данная церковь с 13 века обладает исключительным правом на индульгенцию, которое действительно и в наши дни. А суть этого права в том, что последнее желание человека, умирающего в стенах церкви, обязано быть выполнено, если это желание высказано у алтаря и при свидетелях. До XV века была приходской церковью королевской семьи.
На главном фасаде по центру тимпана скульптура широко почитаемой в Каталонии Богоматери Монтсерратской, или Черной Мадонны (La Moreneta), а по сторонам от нее — скульптуры святых Юстуса и Пастора. Кроме того, небольшие скульптуры этих святых находятся на колокольне церкви (если присмотреться, их можно заметить примерно на высоте основного нефа). Непосредственно под скульптурами на тимпане выведена латинская надпись в две строки: Una es cum pueris Justo et Pastore beatis / Virgo Nigra et Pulchra, Nostra Patrona Pia («Вместе с блаженными отроками Юстусом и Пастром / Черная и прекрасная Дева, ты наша святая покровительница»).
А с колокольни (подъем 2 евро и совершенно без толкотни) открывается великолепный вид на Барселону и Кафедральный собор.
Площадь Сан Жауме
Мимо церкви мы вышли на просторную площадь Сан Жауме (placa de Sant Jaume). Эта площадь с давних времен является центром политической жизни города. В 1823 году была проведена ее масштабная реконструкция.В древности эта площадь была римским Форумом. Тут же находился храм Августа, остатки которого до сих пор можно наблюдать рядом с Пласа де Сан Жауме. Сегодня на площади друг напротив друга располагаются главные административные здания Барселоны и Каталонии — это Каталонское правительство и Ратуша.
Здание Городского Совета (Casa de la Ciutat). Этот дом является не столько архитектурным, сколько историческим зданием Барселоны. Его достоинством в этом плане является стилевое смешение. Оригинал здания возводился во времена сплошной готики, автором проекта был архитектор Пере Лобет (Pere Llobet). Главный вход выделен с помощью рельефной арки, ее правая часть плавно переходит на пристройку. Из-за этой детали портал выглядит весьма оригинально. Арка увенчана скульптурным изображением архангела Рафаила и украшена гербами Каталонии и Барселоны.
Это собственно и есть признаки оригинального строения. Последующие реконструкции основательно изменили его облик. Фронтон сооружения, обращенный к площади Сан Жауме, выполнен в стиле неоклассицизма. Его соорудили в 1847 году по проекту архитектора Хосепа Мас Вилы (Josep Mas Vila).
Две статуи Городского Совета заслуживают упоминания. Это изображения короля Жауме I и Жоана Фивеллера. Первый в 1249 году разрешил барселонцам выбирать городской совет, а второй прославился введением налогов для знати.
Дворец правительства (Palau de la Generalitat). Главный фасад этого здания выполнен по проекту архитектора Пере Блаи в XVI-м веке и в его архитектуре присутствует стиль ренессанса. Служебный фасад Дворца правительства выглядит элегантным и выходит на Каррер дель Бихбе Ирурита. Этот фасад представляет готический стиль и построен в 1416 году по проекту архитектора Марка Сафонта.
Над главным входом помещена статуя покровителя Каталонии – св. Георгия, побеждающего дракона.
Справа от Дворца правительства расположен забавный дом (это фотомагазин Foto-Cine). Дом интересен тем, что чем выше этаж, тем больше сужаются окна.
Улица Бизбе
Дальше мы пошли по улице Бизбе (Епископская улица — Каррер Дель Бизбе Иррурита — Bisbe Irrurita).
Справа на ней стоит обратить внимание на Дом Каноника — Casa Del Canonjes. Это внушительное готическое сооружение неправильной планировки, построенное в XI веке на римском фундаменте. Здание было предназначено для богадельни, где устраивали обеды для городских нищих, но в 1450 году дом передали канонику (одному из священнослужителей) городского собора.
