Вторая наша поездка в Барселону привела нас на прогулку в парк Цитадели (парк Сьютаделла). Очень красивый парк, место отдыха местных жителей и интересное место для посещения туристами. Часть парка также занимает Барселонский зоопарк, который мы, будучи с детьми, тоже посетили, но об этом расскажу в другой раз.
Из Калеллы добирались до парка Цитадели на электричке, вход в парк находится на станции renfe Триумфальная арка (Ark de Triomf), там же находится и одноименная станция метро.
Триумфальная арка
Перед входом в парк со стороны бульвара Льюис-Кумпаньс (passeig de Lluis Companys) установлена кирпичная Триумфальная арка (автор — архитектор Жузеп Виласека-и-Касановас (Josep Vilaseca i Casanovas)), которая появилась там в 1888 году, когда парк Цитадели стал главной площадкой Всемирной выставки (для Барселоны того времени она сыграла такую же роль, как Олимпиада 1992 года).
Основным материалом для Триумфальной арки Барселоны Виласеке был выбран красный кирпич. Красная конструкция Виласека – уникальная в своем роде и запоминающаяся своей величавой простотой.
На дугах фасадов архитекторы расположили гербы всех испанских городов и провинций. Основной герб Испании находится в самом верху Триумфальной арки Барселоны – в центральной части. С боковых от него сторон находятся по 2-е оригинальные башенки с окнами, украшенные коронами. 2-е основные скульптурные композиции декорируют арку с 2-х сторон. На основном фасаде «лентой» выложена скульптура «Барселона приветствует нации», исполненная скульптором Жозепе Рейнесом.
Легенда о летучей мыши
Сбоку, на бордюрной ленте, расположены скульптурные изображения летучих мышей. Хотя обычно к этим зверькам люди относятся с антипатией, в Барселоне, Валенсии и Пальме летучие мыши относятся к геральдическим символам. Враги солнечного света, гнездящиеся под сводами таинственных пещер – как они появились на гербах и памятниках испанских городов?
Происхождение этих символов берёт начало в далёком XIII в. В ходе отвоевания или, точнее, завоевания христианскими феодалами (испанскими, каталонскими, арагонскими и португальскими) территории Арабских Эмиратов Пиренейского полуострова (Реконкиста) эти города были плотно связаны друг с другом.
Среди легенд о происхождении этих символов наибольшее распространение получила одна, времён короля Арагонского Хайме I Завоевателя (Jaume I el Conquistador 1208-1276). Войска Хайме I разбили лагерь неподалёку валенсианских земель, оккупированных маврами, и мирно заснули. Однако ночью некоторые из воинов проснулись от странных звуков, доносившихся из палатки короля. Один из них быстро двинулся к палатке Хайме I, чтобы убедиться, все ли в порядке, и разбудил его. Проснувшись, воины увидели, что к их лагерю подкрадываются мавры. Испанские воины быстро вступили в бой. Схватка была долгой, изнурительной и кровавой, но всё же конкистадорам удалось отбить коварное наступление.
По окончании страшной битвы король приказал узнать, что потревожило лагерь ночью. Каково же было удивление, когда выяснилось, что причиной стал маленький летучий мышонок, попавший в палатку. В поисках выхода он бился об барабан и сбросил оружие на пол. В благодарность за победный бой и спасённые жизни своих воинов, король приказал изобразить маленького героя на головной части своего герба.
Аллея (Passeig Lluís Companys)
За Триумфальной аркой до входа в парк разбита довольно длинная аллея (Passeig Lluís Companys), на которой установлены красивые фонари, разработанные Pere Falqués между 1905 и 1907 гг.
Фонари были разрушены при строительстве подземной парковки, но были воссозданы в 1991-98 г. в точном соответствии с оригиналом.
Вдоль аллеи протянулся скрытый за деревьями Дворец правосудия. Построен между 1887-98 гг. в результате сотрудничества двух из крупнейших архитекторов того времени: Доменека Эстапа (Domènech Estapà) (одним из первых модернистов) и Энрике Санье (Enric Sagnier) (консервативный стиль). Монументальное здание с обилием скульптурных элементов на фасаде.
В конце проспекта перед входом в парк установлен памятник Francesc de Paula Rius i Taulet — мэру Барселоны во время проведения Всемирной выставки 1888 года. Памятник построен между 1897-1901гг. архитектором Pere Falqués и скульптором Manuel Fuxà. Это обелиск, на передней стороне — бронзовый бюст Rius i Taulet в окружении рабочего, символизирующего труд, и аллегорической фигурой, которая символизирует город, поздравляющий мэра . На задней панели изображена крылатая Слава и три ангелочка, символизирующие искусство, науку и промышленность.
