Сохранила себе в качестве памятки разные схемы введения прикорма, а также правила его введения.
Схемы введения прикорма согласно разным источникам
1. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ (издание 2011 года)
************************************************************************************************************
2. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВВЕДЕНИЯ ПРОДУКТОВ И БЛЮД ПРИКОРМА ПРИ ЕСТЕСТВЕННОМ ВСКАРМЛИВАНИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ (СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ №225))
ВОЗРАСТ, МЕСЯЦЫ | ||||||||
Наименование продуктов | 0-3* | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9-12 |
Фруктовый сок, мл | — | 5-30 | 40-50 | 50-60 | 60 | 70 | 80 | 90-100 |
Фруктовое пюре, г | — | 5-30 1 | 45-50 | 50-60 | 60 | 70 | 80 | 90-100 |
Овощное пюре, г | — | — | 10-100 | 150 | 150 | 170 | 180 | 200 |
Молочная каша, г | — | — | — | 50-100 | 150 | 150 | 180 | 200 |
Творог, г | — | — | — | 10-30 | 40 | 40 | 40 | 50 |
Желток, г | — | — | — | — | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Мясное пюре, г | — | — | — | — | — | 5-30 | 50 | 60-70 |
Рыбное пюре, г | — | — | — | — | — | — | 5-30 | 30-60 |
Кефир и др. кисломолочные продукты, мл | — | — | — | — | — | 200 | 200 | 400-500 |
Цельное молоко, мл | — | — | 100 2 | 200 2 | 200 2 | 200 2 | 200 2 | 200 |
Сухари, печенье, г | — | — | — | — | 3-5 | 5 | 10 | 10-15 |
Хлеб пшеничный, в/с, г | — | — | — | — | — | 5 | 5 | 10 |
Растительное масло, г 2 | — | — | 1-3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 6 |
Сливочное масло, г 2 | — | — | — | 1-4 | 4 | 4 | 5 | 6 |
* — цифры 3, 4 и т.д. означают, что данный продукт следует вводить с 3,4 и т.д. месяцев
1 — Пюре вводится через 2 недели после введения сока
2 — Для приготовления блюд прикорма (овощного пюре, каши и др.)
Первым можно рекомендовать яблочный сок, обладающий невысокими аллергенными свойствами. Затем могут назначаться грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый соки, позднее — черносмородиновый, вишневый и др. Кислые и терпкие соки следует разводить кипяченой водой. Соки цитрусовых, малиновый, клубничный, томатный, принадлежащие к числу продуктов с высокой потенциальной аллергенностью, следует назначать с учетом индивидуальной переносимости и аллергологического анамнеза, но не ранее 6 месяцев жизни ребенка. Это же относится и к сокам из тропических и других экзотических фруктов (манго, гуава, папайя и др.).
Через 2 недели после введения в рацион соков и их хорошей переносимости в рацион ребенка можно ввести более плотную пищу — фруктовые пюре. Ассортимент рекомендуемых фруктовых пюре и последовательность их введения в рацион аналогичны описанным для соков.
С 4,5-5,5 месяцев в рацион ребенка можно вводить более густую пищу, которую и обозначают в нашей стране термином «прикорм». В качестве первого прикорма предпочтительнее назначать овощное пюре. Введение овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (картофеля, кабачков), переходя затем к смеси овощей, с постепенным расширением ассортимента с использованием цветной капусты, тыквы, белокочанной капусты, моркови, позднее — томатов, зеленого горошка.
Через 3-4 недели после введения овощного пюре может быть рекомендован злаковый прикорм (молочная каша). В качестве первого злакового прикорма следует использовать каши из безглютеновых злаков (рисовую, гречневую и кукурузную ), поскольку раннее введение в рацион каш из злаков, содержащих глютен (манной, пшенной, овсяной) может способствовать развитию у детей глютеновой энтеропатии.