Сейчас здесь располагается резиденция президента Каталонии. Если президент дома, на балконе поднят флаг Каталонии. Служебный фасад обращен на улицу Бизбе (Епископская улица — Каррер Дель Бизбе Иррурита — Bisbe Irrurita). «Готическая» галерея (крытый мостик) переброшена через эту улицу примерно по центру и соединяет Дом Каноника с Дворцом Правительства. Эта галерея, называемая иногда «барселонским мостом Вздохов«, на самом деле была построена уже в 1926 — 1928 году архитекторами Жоаном Рубьо и Белльвером (Joan Rubio i Bellver) и Джерони Марторелли (Jeroni Martorell) во время работ по восстановлению и реконструкции дворца.
Дальше по каррер Бисбе мы дошли до крохотной площади Garriga i Bachs. На ней у боковой стены церкви Святого Северуса, портал собора Санта-Эулалию расположен Памятник героям 1809 года (El Monument als Herois del 1809) известный в народе как памятник мучеников Независимости). Был построен между 1929 и 1941 году скульптором Хосе Лимона (бронзовая скульптура) и Висенте Наварро (алебастровый рельеф) и архитектором Педро Бенавент. В 1808 г. Испания была завоевана войсками Наполеона Бонапарта, посадившего на испанский престол своего брата Жозефа. Испанцы, поддержанные англичанами, оказали упорное сопротивление французам и развязав т.н. «малую войну», герилью. В Барселоне также в 1809 г. произошло антифранцузское восстание, которое было жестоко подавлено, а его участники расстреляны. Памятник напротив собора увековечивает память «мучеников 1809 г.»
Напротив монумента находится вход в «крестный путь» собора Св. Евлалии, главного готического собора Барселоны. «Крестный путь» собора представляет собой сады, посвященные св. Жорди (Георгию) покровителю Каталонии
Кафедральный собор
И наконец, мы добрались дожемчужины готического квартала — Кафедрального собора Святого Креста и Святой Евлалии (Catedral de Barcelona)
Центральное сооружение Готического квартала, кафедральный собор, стоит на месте римской базилики VI в. В 877 г. в нее были перенесены мощи св. Эулалии, христианской мученицы и покровительницы Барселоны. В 985 г. базилику раз рушили мавры, в 1046—1058 гг. появился романский кафедральный собор, в 1298 гг. началось строительство готического здания. К середине XV в. был возведен основной массив храма, главный фасад завершили в 1889 г., а шпиль — в 1913 г. Строительство заканчивали по средневековым чертежам руанского собора, поэтому кафедральный собор Барселоны сочетает в себе черты испанской и французской готики.
Размеры кафедрального собора – 93 метра длины и 40 ширины, а его наивысшая точка находится на высоте 70 метров.
Кафедральный собор посвящен Св. Евлалии, юной девушке, жившей в IV в., которая была подвергнута пыткам и приняла мученическую смерть за христианскую веру. На протяжении многих веков здание подвергалось значительным перестройкам; главный фасад, который до сих пор вызывает критические замечания, был выполнен в конце прошлого века архитекторами Местресом и Фонтом, которые пользовались оригинальными чертежами французского архитектора, сделанными в 1408 г. Центральный шпиль собора был построен лишь в 1913 г.
Ценнейшая реликвия собора — мощи святой Евлалии, покоятся под главным алтарем; если опустить 50-центовую монетку в щель, саркофаг (1339) подсветится огнями.
Большой интерес представляет и декоративное убранство хоров кафедрального собора с их великолепной резьбой по дереву и камню, а также ажурными коваными решетками. Хоры кафедрального собора — Знаменитые деревянные кресла, украшенные разноцветными позолоченными гербами рыцарей Ордена Золотого Руна, которых созвали в Соборе император Карл V и эрцгерцог Максимилиан Австрийский в 1519 году.
Интерьер кафедрального собора строгий и величественный. Витражи огромных окон выполнены в XV в., они освещают три нефа, являющихся одним из самых ярких образцов каталонской готики. Собор, как настоящая шкатулка с сокровищами, не перестает удивлять посетителей: 26 капелл и сакристия, крипта с саркофагом святой, прекрасный клуатр — все это достойно самого внимательного осмотра.
