Пальчиковая гимнастика для детей
Хочу поделиться с вами своей подборкой пальчиковой гимнастики для самых маленьких
ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ
Этот пальчик хочет спать.
(ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой
загибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать.
(загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул.
(загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул.
(загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит
и тихонечко сопит.
(загибает большой пальчик)
Солнце красное взойдет,
утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Повторить то же самое с правой рукой.
ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ
(взрослый играет с ребенком)
Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел,
(разгибает мизинчик)
этот пальчик гриб нашел,
(разгибает безымянный пальчик)
этот резал,
(разгибает средний пальчик)
этот ел,
(разгибает указательный пальчик)
ну, а этот лишь глядел!
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
ВАРИАНТ
Этот пальчик в лес пошел,
(разгибает мизинчик)
этот пальчик гриб нашел,
(разгибает безымянный пальчик)
этот пальчик чистить стал,
(разгибает средний пальчик)
этот пальчик резать стал,
(разгибает указательный пальчик)
ну, а этот взял и съел! Потому и потолстел
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
ГДЕ БЫЛ?
Большак-здоровяк, ты где был?
(загибает или разгибает большой палец)
С братцем-указкой в лес ходил,
(загибает или разгибает указательный пальчик)
с братцем-серёдкой щи варил,
(загибает или разгибает средний пальчик)
с братцем-сироткой песни пел,
(загибает или разгибает безымянный пальчик)
с братцем-мизинцем кашу ел
((загибает или разгибает мизинчик)
СОРОКА-ВОРОНА
(взрослый играет с ребенком)
Сорока-ворона кашу варила, деток кормила
(рисовать круги на ладошке)
Этому дала,
(загибает мизинчик)
этому дала,
(загибает безымянный пальчик)
этому дала,
(загибает средний пальчик)
этому дала,
(загибает указательный пальчик)
а этому не дала-не дала-не дала
(трясет большой пальчик)
Ты дров не рубил,
(разгибает указательный пальчик)
Ты воду не носил,
(разгибает средний пальчик)
Ты печь не топил,
(разгибает безымянный пальчик)
Ты кашу не варил
(разгибает мизинчик)
ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК – СТАЙКА
(взрослый играет с ребенком)
(автор текста — Ирина Токмакова)
Пой-ка, подпевай-ка: (берем кисти малыша и встряхиваем, чтобы расслабить их)
Десять птичек — стайка. (переворачиваем ручки ладошками вверх)
Эта птичка — соловей. (далее на каждую птичку берем один пальчик и слегка трясем его)
Эта птичка — воробей.
Эта птичка — совушка, сонная головушка.
Эта птичка — свиристель.
Эта птичка — коростель.
Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.
Эта — зяблик,
Эта — стриж,
Эта — развеселый чиж,
Ну а эта — злой орлан.
Птички, птички, — по домам! (берем кисти за запястья, трясем, изображая птичек и уводим руки за спину — прячем)
КТО ПРИЕХАЛ?
(дети играют сами)
Кто приехал?
(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы!
(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
Мама, мама, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками безымянных пальцев)
Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да!
(хлопает в ладоши)
МОЯ СЕМЬЯ
(дети играют сами)
Проговаривая слова, пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать. Начинайте с большого пальчика.
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Это вся моя семья!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Кроме игрового момента, в этой забаве очень много положительных черт:
– развивается моторика ручки – сгибаются и разгибаются пальчики;
– развивается память – нужно же запомнить, кто есть кто и кто за кем;
– развивается речь – последние слова фраз ребенок может говорить сам.
В ГОСТИ К ПАЛЬЧИКУ БОЛЬШОМУ
(дети играют сами)
В гости к пальчику большому (выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому (соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
Безымянный и последний (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Сам мизинчик-малышок (вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак)
Постучался об порог. (кулачки стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. (ритмичное сжатие пальцев на обеих руках)
АПЕЛЬСИН
(дети играют сами)
Мы делили апельсин. (рука в «кулачке»)
Много нас, а он один! (крутим кулачком вправо — влево)
Эта долька для ежа, (другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в «кулачок», начиная с большого)
Эта долька для чижа, (разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (разгибаем мизинчик)
Ну, а волку — кожура. (открытую ладошку поворачиваем влево — вправо)
Он сердит на нас — беда! (двумя руками показываем волчью пасть.)