По показаниям, когда ребенок плохо набирает массу тела или имеется тенденция к изменению частоты и консистенции стула, целесообразно в качестве первого прикорма ввести кашу, а затем уже овощное пюре.
С 5-6 месяцев в рацион ребенка вводится творог. Более раннее введение творога (как дополнительного источника белка) нецелесообразно, поскольку дети, находящиеся на естественном вскармливании необходимое количество белка получают с женским молоком.
С 6 месяцев жизни в рацион детей можно ввести яичный желток. Более раннее введение желтка нередко приводит к возникновению аллергических реакций в связи с высокой сенсибилизирующей активностью данного продукта.
Мясо в рацион ребенка рекомендуется вводить с 7 месяцев, начиная с мясного пюре, которое позднее заменяется фрикадельками (8-9 месяцев) и паровыми котлетами (к концу первого года жизни). С 8-9 месяцев ребенку один-два раза в неделю вместо мясного пюре можно рекомендовать рыбное пюре. С 7,5-8 месяцев в рацион ребенка вводится кефир и (или) последующие смеси — молочные смеси на основе коровьего молока с более низким, чем в коровьем молоке и кефире, содержанием белка и оптимизированным жирнокислотным и витаминным составом. Следует особо указать на необоснованность использования кефира и других неадаптированных кисломолочных смесей в питании детей первых месяцев жизни. Это может вызвать нарушение кислотно-щелочного равновесия в организме ребенка и оказать неблагоприятное воздействие на незрелые почки младенца. Учитывая имеющиеся в литературе данные о высокой аллергенности цельного коровьего молока и его способности (при приеме в качестве напитка) провоцировать диапедезные кишечные кровоизлияния, целесообразно вместо него использовать в питании детей первого года жизни последующие смеси.
Примерная схема введения продуктов прикорма в рацион детей, находящихся на естественном вскармливании, представлена в Приложении 4.
При введении прикорма следует твердо придерживаться следующих правил:
Начинать введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок не болен.
Не начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.
Каждый новый продукт (блюдо) надо вводить постепенно, с небольших количеств (сок — с нескольких капель, пюре и кашу — с 1/2 чайной ложки), внимательно наблюдая за его переносимостью. При появлении симптомов плохой переносимости продукта (нарушение функции кишечника, аллергические реакции и др.) необходимо прекратить введение этого продукта и попытаться вновь ввести его через некоторое время. При повторной негативной реакции от введения продукта следует отказаться и попытаться заменить его аналогичным (например — яблочное пюре — грушевым, гречневую кашу — овсяной и т.п.).
Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.
Введение любого нового вида пищи следует начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Например, введение соков начинать с яблочного, затем вводить смесь из двух соков (яблочного и грушевого), позднее из трех (яблочного, грушевого и черносмородинового) и т.д. Такие же правила соблюдаются при введении овощных пюре и молочных каш (постепенный переход от одного вида овощей или злаков продукта к их смеси). Это необходимо для выявления возможных аллергенных эффектов того или иного продукта, что исключено при использовании их смеси.
Следует особо подчеркнуть, что с учетом неблагоприятной экологической обстановки и недостаточно высокого санитарно-гигиенического уровня населения, основу прикорма детей первого года жизни должны составлять продукты и блюда промышленного выпуска, которые обеспечивают безопасность входящих в них компонентов и их строго заданный химический состав, соответствующий потребностям ребенка в основных пищевых веществах, включая витамины и минеральные вещества.
К числу таких продуктов относятся:
- разнообразные консервированные фруктовые, овощные и фруктово-овощные соки и пюре;
- сухие инстантные злаковые и злаково-молочные смеси (каши), как правило, обогащенные основными витаминами, железом и кальцием, дополнительное поступление которых с пищей является важным способом профилактики анемии, нарушений баланса кальция и др.,
- мясные и мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные пюре (гомогенизированные, пюреобразные и крупноизмельченные.
Эти продукты прикорма выпускаются многочисленными заводами и компаниями в нашей стране и за рубежом.