Рядом стоят бронзовые статуи Руджеро Лауриа и художника Антони Виладомат (Roger de Llúria и Antoni de Viladomat), которые (наряду с статуей Пау Кларис) единственные из восьми статуй великим людям в истории Каталонии уцелели, остальные были переплавлены, чтобы сделать образ Девы Милосердия. Скульптура Руджеро Лауриа создана Josep Reynés в 1885 г., скульптура Виладомата создана Torquat Tasso в 1886 г. Обе были отреставрированы Фредериком Маресом (Frederic Marés).
Пройдясь по этой аллее, попадаем к одному из входов в парк (на фото другой вход, с западной стороны). С южной стороны вход в парк обрамляют скульптуры работы Venanci Vallmitjana, символизирующие Море и Сельское хозяйство, с западной стороны — Торговлю и Промышленность.
История создания парка Цитадели
В 1714 году, после Войны за испанское наследство, которая продолжалась 13 лет, Барселона была взята войсками короля Филиппа V Бурбона. Для того чтобы удержать город, Филипп приказал построить в центре Барселоны крепость, пушки которой были направлены на жилые дома бедных районов Барселоны. В то время это была одна из крупнейших крепостей в Европе.
Во время строительства этой крепости были снесены целые жилые кварталы, а для обеспечения финансирования строительства испанские власти ввели специальный налог — El Cadestre. С тех пор крепость постоянно напоминала жителям Каталонии об их поражении в той войне, которая лишила их национального суверенитета.
Цитадель просуществовала около ста пятидесяти лет и только в середине XIX века, когда крепость потеряла всякое военное значение, центральные власти Испании дали согласие разрушить её, что с радостью выполнили местные жители. Одним из условий сноса крепости было создание на этом месте парка. Конкурс на планировку парка выиграл Josep Fontseré. В течение нескольких десятилетий он оставался единственной зелёной зоной в городе.
Для увековечивания памяти генерала Прима, благодаря которому удалось снести гигантскую Цитадель в 1882-1887 гг. был создан бронзовый памятник скульптором Льюисом Пудженером (Lluís Puiggener i Fernández) (1851-1918), который выиграл объявленный барселонской мэрией конкурс. Торжественное открытие состоялось в 1887 году, а на следующий год автор памятника получил специальную премию по случаю Всемирной выставки в Барселоне. Это был первый установленный в Барселоне конный памятник.
В 1936 году, во время Гражданской войны, статуя была разрушена и переплавлена. Новый вариант памятника был изготовлен в 1945-48 году скульптором Фредериком Маресом (Frederic Marés) по оригинальному макету. Эта конная статуя по сей день высится в конце обсаженной деревьями аллеи парка Цитадели, в центре невысокой ротонды перед входом в зоопарк Барселоны, со стороны улицы Marquès de l’Argentera (на том месте, где раньше располагался главный вход в крепость).
Памятник состоит из прямоугольного мраморного пьедестала с памятной табличкой и барельефами и собственно бронзовой фигуры генерала на коне
Сегодня от старой крепости уцелело лишь несколько домов, среди которых самое интересное — здание Арсенала, которое служит резиденцией Парламента Каталонии, также там находится и Музей современного искусства, в котором можно увидеть работы мастеров Каталонии. Здание построено в 1717-27 гг. архитектором Jorge Próspero de Verboom в стиле классицизма и отремонтировано в 1889-95 Пером Фалькесом (Pere Falqués), чтобы превратить его в королевский дворец (были добавлены настенные изображения — сграффито и три балкона, королевский герб был взят с ворот Цитадели).
Еще одно здание, оставшееся от Цитадели XVIII в. — церковь Цитадели. Она была построена в 1717-28 гг. Боковые часовни пристроены позднее.
Третье из сохранившихся зданий Цитадели — дворец губернатора. Построен между 1718 и 1727 гг. Это прямоугольное здание с фасадом классического типа, симметричное. Фасад увенчан выступом с королевским гербом.
В здании с 1932 г. находился знаменитый институт Escola. Позже он был превращен в пожарную часть и, наконец, после восстановления, стал институт Verdaguer.
В 1888 году, когда в Барселоне проходила первая Всемирная выставка, парк Цитадели был выбран основным местом её проведения. Парк был существенно реорганизован для проведения выставки и украшен многими прекрасными павильонами, из которых в настоящее время остался только один.
Самое красивое наследие Всемирной выставки на территории парка — здание кафе-ресторана Льюиса Думенека-и-Мунтане (Lluís Domènech i Montaner), также известное как Замок трех драконов (Els Castell dels Tres Dragons), с которого начался весь каталонский модернизм. Также в этом здании впервые использован кирпич и голые железные конструкции. Декоративные керамические плиты в верхней части здания выполнены несколькими архитекторами: Gallissà, Llimona, Baixeras, Pellicer или Riquer. С 1920 года в Замке расположился Зоологический музей. Замок стоит как раз у южного входа, откуда мы начали свою прогулку.
Еще одно наследие Всемирной выставки — Монумент в честь столетия Всемирной выставки. Памятник из нержавеющей стали, анодированного алюминия, краски, промышленных деталей из железа (шестерни прибыли из порта Малаги) и бетона открыт в 1991 году. Автор Antoni Clavé. В данной работе предлагается сочетание материалов и текстур в стиле коллаж, которые характерны для его картин.