В домик прячемся — сюда! (делаем руки»домиком»)
ГУСЬ
(взрослый играет с ребенком)
(автор текста – Юлия Соколова)
Где ладошка? Тут? (отвести ладошку за спину)
Тут! (показать ладошку)
На ладошке пруд? (правой рукой на левой ладошке нарисовать круг)
Пруд.
Палец большой – гусь молодой (загибать поочередно все пальцы)
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Безымянный печь топил,
А мизинец – суп варил
УЧИМ ПАЛЬЦЫ
(взрослый играет с ребенком)
Этот пальчик самый большой, самый веселый, самый смешной! (Показываете ребенку большой палец).
Этот пальчик — указательный, он солидный и внимательный. (Указываете на что-либо указательным пальцем.)
Этот пальчик — средний, ни первый, ни последний. (Отгибаете средний палец).
Этот пальчик — безымянный, он не любит каши манной. (Согните средний палец как будто он не хочет каши.)
Самый маленький — мизинчик, любит бегать в магазинчик! (Оттопырьте мизинчик, будто он хочет убежать.)
ДЕСЯТЬ ВНУЧАТ
У нашей бабушки
(руки сожмите в кулаки)
Десять внучат
(разожмите кулаки и покажите 10 пальцев).
Две Акульки сопят в люльке
(пошевелите мизинцами),
Две Аринки спят на перинке
(пошевелите безымянными пальцами),
Две Аленки глядят из пеленки
(пошевелите средними пальцами),
Два Ивана на лавках сидят
(пошевелите указательными пальцами),
Два Степана учиться хотят
(пошевелите большими пальцами).
Десять внуков
(покажите 10 пальцев)
А бабушка одна
(прижмите ладони к груди).
УТРЕЧКО
Утро настало
(ладони скрестите, пальцы раздвиньте);
Солнышко встало.
— Эй, братец Федя
(правую руку сожмите в кулак, оставив свободным только большой палец, и поставьте ее на ладонь левой руки),
Разбуди соседей
(вращайте по кругу большим пальцем правой руки)
— Вставай, Большак
(щелкните большим и указательным пальцами правой руки но большому пальцу левой руки)
— Вставай, Указка
(щелкните большим и указательным пальцами правой руки по указательному большому пальцу левой руки)
— Вставай, Середка
(щелкните большим и указательным пальцами правой руки но среднему пальцу левой руки)
strong>- Вставай, Сиротка
(щелкните большим и указательным пальцами правой руки по безымянному пальцу левой руки)
— И Крошка-Митрошка
(щелкните большим и указательным пальцами правой руки по мизинцу левой руки)
Привет, Ладошка
щелкните по центру ладони
Все потянулись
руки поднимите вверх, пальцы вытяните
И проснулись
быстро пошевелите пальцами.
НА БЛИНЫ
Стала Маша гостей собирать
(хлопайте в ладоши)
И Иван приди
(кончиком пальца проведите по всем пальцам руки малыша, начиная с большого),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста!
Стала Маша гостей угощать
(хлопайте в ладоши)
И Ивану блин
(нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек!
Стала Маша гостей провожать
(хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван!
(по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
И Митрошечка
До свидания!
УЛИТКА
Улитка, улитка! Покажи свои рога,
(пальцем водите по раскрытой ладони малыша)
Дам кусок пирога
(загибаете по очереди пальцы ребенка, начиная с большого)
Пряника печатного
Пышку ароматную
Сдобную лепешку
И блинов немножко
(После этого помогите малышу освободить из кулачка указательный палец и мизинец: получается улитка! )
ПАЛЬЧИКИ-ГНОМИКИ
Жили – были в домике
(сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять
(разгибать пальчики)
Стали гномики стирать
(тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки,
(загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
ГОРОХ
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке.
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже.
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая…
(выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)
ДОМИК
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
Еще несколько стихов про пальчики
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!
(М.Кальцова)
***
Ивану-большаку — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке-Тимошке — песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
(Русская народная)
***
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
И заиньке усатому.
***
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
1 комментарий
[…] И возьмите в самолет то, что развлечет ребенка во время бодрствования (книжки, игрушки…). Удобнее будут игрушки, которые складываются одна в другую и подразумевают несколько игр (например, матрешка из героев сказок (и матрешку собрать/разобрать, и сказку показать, и места мало занимает; набор разноцветных стаканчиков, которые складываются один в другой и собираются в башенку…). Хорошо взять новую игрушку, которая привлечет внимание малыша дольше, чем старая. Не занимает место и очень выручает запас сказок/стихов в голове и игры с пальчиками (например, Пальчиковая гимнастика для детей). […]