К внутреннему дворику Кафедрального собора примыкает старая часовня Святой Люсии, которая была построена в 1268 году — за 30 лет до начала строительство самого храма. Часовня сохранила в себе черты романского архитектурного стиля. Святая Люсия помогает людям с проблемами зрения. Слепые Барселоны каждый год проводят празднование в соборном монастыре.
Соборная площадь
Кафедральный собор стоит на Соборной площади (Pla de la Seu). На площади можно увидеть Дом милосердия (Casa de la Pia Almoina), созданный для ухода и помощи бедным, располагался на этом месте у Римской стены с XII века и по 1369 год. В 1400 году большую часть строений снесли, до наших дней дошла башня и фрагменты стены, датируемые IV веком.
Нынешнее здание состоит из двух частей: первая была построена около 1435 года в стиле готика (часть здания с двускатной крышей, дверью с полукруглой аркой и статуей святой Евлалии), а вторая — в 1546 году в стиле возрождения (часть здания с галерей и колоннами на верху). Массивная необычная дверь музея была создана каталонским скульптором Josep Plandiura в 1999 году. В 1982 году в здание переехал музей переехал Епархиальный музей (Museu Diocesà).
Museu Diocesà располагает обширной коллекцией религиозного искусства из церквей архиепархии Барселона. В течение года проходит несколько временных выставок. На верхнем этаже располагается экспозиция, посвященная жизни Антонио Гауди.
Новая площадь
Пла де Сеу плавно перетекает в Новую площадь (Plaça Nova). Здесь когда-то находились северные ворота древнеримского города-колонии Барсино (Barcino), в стенах которого и сформировалась готическая Барселона. Две цилиндрические башни этих ворот сохранились и по сей день. В 90-е годы XX века у одной из башен появилась и реконструкция развалин древнеримского акведука,
Знаменитое здание Пласа Нова — это дом архидиакона Луиса Десплы, более известный как Каса дель Ардиака (Casa de l’Ardiaca). Задняя стена дома — это, собственно, и есть часть древнеримских стен. Более того, Каса дель Ардиака включает в себя одну из древнеримских башен и стоит на древнеримском фундаменте. Построенное, вероятно, в начале II тысячелетия, это здание не раз подвергалось различным перестройкам, в результате чего в нем можно обнаружить множество и готических, и ренессансных элементов.
Вход в Дом архидьякона находится с противоположной от площади стороны, на узенькой улочке Санта Люсия, напротив часовни св. Люсии.
На входе во внутренний дворик можно увидеть вот такой почтовый ящик самое загадочное из произведений модернизма в Барселоне, созданное вторым по знаменитости после Гауди барселонским мастером модернистом Доменеч и Монтанером в 1902 г.
Считается что этим ящиком Доменеч и Монтанер высмеял испанскую почту, которая должна была бы быть быстрой как ласточки, а на самом деле работала со скоростью черепахи. По другой версии черепаха намекает на медлительность испанской юстиции, поскольку в здании на котором находится этот почтовый ящик когда-то была коллегия адвокатов (на это намекают также весы на почтовом ящике). Во внутреннем дворике Каза де Л’Ардиака, украшенном плитками
можно видеть фонтанчик эпохи Ренессанса
а в самом здании находится архив истории города недоступный для туристов.
На Новой площади совершенно органично соседствуют древние стены и современные памятники. Под самыми древнеримскими стенами расположилась надпись Barcino (именно так называлась Барселона в античные времена), созданная известным каталонским художником Жоаном Бросса. Сейчас это один из символов Барселоны.
Еще на площади находится здание объединения архитекторов, построенное в 60-е гг. прошлого века, портал которого был смоделирован самим Пабло Пикассо.
На этом месте (где обычные туристы начинают осмотр Готического квартала, мы закончили его осмотр. Прошли немного до площади Каталонии, сели на электричку и вернулись в Калеллу. К сожалению, обошли не весь Готический квартал, не всё увидели, осталось много не охваченного интересного, но день был уж больно насыщенный.