В 1892 году парк Цитадели был вновь реорганизован для того, чтобы разместить в нем зоопарк Барселоны.
Ландшафт
Пространство парка строится вокруг широкого проспекта, который простирается до проспекта Пасео де -Сан-Хуан. Проспект состоит из трех аллей: Липовая, Тополиная и Вязовая.
По красивейшим аллеям парка любят гулять местные жители, сидеть на лавочках или просто на траве, можно выгуливать собак (только убирать за ними).
Основой удивительного паркового ландшафта стало большое озеро (на котором можно арендовать лодку и прокатится по водной глади)
Возле озера можно наслаждаться соседством маленьких черепашек, греющихся на камнях, и плеском у поверхности воды рыбок. Окружающая зелень и уютная атмосфера настраивают посетителей на романтическое настроение.
На территории парка построено несколько зданий.
Так, на территории парка расположен музей геологии (старейший музей Барселоны). Здание построено в 1882 году архитектором Antoni Rovira i Trias. В его основе лежит эллинистическая архитектура. Здание имеет один этаж, вход обрамлен рифлеными колоннами, поддерживающими треугольный фронтон, тимпан которого украшен гербом Барселоны в цветочном декоре. Сбоку от колонн установлены статуи натуралистам Феликсу де Азара и Сантьяго Сальвадоре (Fèlix de Azara и Jaume Salvador) работы Эдуарда Аленторна (Eduard Alentorn) (1887 г.).
Оранжерея построенная в 1883-87 гг., предположительно Джозефом Амаргос (Josep Amargós Samaranch). Здание имеет три нефа, центральный выше, построено из стекла и железа. Декоративные элементы в классическом стиле, а также литье. В настоящее время используется в качестве выставочного зала.
Здание для защиты от солнца самых деликатных растений. Сочетание кирпича с деревянной обрешеткой. Построено Josep Fontseré i Mestres в 1883 году, но было изменено на время Всемирной выставки (адаптировали его как конференц-зал). После Джозеф Амаргос (Josep Amargós) под руководством Ильи Рогента (Elies Rogent) вернул зданию первоначальный вид.
Скульптуры парка Цитадели
Весь парк Цитадели наполнен скульптурами.
После проведения Выставки 1888 года, натуралист Норберт Фонт предложил установить в парке скульптуры вымерших животных в натуральную величину. На мамонте (установленного около озера)) всё началось и там же закончилось.
Охотник на львов, Agapit Vallmitjana, 1883г. большой выразительности
Памятник Бонавентуре Карлосу Арибау (Bonaventura Carles Aribau), 1884 года, который первоначально был высечен в камне Manuel Fuxà и заменен на бронзовую копию работы Энрике Монка (Enric Monjo) в 1934 году.
Богиня (Josep Dunyach), 1928. Первоначально была установлена на площади Каталонии, но моралисты, протестующие против обнаженных статуй, вынудили перенести ее.
В одном из прудов расположена скульптура «Отчаяние» («Desconsol») каталонского скульптора Жузепа Льимоны (Josep Llimona). Скульптура была подарена городу Жузепом и стала одним из символов Барселоны. Оригинал создан в 1903 году, а две реплики в мраморе — в 1907 и 1917гг.
В 1936 году появляется памятник Добровольцам Каталонии, погибшим во Франции, автор Josep Clarà «Во всем мире в защиту свободы» высечено на подножии памятника
Фонтаны парк Цитадели
В северном углу парка находится впечатляющий Древовидный монументальный фонтан — Каскад (Cascada), выполненный в классическом стиле и украшенный великолепным скульптурным ансамблем с Венерой и с квадригой Авроры на вершине, отлитой из бронзы.
Впервые он был открыт в 1881 году, без скульптурной экспозиции, однако в течение следующих шести лет был доведён до современного вида, и в 1888 году его представили на Всемирной выставке.
Над композицией этого фонтана работал архитектор из Каталонии Жузеп Фонсере (Josep Fontserè), скульпторы Росенде Нобас (Rossend Nobas), Венанси Вальмитжана (Venanci Vallmitjana) и малоизвестный в то время Антонио Гауди (он занимался схемой гидравлики, также по его эскизу был сделан искусственный грот под каскадом).
Есть в парке и менее масштабные, но милые фонтаны. Например, Фонтан с детьми, автор Josep Reynés Gurgui. Фонтан спроектирован в 1893 году и изображает голых детей, забирающихся на большую вазу в середине пруда. Одна из самых популярных скульптур в парке как по художественному качеству, так и по динамизму и изысканности сцены. Автор великолепно передает движения малышей, которые свободно играют, поднимаясь в большую вазу, украшения которой не отвлекает от детей.
Так мы прогулялись по дороге в зоопарк, насладились прекрасными видами, и в северной части парка перешли на территорию Барселонского зоопарка.